Статья 81. Последствия введения финансового оздоровления

Фактор кризиса — это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. Причина кризиса — это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса. Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптом кризиса — это и состояние показателя, и тенденции его изменения.

К факторам кризиса могут относиться установленные по бухгалтерской отчетности коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормативных значений.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:

1. Социально-экономические факторы общего развития страны

o Рост инфляции;

o Нестабильность налоговой системы;

o Нестабильность регулирующего законодательства;

o Снижение уровня реальных доходов населения;

o Рост безработицы.

2. Рыночные факторы

o Снижение емкости внутреннего рынка;

o Усиление монополизма на рынке;

o Нестабильность валютного рынка;

o Рост предложения товаров-субститутов.

3. Прочие внешние факторы

o Политическая нестабильность

o Стихийные бедствия

o Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние факторы возникновения кризиса:

1. Управленческие

o высокий уровень коммерческого риска;

o недостаточное знание конъюнктуры рынка;

o неэффективный финансовый менеджмент

o плохое управление издержками производства;

o отсутствие гибкости в управлении;

o недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности

2. Производственные

o Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

o Устаревшие и изношенные основные фонды;

o Низкая производительность труда;

o Высокие энергозатраты;

o Перегруженность объектами социальной сферы.

3. Рыночные

o Низкая конкурентоспособность продукции;

o Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Причины вызвавшие кризис на предприятии могут быть различными (как внутренними, так и внешними), но наибольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.

Если обобщить все факторы, то в большинстве случаев ухудшение финансового положения организаций и их последующее банкротство связано с:

– неэффективной системой управления и некомпетентностью высшего руководства;

– слабым учетом изменений состояния рынка (спроса, конкурентов, ценовой политики и др.), производственного и финансового потенциала организации;

– хищениями на высшем уровне управления;

– неэкономичным и нетехнологичным производством продукции.

Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика деятельности организации. Их следует применять на всех этапах функционирования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.

7.Человеческий фактор кризиса.

Фактор (от лат. Factor - делающий, производящий) - существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе, исходная составляющая чего-либо. В социально-экономических системах обычно выделяют следующие факторы:

· природный,

· производственный,

· технологический,

· финансовый,

· человеческий и др.

Человеческий фактор является определяющим, он включает:

· интеллектуальный,

· психологический,

· нравственный,

· профессиональный

· физический потенциалы.

От качества и взаимодействия этих потенциалов во многом зависит качество и эффективность управленческой деятельности.

Кризисы в развитии социально-экономических систем - явление объективное. Их нельзя отменить, но их можно смягчать, отодвинуть, минимизировать последствия. Можно полагать, что для эффективного управления кризисами надо повышать управленческие знания менеджеров, их нравственность, психологическую устойчивость, культуру и интеллект.

Во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.

Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.

Итак, кризисы, катастрофы отменить нельзя, но их можно предвидеть, профилактировать, минимизировать ущерб. Путь решения этих проблем - повышение качества человеческих ресурсов, их интеллекта, профессионализма и нравственности, совершенствования технологического оборудования.

8.Типы кризисов предприятия.

Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: или это ликвидация предприятия как крайняя форма, или успешное преодоление кризиса.

В реальном производстве могут возникать кризисные ситуации трех типов.

Первый тип. В самом производстве может иметь место затяжной техни­ко-технологический кризис при полном финансовом благополучии предпри­ятия. Такая ситуация возникает для технически отсталых предприятий, зани­мающих монопольное положение на рынке и продающих свою продукцию по завышенным ценам (например, автомобильные заводы страны во времена эко­номики советского периода).

Второй тип. Высокоэффективное в технико-технологическом отношении предприятие, выпускающее с низкими издержками высококачественную про­дукцию, пользующуюся спросом в обществе, тем не менее попадает в тяжелое финансовое положение (вплоть до банкротства) по причине неотрегулированности денежных, финансовых, кредитных отношений на мезо- и макроуровнях экономики.

Третий тип. Кризис реального производства на предприятии совпадает с финансовым кризисом, оба кризиса усиливают друг друга, что также характер­но для современной России.

Представим многообразие форм проявления кризиса на предприятии, классифицируя кризисы по различным критериям. Возможно использовать следующую классификацию:

  • кризис стратегического развития предприятия;
  • кризис на стадии жизненного цикла предприятия;
  • основные причины кризисов;
  • агрегированное состояние кризиса;
  • степень угрозы целям предприятия.

Кризис стратегического развития предприятия.Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.

Кризис на стадии жизненного цикла предприятия.В этом смысле возможно разделение на кризис основания фирмы, роста и старости.

Основные причины кризисов. Здесь возможно разделение причин на внутренние и внешние.

Агрегированное состояние кризиса.Различают латентный и острый кризисы.

Степень угрозы целям предприятия.Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является:

а) поддержание платежеспособности,

б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами. С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.

