Блок «Финансы и кредит» Финансы. Корпоративные финансы.Инвестиции

1. Сущность, экономическое содержание и функции финансов.

Сущность финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений — отношения между различными участниками общественного производства. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории. Важный признак финансов — денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязатель ным условием существования финансов. Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное

воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий. Итак, финансы — это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы включают в себя бюджетную систему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование.

Финансы предприятий – это децентрализованные фонды денежных средств, образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Местные финансы – включают в себя средства местного бюджета, государственные, муниципальные, ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. Перераспределение национального дохода связано:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение); перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство .

2. Финансовая система Российской Федерации и ее элементы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия — «финансы». Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся о<разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы — это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты. Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством. Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Внебюджетные фонды — это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др. В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

3. Виды и источники финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии

Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне (государства):

• валовой внутренний продукт (ВВП);

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• национальное богатство;

• привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне (организация, предприятие):

• источники собственных финансовых ресурсов (деятельность предприятия; богатство предприятия - оборудование и др.

• средства предприятия, которые приравниваются к собственным (зарплата, отпускные деньги);

• привлеченные средства (заемные средства, средства от продажи акций и облигаций);

• средства, получаемые предприятиями в порядке перераспределения (от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения).

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

4. Сущность и особенности финансовой политики государства.

Главная задача финансовой политики— обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика— это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу — обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, — борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения. Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций.

Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики. Заканчивается эта работа опубликованием федерального закона после подписания его Президентом РФ.

Современная финансовая политика включает в себя следующие составные части:

· налоговую политику,

· бюджетную политику,

· таможенную политику,

· денежно-кредитную политику,

· ценовую политику,

· социальную политику,

· инвестиционную политику.

Важнейшей составной частью финансовой политики во все времена являлась налоговая политика – основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях:

· определение оптимального налогового порога (при изъятии более 30% чистого дохода экономический рост останавливается);

· сокращение налогового бремени;

· использование в качестве основной налоговой базы прямых налогов, а не легко собираемых косвенных налогов;

· создание стабильных законов и правил для государственного регулирования экономики;

· обеспечение простоты, открытости и эффективности налоговой системы.

Фискальная политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, чем обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а государство получает зачастую повышенный доход как собственник.

Если фискальная политика любого государства во все времена направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета, то бюджетная политика направлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений.

Бюджетная политика сводится к следующим мероприятиям:

· определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

· установлению соотношения между доходными и расходными статьями;

· определению основных путей покрытия бюджетного дефицита, если таковой предусмотрен бюджетной политикой;

· оптимизации структуры расходной части бюджета;

· распределению расходов между бюджетами разных уровней.

Особое место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает:

· эмиссионную политику – определение показателя денежной массы и ее агрегатов и, исходя из этого, предложение необходимого количества денег в оборот;

· политику стабилизации национальной валюты;

· кредитную политику – определение условий функционирования ссудного капитала.

Современная социальная политика не просто связана с финансово-кредитной политикой, она становится ее неотъемлемой составной частью. Эту взаимосвязь можно увидеть в тех мероприятиях, которые включаются в социальную политику, таких как:

· согласование объемов финансовой помощи субъектам РФ с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;

· разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения;

· реализация пенсионной реформы;

· упорядочение системы социальных льгот и выплат;

· повышение заработной платы работников бюджетной сферы;

· регулирование вынужденной миграции.

Очень важной составляющей финансовой политики в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает:

· повышение роли бюджета в развитии экономики РФ;

· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

· развитие ипотечного кредитования;

· привлечение прямых иностранных инвестиций.

Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом. Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.

Финансовый механизм имеет сложную структуру, которая включает в себя:

1. финансовые методы;

2. финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы);

3. виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности.

К финансовым методам относятся:

· методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования);

· методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование);

· методы финансового регулирования (рыночные и директивные).

В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.

Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются:

· правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица;

· нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация;

- информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация.

Финансовый механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма:

· директивный финансовый механизм, охватывает сферу финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, и бюджетного процесса, финансовое планирование)

· регулирующий финансовый механизм определяет правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (использование финансовых ресурсов на частных предприятиях)

5. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом. Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.

Финансовый механизм имеет сложную структуру, которая включает в себя:

1. финансовые методы;

2. финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы);

3. виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности.

