Проблемы макроэкономической устойчивости зоны евро
Финансовый кризис в зоне евро, пик которого пришелся на 2010-2011 гг., в значительной мере был порождением мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Непосредственными причинами мировой финансовой нестабильности явились: виртуализация капитала, непомерное разрастание рыночного сегмента производных финансовых инструментов, перепроизводство доллара США и его обесценение, удручающее состояние платежного баланса и государственных финансов США и связанные с этим бегство от доллара и паника на мировом финансовом рынке [1, c. 4].
И хотя в настоящее время мировой финансово-экономический кризис миновал активную фазу, нельзя исключать возникновение новых кризисных явлений, что обусловлено общей слабостью и уязвимостью нынешней мировой валютно-финансовой архитектуры.
Как видно из рисунка 1 [1, c. 4], экономическая динамика в США и европейском ЭВС нашла отражение в изменениях обменного курса валютной пары «доллар – евро». В период 2002–2008 гг. и в 2011 г. происходило укрепление евро, в 2008 и 2010 гг. имела место его временная девальвация.
В 2001-2008 гг. евро укрепился по отношению к доллару США вдвое (с $0,81 до $1,6), а начиная с 2008 г. доллар вступил в полосу высокой волатильности. В целом в 2000-х гг. стала очевидной крайняя нестабильность доллара как мировой валюты, что обуславливает неустойчивость и неопределенность перспектив действующей Ямайской валютной системы [1, c. 5].
Глобальный финансово-экономический кризис вновь выявил изъяны современной валютной системы, а также проблемы неэффективного финансового регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Одной из главных причин кризиса стала ошибочная политика регулирующих органов. В декларации вашингтонского саммита Группы двадцати (G20) (ноябрь 2008 г.) к числу ключевых факторов были отнесены: просчеты властей, а также регулирующих и контрольных инстанций; отсутствие в ряде развитых стран должного учета нараставших на финансовых рынках рисков и борьбы с ними; непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам.
В современных антикризисных планах, выработанных G20, особая роль отводится двум группам мер. Первая – это меры институционального характера, направленные главным образом на повышение прозрачности информации о состоянии экономики стран и частных компаний. Ко второй группе относятся мероприятия по совершенствованию аналитического аппарата, выработке антикризисных концептуальных установок как для международных организаций (прежде всего МВФ), так и для национальных регулирующих органов.
Наряду с внешними факторами финансовый кризис в валютном объединении обусловлен и внутренними причинами, главная из которых – значительные структурные различия между экономическими системами стран – членов зоны евро. Кроме того, действуют и следующие макроэкономические причины.
Во-первых, под влиянием кризиса большинство государств, входящих в еврозону, нарушило маастрихтские критерии по дефициту государственного бюджета, который должен составлять не более 3 % ВВП. Фактически же дефицит бюджетов в целом по еврозоне вырос с 0,6 % ВВП в 2007 г. до 6 % в 2010 г. А в таких проблемных странах, как Греция, Испания, Ирландия и Португалия, показатель бюджетного дефицита оказался еще выше (таблица 1) [1, c. 5].
Как видно, по итогам 2011 года долги Еврозоны достигли максимальной отметки за всю свою историю, составив 87,2% ВВП. По итогам 2010 года долги составляли чуть больше 85% ВВП.
Таблица 1 – Основные показатели государственных финансов проблемных стран еврозоны в 2008–2010 гг., % ВВП
Страна | ||||||||
Дефицит бюджета | Гос. долг | Дефицит бюджета | Гос. долг | Дефицит бюджета | Гос. долг | Дефицит бюджета | Гос. долг | |
Греция | –9,4 | 110,7 | –15,4 | 127,1 | –10,5 | 142,8 | –9,1 | 163,3 |
Испания | –4,2 | 39,8 | –11,1 | 53,2 | –9,2 | 60,1 | –5,51 | 68,5 |
Ирландия | –7,3 | 44,3 | –14,4 | 65,5 | –32,4 | 96,2 | –13,1 | |
Португалия | –2,9 | 65,3 | –9,3 | 76,1 | –9,1 | 93,0 | –8,9 | 93,0 |
Италия | –2,7 | 106,3 | –5,4 | 116,1 | –4,6 | 119,0 | –4,0 | |
Еврозона (17 стран) | –2,0 | 69,8 | –6,3 | 79,2 | –6,0 | 85,3 | –4,1 | 87,2 |
Греция находится во главе этого рейтинга, так как ее долг составил 163,3% ВВП. Второе место заняла Италия с долгом более 120% ВВП, у Испании – 68,5% ВВП. Только пять стран еврозоны удержали долг в пределах 60% ВВП. Долг Эстонии составил лишь 6% ВВП, наряду с ней невысокий долг имели Люксембург, Словакия, Словения и Финляндия [15, c. 6].
Ситуация с Грецией, Ирландией и Португалией ухудшает финансовые показатели всей еврозоны. Три наиболее проблемных государства должны получить от ЕС большую часть из предназначенных им 386 миллиардов евро. Эти средства должны будут выделить в том числе и другие страны со сложным финансовым положением, в частности, Италия и Испания.
