Действие налогового законодательства во времени
Перечень источников НП имеет особую структуру, а также источники НП характеризуются спецификой в части вступления их в юр. силу.
В НП как отрасли публично-правового цикла закреплено правило о недопустимости обратной силы налогово-правовых источников, когда они устанавливают новые налоги, обязанности или иным образом отягощают положение налогоплательщиков.
Ст.5 НК предусматривает и особый порядок вступления в силу источников, который призван позволить налогоплательщику вперёд рассчитать результаты своей эк.деят-ти с учётом изменяющихся положений налогового зак-ва, учесть при планировании своей экономической деят-ти изменения в налоговом зак-ве.
Это связано с тем, что налоговый закон не может вступить в силу немедленно. По общему правилу (ст.5 НК) НПА по налогам вступает в силу, как минимум, по истечении одного месяца с момента его официального опубликования.Если речь идёт о вступлении в силу нового налога или о внесении изменений в порядок взимания уже существующего налога – то такие изм-ия должны происходить с начала нового налогового периода. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате (ст.55 НК).
Налоговый период ограничивает во времени экономическое основание налога (объект налогообложения). Например: налоговый период для НДС составляет 1 месяц, для налога на доходы физ. лиц – 1 год. Нельзя изменить правила налогообложения до окончания налогового периода.
Это правило не действует, если речь идёт об улучшении положения налог-ка. Если изменения предусматривают снижение налогового бремени или иным способом улучшают положение налогоплательщика (отмена налога или отдельных обязанностей, связанных с его учётом и уплатой; снижение налоговых ставок или размеров сборов; введение доп. льгот и т.п.), то такие изм-ия будут иметь обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в соответствующем законодательном акте (п.4 ст.5 НК).
Ограничения в сроках введения налогового закона в силу: когда вводится принципиально новый налог – НПА должен вступать в силу, начиная со следующего календарного года.
Есть 3 критерия при введении налогового закона в силу:
1) по истечении месяца 2) по окончании налогового периода
3) со следующего календарного года.
В правоприменительной практике сложились следующие подходы к тому, как применять одновременно все эти три критерия:
1) самое серьёзное ограничение – вступление закона в силу со следующего года. Когда это требование выполняется, выполнения других – не требуется. Например, можно ввести налог 31 декабря и взимать его уже с 1 января. Кстати, на практике большое количество налоговых законов принимается в декабре.
2) необходимо выполнить последовательно все 3 требования
Например: закон принят 31 декабря 2003 года à отсчитываем месяц = 31 января 2004 года à до следующего налогового периода. Т.о. взиматься налог будет с 31 января 2004 г.
На практике требование выдержки месячного срока является обязательным (если закон принят 31 декабря, взиматься он будет с 31 января). Это обосновывалось тем, что вводимые налоги имели аналоги в предыдущей правовой системе.
Действие налог. зак-ва и иных источников НП в пространстве.Этот вопрос необходимо рассм-ть в 2-х аспектах: международно-правовом и внутригосударственном.
Международно-правовой аспект Различные гос-ва используют различные критерии для определения.Основой для применения налогового з-на выступает понятие налоговой территории, которая совпадает с тер. РФ (заключённой в границах + исключит. эк. зона).
В качестве основного используется критерий резидентства: связь лица с определённой территорией определяется не по признаку (критерию) гражданства, а по постоянному (преимущественному) проживанию (пребыванию) лица на территории страны.
Налоговый резидент РФ – это физ. лицо, фактически находящееся на тер. РФ не менее 183 дней в календарном году (ст.11 НК).
По отношению (применительно) к этим субъектам налоговое зак-во применяется без ограничений. Независимо от того, на какой тер. эти лица получают свои доходы. Если иное не уст-но МД.
Применение налог. з-на ограничено территориально, если речь идёт о не-резиденте, проживающем на тер. РФ менее 183 дней в году – в этом случае налогом облагаются только те доходы, которые получены от источников в РФ.
Применительно к юр. лицам используется «тест инкорпорации» - учитывается место регистрации. Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (созданы РФ) признаются налоговыми резидентами РФ, остальные – нет.
Возможны также критерии: 1) место нахождения организации
2) место нахождения основных активов организации.
На основе учёта, на какой территории находится объект налогообложения. Этот критерий применяется, когда объектом выступает имущество (налог на имущество физических лиц и орг-ий). Во всех подобных случаях основанием применения норм НП РФ является нахождение объекта на тер. РФ.
По тем налогам, по которым в качестве конечного объекта налогообложения выступает потребление (косвенные налоги: акцизы, налог на добавочную стоимость), по общему правилу: налоговые з-ы об этих налогах прим-ся в том случае, когда место потребления товаров и услуг находится на территории РФ (например, ст.148 НК).
Внутригосударственный аспект Связан с тем, что в РФ есть несколько уровней власти (местный, субъектов федерации, федеральный). На каждом уровне публичной власти есть определённые полномочия для установления налогов.
Правовой акт, принимаемый субъектом федерации или органом МС, действует лишь на той территории, которая относится к соответствующему субъекту или МО.
Вместе с тем, при применении в территориальном аспекте региональных и местных налогово-правовых источников учитывается, на какой реально тер. осущ-ет свою деят-ть налогоплательщик.