Сущность и значение финансового контроля
Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом, и субъектом контроля.
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств. Исходя из этого основными задачами финансового контроля является проверка: выполнения финансовых обязательств перед государством; законности распределения финансовых ресурсов; целевого характера и эффективного использования государственных средств; правильности совершения финансовых операций; соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты - это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения имеют стоимостную форму.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участником финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех субъектов финансового контроля, последние используют практически одни и те же приемы и способы.
Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические показатели выражаются сегодня в триллионах рублей. Показатели экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.
Финансовый контроль, особенно в сфере материального производства, имеет кроме чисто контрольного и большое аналитическое значение. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о «контроле рублем» как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин «контроль рублем» широко использовался в экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время.
Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в законодательном порядке относительно функционирования финансового механизма государства, и обязанность соблюдать их формируют финансово-правовую категорию - финансовая дисциплина. Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансово-плановые акты, как правило, действуют в течение года.
Финансовый контроль, исходя из современных представлений о его содержании, есть не только элемент управления - канал обратной связи, но и сам является объектом управления, поскольку контроль - нескончаемый процесс контрольных действий, а последние подлежат обязательному регулированию государственными органами.
Система финансового контроля включает в себя: нормативно-правовые акты, регулирующие как в целом финансовые отношения, так и касающегося непосредственно осуществления финансового контроля; государственные органы, осуществляющие финансовый контроль; негосударственные организации, осуществляющие финансовый контроль как вид профессиональной предпринимательской деятельности; специальные органы, осуществляющие координацию работы государственных контролирующих органов; государственные органы, осуществляющие лицензирование и контроль за деятельностью независимых финансовых контролеров (аудиторов); службы внутреннего (ведомственного и иного) финансового контроля (внутренний аудит); упорядоченную систему форм и методов финансового контроля; документы, сопровождающие каждое конкретное контрольное действие с момента его начала до полного завершения.
Таким образом, в широком смысле финансовый контроль следует рассматривать как сложную экономико-правовую конструкцию, обеспечивающую соблюдение финансовой дисциплины, являющуюся каналом обратной связи в системе управления общественными отношениями.
В узком понимании финансовый контроль является важнейшим видом государственного контроля, позволяющим выявлять, предупреждать и пресекать незаконные и неэффективные операции с государственными, территориальными и корпоративными финансовыми активами.
Финансовый контроль — комплекс действий соответствующих органов и служб по проверке хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций в целях объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.
Главным в финансовом контроле является не выявление и фиксирование нарушений, незаконного расходования денежных средств и бесхозяйственности, а их предупреждение и предотвращение.