Региональные финансы: состав и роль в организации рыночных отношений. (25)
Гос. финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально- культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Гос. финансы включают в себя фед-ые и рег-ые финансы. В состав гос. финансов включаются: бюджеты разных уровней гос-ого управления, внебюджетные фонды, госкредит, финансы госпредприятий. Самостоятельной частью бюджетной системы РФ как суверенного государства являются местные бюджеты.. За счёт местных бюджетов обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение; крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и соци-альной инфраструктуры. Местные бюджеты имеют многочисленные источники доходов: - отчисления от налогов вышестоящего уровня; - часть налога на имущество предприятий; - налог на имущество физ. лиц; - налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; - земельный налог; - госпошлина и др. Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные и валютные фонды. Средства этих фондов формируются за счёт:
а) добровольных вносов и пожертвований граждан, предприятий учреждений и орг-ций на соотв-щие цели ; б) сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование прир. ресурсов; в) суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы г) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством. Средства внебюджетного и валютного фондов находятся на спецсчетах, открываемых местной администрацией, изъятию не подлежат и расходуются с целевым назначением. Расходы местных бюджетов осуществляются за счёт их доходов и субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня. Гос. кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам гос. власти для обеспечения финансирования гос. расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юр.- и физлиц осуществляется путём продажи на фин.рынке облигаций, казначейских обязательств и др. видов гос. цб. (выпуск и продажа облигаций местных органов власти).
В последнее время местные бюджеты развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными предприятиями, созданию тер-ой инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. Важную роль играют местные бюджеты в реализации социальных программ.
(26) Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны.
Финансовые отношения, складывающиеся у гос-ва с пред-ями, орг-ями, учр-ями и населением, называются бюджетными. Гос.бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юр. и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и гос. управления. Сущность гос. бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.С помощью распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегос. потребностей.Контрольная функцияпозволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и эффективно ли они используются. Бюджет используется в качестве инструмента гос. регулирования экономики, стимулирования производительных и социальных процессов. В новых условиях хозяйствования необходимо изменить направление вложения бюджетных средств. Большое значение приобретают гос.инвестиции в прогрессивные отрасли эк-ки, в обеспечение стратегических направлений её развития. Через налоги, налоговые льготы, V и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, ускоренному обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в произ-во научно-технич. достижений, повышению рентабельности. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований. Расходы госбюджета.Расходы федерального бюджета РФ классифицируются: 1) по своей роли в процессе воспроизводства: - затраты, связанные с финансированием материального производства; - затраты на содержание непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению:- расходы на финансирование народного хозяйства; - на социально-культурные мероприятия; - оборона страны; - содержание аппарата управления; - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; - фундаментальные исследования и НТ; - расходы по обслуживанию госдолга. Расходы бывают текущие (з/п, закупка товаров и услуг, платежи по гос.долгу) и капитальные (вложения в строительство, ремонт, ОФ).