Местные налоги и сбора, их роль в доходах МБ

Первый в истории местный налог – 17в., Англия, добровольный, а позже обязательный сбор в пользу бедных на основе наличия недвижимости у плательщика (целевой налог).

Франция – налоги в форме на общегосударственные цели (земельный, подомовой, промышленный). Добавочные сантимы – проценты, начисляемые поверх госналогов:

· Обычные – на обычные потребности

· Спекулятивные – с целевым назначением

· Чрезвычайные – на необязательные расходы

Октруа – прототип АС, оплачивался при ввозе продукта на местную территорию.

Пруссия:

· В 1892 введен земельный, подомовой и промышленный местные налоги

· Местные могли устанавливать надбавку на подоходных налог и прирост ценностей (с развития)

США:

· Однократный характер, на проведение конкретных местных работ

· «Специальное обложение»

Современные группы налогов:

· Собственные местные налоги – устанавливаются местными органами

o Прямые (большая часть)

o Непрямые

· Надбавки к государственным налогам

o В т.ч. отчисления от общегосударственных налогов, включаемые в МБ

· Налоги в форме платы за услуги (газ, воду, связь, стоянку, предоставление документов)

· Налоги, отражающие местную политику

o Экологические налоги

Европейская хартия о местном самоуправлении: Местные налоги и сборы должны преобладать в местных бюджетах

Європейська Хартія місцевого самоврядування складається з преамбули та трьох частин. В преамбулі викладена мета держав-членів Ради Європи, які підписали Хартію та основні принципи, на яких вона базується.

Європейська Хартія місцевого самоврядування є першим багатостороннім правовим документом, який визначає і захищає принципи місцевої автономії – однієї з підвалин демократії.

Від імені України Європейську Хартію місцевого самоврядування було підписано 6 листопада 1996 року в м. Страсбурзі.

В Украине:

· Первый документ – декрет КМУ (23.05.1993) «О местных налогах и сборах», определялось 16 налогов и сборов, граничная величина, вычисление

· 06.1993 – добавили налог с продажи импортных товаров

· 1997 – новая реакция ЗУ «О местном налогообложении», устанавливается 2 налога и 14 сборов

· 2004 – исключили отельный сбор и сбор за проезд в приграничные области

· 2010 – по налоговому кодексу (налог на недвижимость с 2012, единый налог, сбор по парковку ТС, сбор за некоторые виды деятельности, турсбор)

Д.з.: доходы, которые зачисляются, доходы которые не зачисляются, динамика по какому-то местному бюджету

Задача. Рассчитать объём собственных доходов местного бюджета. Проанализировать степень зависимости доходных источников местных органов власти от их собственной деятельности и собственных решений. Доходы бюджета всего – 736.4 Местные налоги и сборы – 13.8 Единый налог на СПД – 13.6 Госпошлина – 5.1 С собственников ТС – 15.6 Налог на прибыль предприятий коммунальной собственности – 6.2 Местные денежно-вещевые лотереи – 3.7 НДФЛ – 119.8 За спецпользование ресурсами местного значения – 14.4 Субвенция – 544.2
Собственные доходы = 53.7 тыс.грн Степень зависимости от собственной деятельности = 53.7 : 736.4 = 7.3%

Состав расходов МБ

Расходы (ВИДАТКИ) МБ – экономические отношения, возникающие в связи с финансированием собственных и делегированных полномочий местный органов власти. Отражают функции и задачи, возлагающиеся на местную власть.

По кодексу: - средства, направляемые на осуществление программ и мероприятия предусмотренным соответствующим бюджетом. Не включают погашение долга, кредитование, размещение на депозиты, ценные бумаги, возврат переплат, прочие виды бюджетного возмещение (эти пункты включаются в ВИТРАТИ, т.е. затраты).

Классификация расходов:

· Программная

o Формируется местным органом по запросам главных распорядителей при составлении проекта решения по местному бюджетов

o Формируется с учётом типичной классификации расходов минфина

· Ведомственная

o Содержит перечень главных распорядителей для систематизации расходов и кредитования по признаку главного распорядителя

· Функциональная

o Разделы – систематизируют расходы и кредитование для выполнения функций государства, территории

o Подгруппы и группы – конкретизируют расходы и кредитование на выполнение данных функций

· Экономическая

o Текущие – финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, мероприятия социальной защиты населения

o Капитальные (развития) – на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, связанные с расширенным воспроизводством

· По задачам

o Обязательные – направленные на выполнение обязательных задач, возлагаемых на местные органы для обеспечения определённого стандарта услуг в масштабах всей страны, а также расходы по обслуживанию долга

o Факультативные – для реализации задач в пределах собственной компетенции (факультативные обязательства)

o Для реализации делегированных полномочий (за счёт уровня, делегирующего полномочия)