Далее рассмотрим классификацию по целям предприятия, находящимся под угрозой в связи с кризисом. Это позволит нам в дальнейшем определить стратегический кризис/кризис стратегий, кризис результатов и кризис ликвидности.

Статья 81. Последствия введения финансового оздоровления - student2.ru

О кризисе стратегий (стратегическом кризисе) речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

Кризис результатов/результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать потенциал развития предприятия для повышения доходов.

При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса/превышения пассивов над активами.

9.Экономические кризисы: понятие, причины.

Кризис экономический – это одна из фаз цикла производства, проявляющаяся в резком спаде объемов производства в результате перепроизводства товаров по сравнению с платежеспособностью, которая носит временный характер и периодически повторяется.

Экономический кризис предприятия - опасное несоответствие (дисба­ланс) экономических отношений между внешней и внутренней средой, обу­словленное различными факторами: производственными, управленческими, правовыми, политическими, природными и др. Экономический кризис характе­ризуется глубоким расстройством финансов предприятия.

Механизм возникновения экономического кризиса на предприятии можно представить следующим образом. Внешние и внутренние негативные обстоя­тельства в совокупности дают толчок началу кризиса. Постепенно вначале еще слабые сигналы усиливаются и по мере приближения к кризису становятся оче­видными для большинства участников предприятия.

В результате негативного влияния обстоятельств (причин кризиса) сни­жается конкурентоспособность продукции предприятия, падает спрос на нее, нарушаются сбыт и снабжение, растут издержки производства и обращения, происходит спад производства, снижается выручка от реализации продукции и прибыль.

Классификация факторов финансовой состоятельности предприятия

Кризис — это нарушение равновесия в экономике , вызывающее снижение и приостановку производства, а в наиболее тяжелых случаях — даже разрушение производительных сил.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

1-объективные. Связаны с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации экон.систем(жизненный цикл отрас­ли, длительность производственного цикла, состояние финансовой системы);

2-субъективные. Отражают ошибки в управлении, приведшие к экон.кризису (неправильный выбор стратегии, неверное распределение фин.потоков, неверное инвестирование, неправильное ведение кредитной , налоговой, валютной, маркетинговой политики, нарушение партнёрских связей, ориентация на сиюминутную выгоду)

3-внешние причины, связанные с изменением ситуации в стране, в мире или в отдельной отрасли(наличие кризиса в других странах-партнерах; неста­бильность политического курса; международная конкуренция; необязатель­ность государства по своим долгам; относительно высокая инфляция);

4-внутренние причины, связанные с внутриорганизационными проблемами (износ оборудования, конкурентоспособные цены и позиции предприятия, ограниченность финансовых, материальных и трудовых ресурсов; не­конкурентоспособные цены на продукцию и т.п.)

5-случайные причины - кризис как результат случайных явлений, про­цессов (форс-мажор, стихийные бедствия: наводнения, смерчи, пожары)

6-закономерные причины- регулярно повторяющиеся, устойчивые, прогнозируемые. (сезонность, рискованная и агрессивная политика, отсутствие модернизации, отсутствие инновационной деятельности,недостаток рабочей силы, низкое качество продукции).

Итак, по итогам первой главы можно сделать следующие выводы:

Наибольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.

10.Государственное регулирование кризисных ситуаций. Виды антикризисной государственной политики.

Государство вмешивается в регулирование экономики в тех случаях, когда экономические и социальные интересы не могут урегулироваться автоматически. Финансовое регулирование предприятий производится государством на основании соответствующих нормативно законодательных актов.

Государственное регулирование кризисных ситуаций занимает важную роль в экономике. Его основой является финансовое регулирование, включающее в себя все денежные средства, которые находятся в распоряжении предприятия.

Следствие кризисного состояния предприятия являются сокращение заработной платы, задержки при ее выплате и ухудшение уровня жизни работающих.

Государственное регулирование банкротства предприятия напрямую связано с его промышленной политики, чьей главной задачей является обеспечение капиталом и сырьем производства. Производство обязано создавать свою стратегию, в которой должны быть описаны способы достижения выхода предприятия из банкротства.

Антикризисное регулирование - это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой.

Основные направления государственного регулирования:

1)совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятия

2)оказание гос.поддержки неплатёжеспособным предприятиям (гос.заказы, отсрочка любых обязательных платежей, прямое финансирование) , прежде всего в ведущих отраслях машиностроения, химии и ВПК;

3)принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны гос.органов заказчиков

4)совершенствование деятельности Арбитражных судов и повышение деятельности судебных приставов

5) приватизация и ликвидация предприятий-должников;

Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:
- нормативно-законодательное;
- финансовое;
- государственная промышленная политика;
- перераспределение доходов.
Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.

Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства.

Государственная промышленная политика подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволят стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства.

Перераспределение доходов подразумевает обеспечение социальной защиты различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет - социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета.

Важную роль в деле разрешения кризисных ситуаций на предприятиях должно взять на себя государство.

11.Антикризисное управление: возможность и необходимость.

