Разработка финансовой политики предприятий (организаций)
Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по зако- нам рынка хозяйствующими структурами.
Целью разработки финансовой политики предприятия яв- ляется построение эффективной системы управления финанса- ми, направленной на достижение стратегических и тактических задач предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
· оптимизация структуры капитала и обеспечение финан-
совой устойчивости предприятия;
· максимизация прибыли;
· достижение прозрачности (не секретности) финансово- экономической деятельности предприятия;
· обеспечение инвестиционной привлекательности пред-
приятия;
· использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бу- маг и др.).
Тактические финансовые задачи индивидуальны для ка- ждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т. п.
Разработка финансовой политики предприятия осущест- вляется на основе Методических рекомендаций по разработке
финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118.
Указанные рекомендации были разработаны во исполнение постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1081. Согласно этому документу к основным направлениям раз-
работки финансовой политики предприятия относятся1:
1) анализ финансово-экономического состояния;
2) разработка учетной политики;
3) разработка кредитной политики;
4) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
5) управление издержками (затратами) и выбор амортиза- ционной политики;
6) дивидендная политика;
7) управление финансами.
Охарактеризуем эти направления более подробно.
1. Анализ финансово-экономического состоянияявляется той базой, на которой строится разработка финансовой политики.
Внимание уделяется не только методам финансового ана- лиза, но и исследованию полученных результатов и выработке управленческих решений.
Основными компонентами финансово-экономического ана- лиза деятельности предприятия является анализ бухгалтер- ской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение представленных в ней абсолютных показателей с це- лью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственных средств, размера заемных средств, оценки объема выручки от реализа- ции продукции (товаров, работ, услуг). Фактические показатели отчетности сравниваются с показателями, запланированными предприятием.
1 См.: Реформа предприятий (организаций): Методические рекомен- дации. — М.: Ось-89, 1998.
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности на конец года с показателями на начало года и предыдущих периодов. Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей от- четности за ряд лет от уровня базисного года.
Для аналитической работы при разработке финансовой политики предприятия рекомендуется рассчитывать:
а) показатели ликвидности:
· общий коэффициент покрытия;
· коэффициент срочной ликвидности;
· коэффициент ликвидности при мобилизации средств; б) показатели финансовой устойчивости:
· соотношение заемных и собственных средств;
· коэффициент обеспеченности собственными средствами;
· коэффициент маневренности собственных оборотных средств;
в) показатели интенсивности использования ресурсов:
· рентабельность чистых активов по чистой прибыли;
· рентабельность реализованной продукции; г) показатели деловой активности:
· коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
· коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
Содержание отдельных показателей, порядок их расчета и оптимальные значения, изложенные в Методических реко- мендациях по разработке финансовой политики предприятия, приводятся в табл. 4.1.
2. Разработка учетной политикикак системы методов и
приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Учет- ная политика для всех предприятий должна осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106н.
Таблица 4.1