Финансовая система: понятие, элементы, основы построения. (24)

ФС – совок-ть различных сфер (звеньев) фин. отношений, каждая из которых хар-ся особенностями в формировании и использовании фондов ден.ср-в, различной ролью в обществ. воспр-тве. Фин.система состоит из:

а) общегос.Ф. – фед., регион., местн. бюджеты, гос. кред. система, система гос.страха, пенс.фонд, внебюд. фонды и т.п.

б) финансы хозсубъектов - финансы п\п, АО, комм. банк.система, комм. кредит-е и страх-е, залоговая, биржевая системы.

Общегос. централиз. фонды ден. рес-в созд-ся путём распред-я и перерасп-я нац.дохода, соз-го в отраслях матер. произ-ва. Формами их использования явл. бюдж. и внебюд. фонды, обеспеч-щие потребности гос-ва в решении эк., полит. и соц. задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кред. и страх. звеньями фин.системы. Децентрализ. фонды ден.ср-тв образуются из ден. фондов и накоплений самих п\п.

Основой фин.системы явл. Ф. п\п - они непосред. участв. в процессе мат. произ-ва. Источником централиз. гос.фондов ден. ср-в явл. нац. доход, созд-мый в сфере мат.пр-ва.

Общегос. Ф. - ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении фин.ресурсов между отраслями эк-ки и регионами страны, производ. и непроизв. сферами, а также формами соб-ти, отдельными группами и слоями нас-я.

Госбюджет – главн. звено фин.системы - форма образ-я и использ-я централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос.власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-техн. потенциала, обновлению материально-технич. базы. Расходы бюджета на соцкультсферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых отчислений, которые установлены в % к фонду оплаты труда и включаются в с/с продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном V. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий.

Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования гос.расходов. Кредитором выступают физ.- и юрлица, заёмщиком - государство. Дополнительные фин.ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных цб. Данная форма кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные фин.ресурсы на покрытие дефицита госбюджета без осуществления для этих целей эмиссии. Гос.кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой фин.системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов фин.ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Фин. механизм хоз. структуры, его состав и содержание. (40)

Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осущ. через финмеханизм. ФМ - это система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

В структуру финмеханизма входят 5 взаимосвязанных элементов:

1) Фин. методы - способ воздействия финансовых отношений на хозпроцесс. Действуют в 2-х направлениях: по линии управления движением финресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений (планирование, прогнозирование, самофинансирование, инвестирование, н/обложение, страхование, аренда, лизинг). Действие финметодов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

2) Фин. рычаг - приём действия финметода (прибыль, доход, амортизация, арендная плата, % ставки, котировка $-курсов, формы расчётов).

3) Правовое обеспеч-е - законы, указы, постановления, приказы министерств, устав.

4) Нормативное обеспеч-е - инструкции, нормативы, нормы, методические указания.

Наши рекомендации