Тема 12. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта
Эффективность реализации инвестиционного проекта в значительной степени определяется обоснованным планом его финансирования. Этот финансовый план называется «бюджет реализации инвестиционного проекта» или просто «бюджет».
Бюджет определяет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), который отражает расходы и поступление средств, связанные с реализацией инвестиционного проекта.
Разработка бюджета направлена на решение двух задач:
1. Определение объема и структуры расходов по реализации инвестиционного проекта в разрезе отдельных этапов календарного плана.
2. Обеспечение потока ресурсов для покрытия этих расходов.
Исходными предпосылками составления бюджета являются:
1. Календарный план реализации инвестиционного проекта.
2. Сметы затрат на выполнение отдельных видов работ.
3. Общая стратегия финансирования инвестиционного проекта.
4. График инвестиционного потока, составленный на этапе разработки бизнес-плана.
5. Финансовое состояние инвестора в текущем периоде.
В процессе реализации инвестиционного проекта может разрабатываться 2 вида бюджета:
1. Бюджет капитальных затрат и поступление средств (капитальный бюджет).
Он разрабатывался на этапе осуществления строительно-монтажных работ.
2. Бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет). Составляется на этапе эксплуатации объекта (после ввода в эксплуатацию). Аналог этого бюджета на действующих предприятиях – финансовый план денежных доходов и расходов.
Капитальный бюджет состоит из 2-х разделов:
1) капитальные затраты;
2) поступление средств (инвестиционных ресурсов).
Капитальные затраты это:
- первоначальная стоимость введенных в строй зданий и сооружений;
- стоимость новых видов машин и механизмов;
- приобретаемые оборудование и инвентарь;
- стоимость приобретенных нематериальных активов (лицензии, патенты, «ноу-хау»).
Так как объем и структура капитальных затрат определяется еще на стадии обоснования бизнес-плана, то их расчеты при построении баланса сводятся к таким процедурам:
1) выделение из общего объема КЗ той доли, которая относится к рассматриваемому периоду;
2) уточнение объема капитальных затрат в соответствии с требованиями НТП и коррективами, внесенными подрядчиками;
3) уточнение объема и структуры капитальных затрат в связи с изменением цен в текущем периоде. Для того, чтобы максимально учесть инфляцию, объем капитальных вложений пересчитывается из грн. в твердую валюту по курсу НБУ.
4) уточнение первоначального объема капитальных затрат с учетом резерва на покрытие непредвиденных расходов (внутреннее страхование рисков).
Поступление средств в КБ включает поток из:
- собственных средств инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, доходы от реализации выбывшего имущества);
- привлеченного акцизного капитала;
- кредитов банка;
- лизинга.
Процесс разработки этого раздела:
1. Уточнение общего объема поступления средств (должен корреспондировать с общим объемом капитальных затрат);
2. Уточнение структуры источников поступления средств. Это в основном должны быть собственные средства и лизинг. Менее желательным являются привлечение кредитов банка.
3. Обеспечение стыковки по времени капитальных вложений и потока ресурсов (они должны совпадать по времени).
Капитальных баланс разрабатывается на планируемый год в разрезе кварталов; месяцев (годовой, квартальный, месячный).
Текущий баланс состоит из двух разделов:
1) текущие расходы;
2) доходы от текущей деятельности.
Основная цель ТБ – определяется суммой денежного потока, остающегося в распоряжении инвестора для возмещения инвестиционных затрат.
Текущие расходы объекта – это его издержки производства.
Текущие затраты группируются так:
1) материальные затраты;
2) расходы на оплату труда;
3) отчисления на соцстрахование;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие расходы.
Также расходы здесь делятся на постоянные и переменные (для уточнения расчета точки безубыточности и нормы рентабельности, которые ранее были определены при разработки бизнес-плана).
Текущие доходы – формируются в основном за счет реализации продукции (работ, услуг).
Различают:
- валовой доход;
- чистый доход от текущей деятельности.
Сумма дохода – это разница между валовыми доходами и налоговыми платежами, которые включаются в цену реализации продукции и перечисляемыми в бюджет (НДС, акцизный сбор).
При разработке КБ и ТБ используются метод «гибкого бюджета» - капитальные или текущие затраты планируются не в твердых суммах, а в виде норматива расходов, которые привязываются, например, к объему строительно-монтажных работ или объем выпуска продукции.
Этот метод позволяет обеспечить корректировку затрат в зависимости от реального объема деятельности.
При использовании этого метода все виды затрат группируются в разрезе постоянных и переменных статей.
По постоянным затратам норматив доводится в виде абсолютной суммы расходов на предстоящий период.
По переменным затратам норматив устанавливается в виде из уровня в процентах к объему основной деятельности.