· По кодексу

o Выполнение делегированных полномочий (относится только к госбюджету)

o Расходы на осуществление делегированных государственных полномочий (определяются функциями государства и передаются местным органам для боле эффективного их выполнения по принципу субсидиарности) – за счёт собственных средств или трансферт

o Расходы на осуществление собственных полномочий (по обязательствам, находящихся согласно закону в компетенции местных органов) – за счёт собственных средств или трансферт

Разграничение расходов между уровнями определяется принципом субсидиарности. Предусматривается разделение на группы:

1. Расходы учреждений на реализацию мероприятий, обеспечивающих необходимое первоочередной предоставление гарантированный услуг (бюджеты сел, объединений, посёлков, городов не областного значения)

2. Расходы на функционирование учреждений и мероприятий, обеспечивающих основные гарантированные услуги (города областного-республиканского значения, районы областей – починка дороги, например)

3. На учреждения и мероприятий, которые обеспечивают гарантированные услуги для отдельных категорий граждан или программы, потребность в которых существует во всех регионах Украины (Бюджет АРК, областной бюджет)

Из бюджета Киева и Севастополя осуществляются расходы всех 3 групп.

Ст.88 и далее:

Бюджет Расходы, которые учитываются Расходы, которые не учитываются
Сёла, объёдинения, города районного значения - самоуправление - образование - дома культуры, клубы 1. Пожарная охрана 2. Внешкольное образование 3. Социальная защиты и обеспечение 4. Транспорт (поддержание дорожного хозяйства) 5. Программы благоустройства 6. Поддержка кино, СМИ 7. Культурные программы 8. Развитие физкультуры и спорта 9. Реставрация, охрана памятников 10. Спасение на воде, защита от ЧС, мобилизационная подготовка 11. Прочие
Район, город областного значения, область, АРК - госуправление - образование - охрана здоровья - соцзащита и обеспечение - культура и искусство - физкультура и спорт

Бюджет развития – элемент специального фонда местного бюджета. Средства его направляются на программы соц-эк развития территории (инвест и инновац деятельность, субвенции и прочие расходы на расширенное воспроизводство).

Источники бюджета развития:

1. Налог на прибыль (кроме коммунальной)

2. Единый налог для малых СПД

3. Дивиденды (доходы), начисленные на акции (паи) товариществ, на балансе которых имущество местного органа

4. Плата за предоставление местный гарантий

5. Отчуждение имущества

6. 90% продажи несельскохозяйственных земельных участков, находящихся в гос собственности до размежевания земель на коммунальную и государственную (а такой земли почти нет)

7. Субвенции из других бюджетов

8. Возвращаемые в бюджет кредиты и проценты

9. Местные займы

10. Средства из другой части местного бюджета

Расходы бюджета развития:

1. Погашение местного долга

2. Капитальные расходы (кап трансферты другим бюджетам)

3. Взносы органов местного самоуправления в уставный фонд субъектов хозяйствования

4. Экспертная денежная оценка земельного участка на продажу за счёт аванса покупателя

Направления расходования средств бюджета развития:

1. Социально-экономической развитие региона

2. Выполнение инвестиционных программ и проектов

3. Строительство, ремонт и реконструкция соц-культ объектов, ЖКХ

4. Газопроводы, газификация

5. Сохранение историко-культурных мест

6. Покупка жилья нуждающимся и т.д.

Дисбаланс общего фонда бюджета согласно БКУ:

· С дефицитом – разрешено при использовании свободного остатка бюджетных средств

· С профицитом – разрешено при:

o Направление в бюджет развития средств из общего фонда

o Выполнение обязательств по непогашенным ссудам

o Обеспечение оборотного остатка

· Способ – принятием решения про внесение изменений в местный бюджет

Дисбаланс специального фонда:

· Дефицит – при:

o Осуществление займа

o Предусмотрены поступления средств из общего фонда

o Поступление от продажи ценных бумаг

o При использовании остатков средств спецфонда, кроме собственных поступлений бюджетных учреждений

· Профицит – при:

o Погашении местного долга

o Покупке ценных бумаг

· Способ – принятием решения про внесение изменений в местный бюджет

Изменения в кодексе – больше видов доходов (но некоторые удалены, в некоторых изменён зачисляемый %), уточнения лицензий, платы за госрегистрацию, больше видов поступлений в фонд развития.

Тема 3. Финансовые ресурсы местного самоуправления

1. Сущность финансовых ресурсов и органов местного самоуправления, их состав, структура и особенности формирования

2. Коммунальный кредит, виды и пути развития

3. Местные ссуды и займы в Украине

4. Финансы коммунальных предприятий и их роль в формировании доходов местных бюджетов

a. Организационно-правовые основы деятельности коммунальных предприятий

b. Финансовые основы функционирования коммунальных предприятий

c. Финансовые ресурсы ЖКХ

d. Финансовые ресурсы транспортных коммунальных предприятий

Наши рекомендации