Показатели рентабельности продукции
Рентабельность является важнейшим относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия и конечные результаты его хозяйственной деятельности.
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля вложенных в производство средств. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах).
В практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности:
· Рентабельность продукции исчисляется как отношение прибыли от продаж к себестоимости проданной продукции:
· Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к сумме выручки от реализации продукции:
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж × 100% / Выручка от продаж
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
· Рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к средней стоимости активов:
Рентабельность активов показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в активы.
· Рентабельность внеоборотных активов (основного капитала) равна отношению прибыли до налогообложения к средней величине внеоборотных активов предприятия:
· Рентабельность оборотных активов (оборотного капитала) определяется отношением валовой прибыли до налогообложения к средней величине оборотных активов:
· Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала организации:
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько прибыли организация получает с каждого рубля, вложенных собственных средств.
Кроме того, различают плановую и фактическую рентабельность (в зависимости от того, плановые или фактические значения показателей участвуют в расчете).
Анализ рентабельности деятельности организации может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом можно использовать так называемую модель Дюпона.
· Двухфакторная модель Дюпона (рентабельности активов) выглядит следующим образом:
Приведенная формула раскрывает зависимость рентабельности активов организации от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что модель прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов, и наоборот.
· Трехфакторная модель Дюпона (рентабельности собственного капитала) выглядит следующим образом:
Как видно, рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры капитала организации. Тем самым прямо указываются направления повышения рентабельности собственного капитала. Так, например, из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях рентабельность собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала организации (эффект финансового рычага).