Инновации. Характеристика, требования, классификация
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, либо в новом подходе к социальным услугам. Специфическое содержание инновации составляет изменение, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Выделяют 5-ть типов изменений:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
Стратегия в области инноваций должна быть направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-техническая инновация должна отвечать следующим требованиям:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночный спрос (коммерческая реализуемость);
- соответствовать производственной применимости;
- приносить прибыль.
Инновации классифицируются по разным критериям:
1) В зависимости от технологических параметров:
- продуктовые инновации (включая применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих);
- процессные инновации – новые методы организации производства, новые технологии;
2) По типу новизны для рынка:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия;
3) По распространенности:
- единичные (солнечная э/станция)
- диффузные (получают широкое распространение)
4) В зависимости от глубины вносимых изменений:
- радикальные (абсолютно новые)
- улучшенные, модифицированные (относительно новые)
В инновационном менеджменте особую роль играют нематериальные активы, включающие портфель интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, товарные знаки, промышленные рисунки, селекционные достижения, ноу-хау) и другие приобретенные фирмой промышленные права. Научно-техническая продукция реализуется на основе паушальной (единовременной) оплаты или по ценам роялти (в рассрочку в зависимости от объёма продаж или прибыли, полученной покупателем лицензии).
Инновационный менеджмент. Основные понятия. Этапы. Цели и задачи.
Инновационный менеджмент- это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Цель - определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции, модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции, снятие с производства устаревшей продукции.
Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее:
-постановка цели и выбор стратегии;
-четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.
1. Планирование- составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация-определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение-осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4.Руководство-контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
Инновационный процесс включает в себя несколько основных этапов:
1. Научно-технический маркетинг – выявление спроса на научно-технические нововведения и его формирование с помощью рекламы, выставок, прямых контактов с потенциальными заказчиками и т.д.
2. Фундаментальные исследования – открытие, систематизация и изучение новых явлений и закономерностей в развитии природы и общества, функционирования технических систем.
3. Прикладные исследования – обоснование технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований.
4. Опытно-конструкторские разработки – создание и опытная проверка технико-экономической документации (технический проект, генеральная смета, рабочие чертежи, технологические инструкции, бизнес-план), необходимые и достаточные для основания нововведений.
5. Техническое и экономическое освоение нововведений – соответственно выпуск первой партии (образца) продукции, удовлетворяющей техническим требованиям, а затем достижение проектной мощности, трудо- и ресурсоёмкости, себестоимости изделия. Этот этап цикла требует наибольших затрат.
6. Реализация научно-технической продукции, созданной в ходе исследований, разработок и освоения нововведений (патентные и беспатентные лицензии) через научно-техническую инфраструктуру.
Менеджер может и не знать технической стороны инновационного процесса, но он должен уметь управлять этим процессом, прежде всего, позволив ему быть. Чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо не просто дать изобретателям возможность творить, а дать им возможность делать новые вещи, доводить изобретения и идеи до коммерчески успешного продукта. Для этого изобретателю нужна СВОБОДА: право принимать решения и полностью отвечать за конечные результаты внутри предприятия. Управление в рамках фирмы должно быть направлено на поощрение предприимчивости изобретателей и новаторов.
В обязанности инновационного менеджера входит разработка научно-технических прогнозов и программ.
Научно-технический прогноз – научно обоснованное предложение о появлении перспективных разработок в данной области производства, сроках, затратах и результатах их освоения. При прогнозировании используются методы экстраполяции, экспертные оценки, логическое моделирование (метод сценариев) и математико-статистические модели. Прогнозирование включает уточнение объекта прогноза, выбор метода, разработку самого прогноза и его верификацию.
Научно-техническая программа – перечень научно-технических, организационных и финансовых мер, согласованных по срокам и затратам, направленных на достижение общей цели, осуществляемой под единым руководством. Руководитель программы на фирме получает права заместителя директора. Если ситуация на фирме стабильна, цель определена, а успех зависит от одного главного нововведения, полномочия, ресурсы и ответственность целесообразно передать программно-целевым структурам. В сложных многоцелевых зонах следует сохранить стратегическое управление в центре.