Оценка конкурентной позиции (КП)
Характеристики | Важность (В) 1 - 3 | Оценка (О) 1 - 5 | Результат Р=В*О |
1. Относительная позиция на рынке: - доля на рынке и ее рост - финансовые возможности - рентабельность - риск (степень утверждения на рынке) - потенциал маркетинга (имидж, преимущества в цене и т.д.) 2. Потенциал производства: - возможность приспособления к изменяющимся условиям - возможность обеспечения необходимого качества - преимущества месторасположения - обеспеченность ресурсами - потенциал роста производительности труда 3. Потенциал НИОКР: - уровень исследований - интенсивность исследований - потенциал для инноваций - непрерывность нововведений 4. Квалификация персонала: - профессионализм и компетентность - соответствие квалификации работе - состояние системы управления - уровень мотивации - климат для инноваций - синергетический эффект - объем прибыли | |||
Сумма оценок |
КП=Р/В
Метод SPACE
Бизнес организации - ключевой механизм обеспечения интересов ее субъектов. Интересы компании необходимо соотносить с ее положением на рынке. Поэтому необходимо уметь оценивать стратегическое положение компании, привлекательность сферы ее бизнеса, способность конкурировать на рынках.
Современным методом подобных оценок является метод стратегического положения и оценки действий (SPACE). Он заключается в том, что для оценки ситуации изучаются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно по шкале от 0 до 6 баллов (табл. 7 – 10).
Таблица 7
Факторы, определяющие стабильность отрасли (ES):
№ | Факторы | Оценка | ||||||||
Технологические изменения | много | мало | ||||||||
Темпы инфляции | высокие | низкие | ||||||||
Изменчивость спроса | большая | малая | ||||||||
Диапазон цен конкурирующих продуктов | большой | малый | ||||||||
Препятствия для доступа на рынок | мало | много | ||||||||
Давление конкурентов | сильное | слабое | ||||||||
Ценовая эластичность спроса | эластичный | неластичный | ||||||||
Прочие |
Таблица 8
Факторы привлекательности (потенциала) отрасли (IS)
№ | Факторы | Оценка | ||||||||
1 | Потенциал роста | малый | большой | |||||||
2 | Потенциал прибыли | малый | большой | |||||||
3 | Финансовая стабильность | низкая | высокая | |||||||
4 | Уровень технологии | простая | сложная | |||||||
5 | Степень использования ресурсов | неэффективное | эффективное | |||||||
6 | Капиталоемкость | большая | малая | |||||||
7 | Легкость доступа на рынок | легко | сложно | |||||||
8 | Производительность, задействование производственных мощностей | низкая | высокая | |||||||
9 | Прочие |
Таблица 9
Факторы конкурентных преимуществ фирмы (CA)
№ | Факторы | Оценка | ||||||||
1 | Доля рынка | небольшая | большая | |||||||
2 | Качество продукции | низкое | высокое | |||||||
3 | Стадия жизненного цикла продукта | конечная | начальная | |||||||
4 | Цикл замены продукта | сменяемый | фиксированный | |||||||
5 | Лояльность покупателей | слабая | сильная | |||||||
6 | Использование мощностей конкурентами | слабое | сильное | |||||||
7 | Вертикальная интеграция | низкая | высокая | |||||||
8 | Применение know-how | слабое | сильное | |||||||
9 | Прочие |
Таблица 10
Факторы финансового потенциала фирмы (FS)
№ | Факторы | Оценка | ||||||||
1 | Прибыль от вложений | низкая | высокая | |||||||
2 | Финансовая зависимость (финансовый рычаг) | несбалан-сированная | сбалан-сированная | |||||||
3 | Ликвидность | несбалан-сированная | сбалан-сированная | |||||||
4 | Степень удовлетворения потребностей в капитале | низкая | высокая | |||||||
5 | Поток платежей в пользу фирмы | слабый | сильный | |||||||
6 | Легкость ухода с рынка | малая | большая | |||||||
7 | Рискованность бизнеса | большая | малая | |||||||
8 | Оборачиваемость запасов | медленно | быстро | |||||||
9 | Прочие |
Оценив значение каждого фактора, необходимо вычислить среднее значение факторов внутри каждой из групп, а затем отложить полученные значения на осях координат, показанных на Рис. 1.