Во-вторых, для ряда стран – членов зоны евро характерно наличие огромных долговых обязательств, которое связано со значительным (а порою безудержным) ростом заимствований в течение последних лет. Долгое время они практиковались в широких масштабах на всех уровнях: домашние хозяйства стали весьма склонны к ипотечному и потребительскому кредитованию, банки охотно прибегали к пополнению своих ресурсов за счет внешних источников, а государства все более безответственно относились к соблюдению бюджетной дисциплины. В результате государственный долг в целом по еврозоне повысился с 66,2 % ВВП в 2007 г. до 87,2 % в 2011 г., при том что маастрихтские критерии по уровню государственного долга требуют, чтобы он не превышал 60 % ВВП отдельных стран. Наибольшие проблемы в сфере государственного долга характерны для Греции, Италии, Ирландии, Португалии.
В-третьих, введение евро и изъятие из обращения национальных валют лишило страны – члены ЭВС возможности использовать механизм девальвации в целях повышения конкурентоспособности своего экспорта. Вследствие этого проблемные страны оказались не в состоянии урегулировать вопросы дефицита бюджета и государственного долга.
С целью смягчения долговых проблем отдельных стран министры финансов стран ЕС договорились в мае 2010 г. о создании Европейского фонда финансовой стабильности (European Financial Stability Facility – EFSF) общим объемом ?440 млрд для оказания поддержки нуждающимся странам. 15 февраля 2011 г. была достигнута договоренность о создании фонда спасения для еврозоны на сумму ?500 млрд ($673,2 млрд). Фонд, который будет называться Европейский механизм стабильности (European Stability Mechanism – ESM), в середине 2013 г. заменит собой EFSF [14, c. 25].
Главная цель создания EFSF и ESM – преодоление долгового кризиса стран ЕС путем предоставления кредитов и покупки государственных облигаций проблемных стран (для предотвращения распада ЕС). Помимо участников ЕС финансовые вливания в новосформированный фонд будет производить МВФ.
По итогам экстренного саммита Евросоюза 21 июля 2011 г. были приняты антикризисные меры, призванные снизить риск неконтролируемого развития европейского финансового кризиса, по крайней мере, на ближайшие месяцы. К основным из них относятся:
- решение о предоставлении Греции второго пакета финансовой помощи со стороны ЕС и МВФ сроком действия 3 года (до середины 2014 г.) и общим объемом ?109 млрд;
- увеличение сроков кредитов, которые будут предоставляться в рамках второй программы, до 15–30 лет (для сравнения: по кредитам первой программы – 7,5 лет);
- понижение ставок как по новым, так и по ранее предоставленным кредитам Греции до 3,5 % с текущих 4,5–5,8 %;
- аналогичное понижение ставок по действующим кредитам, предоставленным ЕС и МВФ Ирландии и Португалии;
- предложение четырех схем реструктуризации частным держателям греческих облигаций. Предполагается, что объем дополнительной помощи Греции от частных инвесторов, которая будет получена в результате фактической реструктуризации, составит еще около ?50 млрд. [5, c. 24]
Кроме того, с целью противодействия распространению долговых проблем на другие страны зоны евро, были приняты конкретные решения по повышению гибкости и оперативности EFSF, в частности решение о возможности проведения интервенций данного фонда на вторичном рынке государственных облигаций проблемных стран.
Вероятно, преодолению финансового кризиса в еврозоне и дальнейшему укреплению позиций евро в мировой валютной системе будет способствовать реализация предложений канцлера ФРГ А. Меркель и президента Франции Н. Саркози, сформулированных ими на встрече 16 августа 2011 г. Эти предложения касаются создания единого экономического правительства еврозоны, сокращения бюджетных расходов ее проблемных стран и введения в Евросоюзе общего налога на финансовые операции. Возможно, что в дальнейшем будет создано единое экономическое правительство Европейского союза. По мнению экономистов – лауреатов Нобелевской премии, еврозоне необходима общая финансовая политика, иначе евро угрожает крах. Так или иначе, в рамках еврозоны целесообразны формирование общего бюджета и проведение единой финансовой политики, и создание единого экономического правительства в перспективе будет служить решению данной задачи.
Сложившаяся ситуация действительно становится крайне неприятной для зоны евро. Некоторое время назад знаменитый экономист и нобелевский лауреат Милтон Фридман уже предсказывал возможность распада зоны евро. В качестве одной из причин этого эксперт называл существенную разницу в уровне экономик стран, входящих в еврозону. Сегодня совершенно очевидно, что именно это обстоятельство и послужило причиной всех нынешних проблем.
Впрочем, о реальном распаде зоны евро говорить все же еще рано. По крайней мере, представители ЕЦБ заявляют о его невозможности. Теоретически, наиболее простым вариантом спасения евро как полноценной мировой резервной валюты могло бы стать избавление еврозоны от балласта в виде экономически слабых стран участников. Возвращение их к национальным валютам позволило бы одновременно решить проблемы как в самих странах (через девальвацию), так и в зоне евро. Однако данный путь выглядит практически нереальным, в первую очередь, из политических соображений [1, c. 8].
Таким образом, современный этап характеризуется нестабильным отношением и недоверием к мировым валютам по различным причинам. Несмотря на укрепление позиция евро в последнее время, по прогнозам может оказаться, что больше шансов стать мировой валютой имеет доллар.
2. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