К финансовым методам относятся:

· методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования);

· методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование);

· методы финансового регулирования (рыночные и директивные).

В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.

Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются:

· правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица;

· нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация;

- информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация.

Финансовый механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма:

· директивный финансовый механизм, охватывает сферу финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, и бюджетного процесса, финансовое планирование)

· регулирующий финансовый механизм определяет правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (использование финансовых ресурсов на частных предприятиях)

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства. Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества. Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику. Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита. Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования. Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения. Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

6. Бюджетная система Российской Федерации.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования

7. Характеристика государственных финансов.

Государственные финансы как звено финансовой системы связаны с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме. Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере являются государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане - с другой. В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на республиканские и местные. Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводство трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов. Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений идругихисточников. В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает: 1) средства республиканского бюджета; 2) золотовалютные запасы государства; 3) имущество исключительного права собственности государства; 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Местная казна включает: 1) средство местного бюджета; 2) необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности. Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляется роль и значение категории "государственные финансы" как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

Государственные финансы являются одной из составных и входят в общую систему финансов. Средства, входящие в государственные финансы, расходуются на общегосударственные нужды.Экономическая сущность выражается в распределении и перераспределении денежных средств, продуктов производства, национального богатства. При этом формируются финансовые ресурсы государства и его предприятий. Государство является субъектом денежных отношений с одной стороны, а предприятия, учреждения и граждане с другой стороны. Государственные финансы состоят из бюджета, кредита, финансов государственных предприятий, внебюджетных фондов, Характеристика государственных финансов.По уровню руководства выделяют республиканские государственные финансы и местные государственные финансы. Из республиканского бюджета финансируются общегосударственные мероприятия, такие как целевые программы, оборона, обеспечение правопорядка, защита государственных границ, развитие социальной сферы. Для регулирования экономики используется местный бюджет. Кроме того средства из местного бюджета используются для развития инфраструктуры в данной местности и для развития трудовых ресурсов. Огромна их роль в финансировании социальных расходов. Внебюджетные фонды финансируют отдельные целевые мероприятия. Поступление финансов к ним происходит за счет отчислений из других источников на определенные мероприятия. Государственный кредит характерен тем, что мобилизуются освободившиеся денежные средства всех субъектов российской Федерации и передаются государству для определенных его потребностей.

8. Финансы страховых компаний.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности страховой компании выражаются, прежде всего, в получении прибыли и изменении размеров резервных фондов.

Прибыль страховой компании складывается из:

1.Прибыли, непосредственно полученной от страховой деятельности. Из полученных страховых взносов образуется фонд текущих поступлений страховых взносов, из которого страховая компания уплачивает страховые возмещения и страховые суммы, формирует резервные фонды. После этого покрываются издержки по ведению страхового дела. Остаток нагрузки даст прибыль от страховой деятельности.

2.Прибыль от не страховой деятельности компании. Полученные доходы включаются в прибыль страховой компании.

3.прибыль от прочих услуг – консультационные, посреднические и т.д.

Все расходы страховой компании по ведению страхового дела можно разделить на четыре группы:

- аквизиционные – расходы, связанные с привлечением новых страхователей, расширением портфеля страхования, рекламой, разработкой новых видов страхования;

- инкассовые – расходы, связанные со сбором страховых платежей и обслуживанием страхователей;

- ликвидационные – связанные со страховым случаем, оплата труда экспертов, судебные расходы, страховые возмещения;

- управленческие – связанные с оплатой труда, хозяйственные расходы и т.д.

Важный аспект финансовой деятельности страховых компаний – создание и использование страховых резервов. Компании создают следующую систему страховых резервов:

- технический резерв;

- резерв на предусмотрительные мероприятия – заложены в нагрузку для финансирования мероприятий с целью сокращения масштабов и частоты возмещения ущербов, их на другие цели использовать нельзя, все, что не израсходовали – зачисляется в резерв на предупредительные мероприятия.

Технический резерв:

- Резерв не заработанной премии – в него направляется та часть страховых взносов по каждому договору страхования, которая приходится на тот период договора, который еще не окончательный.

- Резерв убытков, заявленных, но еще не урегулированных. Страхователь должен известить страховщика в установленные сроки о н

Наши рекомендации