Рис. 1. Матрица стратегического положения и оценки действий.
В результате получится четырехугольник одного из видов, показанных на Рис. 2 .
Рис. 2.Графическое представление различных стратегических состояний.
Агрессивная позиция - максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS – IS. Это состояние типично для привлекательной отрасли с незначительной неопределенностью обстановки. Компания имеет конкурентные преимущества, которые она может сохранить и приумножить с помощью финансового потенциала. Угрозы незначительны, необходимо сконцентрироваться на обеспечении интересов. Механизмы направлены на:
· Расширение производства и продаж;
· Ценовую войну с конкурентами;
· Освоение новых секторов рынка;
· Продвижение брендов.
Критический фактор - способность противостоять появлению новых конкурентов. Поведение фирмы – поведение разведчика: стремление исследовать как можно больше альтернатив, нежесткий, децентрализованный контроль, не всегда полное использование ресурсов.
Рекомендуемые действия:
1. Поиск кандидатов на поглощение в собственной и смежной отраслях;
2. Увеличение доли рынка;
3. Концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих преимущество над конкурентами.
Конкурентное стратегическое состояние - максимально удалена сторона в квадранте IS – ES. Это состояние характерно для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной обстановке.
Критическим фактором является финансовый потенциал. Необходимо парировать угрозы, связанные с потерей финансирования. Основные механизмы:
· Поиск финансовых ресурсов;
· Развитие сбытовых сетей.
Рекомендуемые действия:
1. Аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов для усиления рыночного потенциала;
2. Укрепление службы сбыта;
3. Расширение и корректировка ассортимента;
4. Инвестиции в рост производительности;
5. Сокращение издержек;
6. Защита и сохранение конкурентных преимуществ на сокращающемся рынке;
7. Слияние с компанией, обладающей значительными денежными ресурсами.
Поведение фирмы – линия гибкого реагирования из-за неустойчивой стратегической позиции, которая может привести к краху.
Консервативная позиция - максимально удалена сторона в квадранте CA – FS. Такое состояние обычно наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами роста. В этом случае усилия концентрируются на финансовой стабилизации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность продукта. Основные механизмы:
· Снижение себестоимости при повышении качества товара;
· Сокращение производства и выход на более перспективные рынки.
Рекомендуемые действия:
1. Сокращение ассортимента;
2. Сокращение издержек;
3. Концентрация на управлении потоком платежей;
4. Дополнительная защита конкуренто-способных продуктов;
5. Разработка новых продуктов;
6. Попытка проникновения на более привлекательные рынки.
Поведение фирмы – поведение аналитика. Политика основана на тщательном анализе имеющихся на рынке возможностей и осторожном их использовании.
Защитная позиция -максимально удалена сторона в квадранте CA – ES. Такое состояние возникает в ситуации, когда организация работает в малопривлекательной отрасли, ей недостает конкурентоспособной продукции и финансовых средств. Ключевой стратегией является:
· Особое внимание механизмам парирования угроз;
· Уход с рынка.
Критический фактор – конкурентоспособность фирмы в целом.
Рекомендуемые действия:
1. Уход с рынка;
2. Прекращение выпуска малоприбыльных продуктов;
3. Агрессивное сокращение издержек;
4. Сокращение излишних производственных мощностей;
5. Воздерживаться от инвестиций или минимизировать их.
Поведение фирмы – поведение защищающегося. Стремление выделить узкую область своих интересов и защитить их. Концентрация ресурсов и централизация управления.