Несостоятельность (банкротство с итал.яз. «сломанная скамья»)- признанная Арбитражных судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Антикризисное управление- это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин.

Во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.

Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное управление — это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания.
Возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.
Необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития.

12.Стадии неплатежёспособности предприятия.

Не п/с- неспособность хоз.субъекта отвечать по своим обязательствам в установленный срок.

Стадии:

-скрытая не п/с. особенно если не налажен специальный учет,характеризуется снижением стоимости предприятия, деловой активности из-за неблагоприятных условий как внутри, так и во внешней среде. С точки зрения эко­номистов, это проявляется в ухудшении сбыта продукции, затоваривании, менее эффективном использовании производственных мощностей и ,как следствие, в ухудшениипозиций предприятия на рынке производителей. С финансовой точки зрения скрытая неплатежеспособность выражается в снижении показателей деловой активности, ухудшении коэффициента оборачиваемости оборотного капи­тала, собственного капитала и показателей рентабельности предприятия.

(Эльдорадо, Техносила, Красный Октябрь, Ашан).

-фин.неустойчивость. Характеризуется отсутствием у неё возможности справиться своими силами с предполагаемой не п/с. Имеется в виду резкое уменьшение денежных средств на счетах предприятия, резкое уменьшение ДЗ, увеличение КЗ. Предприятие на этой стадии старается привлечь дополнительный капитал извне (инвестицион­ные вливания) или распродать по возможности часть своего имущества.

-явное банкротство (не может своевременно оплачивать свои долги, банкротство становится юридически очевидным). Банкротство проявляется в несогласованности денежных потоков, ухудшении показателей финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности, а также показателей ликвидности (платежеспособности) предпри­ятия. Они выходят за рамки допустимых значений. Предприятие попадает в поле деятельности антикризисных управляющих, которые либо ликвидируют его, применяя к нему конкурсное производство, либо пытаются восстановить.

Причины:

* внутренние и внешние:

-неконкурентная позиция предприятия

-низкий уровень квалифицированных руководителей

-малая доля рынка, на котором действует предприятие

-низкий уровень инвестиционной привлекательности

* несоблюдение принципов деятельности предприятия:

-слабая кадровая политика

-недостаточная мотивация труда

-слабая инновационная деятельность

* отсутствие необходимых ресурсов предприятия и низкая степень использования имеющихся ресурсов:

-устаревшие (изношенные) ОС

-длительный производственный цикл

-отсутствие средств

-ошибки при выборе контрагентов

-отсутствие инноваций

-незавершённое строительство

*отсутствие маркетинговой политики:

-отсутствие товарной политики

-отсутствие ценовой политики

-отсутствие сбытовой политики

-неправильно выбранный сегмент рынка

-отсутствие стратегии на предприятии

* слабое фин.управление:

-низкая деловая активность

-низкая ликвидность предприятия

-использование кредитов с высокой стоимостью

-низкая рентабельность предприятия

13.Коэффициенты, характеризующие платёжеспособность предприятия.

П/с, в широком понимании- это способность предприятия гасить все свои обязательства за счёт всех активов. В узком понимании, это способность предприятия покрывать свои текущие обязательства за счёт текущих поступлений (ТА).

С помощью показателей п/с возможно оценить грозящее предприятию банкротство в период до 5 лет.

1) коэф.п/с (=собственности, автономии, концентрации, собственного капитала,независимости). = СК/К. Отражает независимость организации от внешних кредиторов и инвесторов и характеризует фин.устойчивость предприятия, обеспечивая покрытие ЗК собственными средствами. Абсолютный стандарт 0,5-0,6.

2) коэф.заёмных средств(=привлечённого капитала).= ЗК/К . (0,4-0,5)

3) коэф.соотношения СК и ЗК.(=финансовый рычаг, финансовый Леверидж, сбалансированности капитала)= СК/ЗК. Абсолютный стандарт 1. min для поддержания фин.устойчивости 0,4.

4) коэф.долгосрочной устойчивости ( перманентного, инвестированного капитала, устойчивые пассивы)= СК+ДО/ К.

5) коэф.краткосрочного ЗК= КО/К.

6) коэф.финансовой напряжённости = КЗ/К. КЗ-наиболее срочные обязательства. При коэф. больше 0,2-0,3 повышается фин.напряжённость и срочно необходимо разработать меры.

7) коэф. манёвренности (мобильности) СК= СОК/СК. Оптимальный уровень 0,3-0,5.

8) Коэффициент текущей ликвидности. ТА/ ТО

9) Коэффициент абсолютной ликвидности. ДС/ТО

14.Финансовый менеджмент: понятие, сущность.

Понятие. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление денежных средств и их рациональное расходование в соответствии с программами, планами, реальными нуждами.

Сущность. Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. Направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Под финансовым менеджментом (financial management) понимается управление средствами предприятия (активами) и источниками их образования (пассивами). Под управлением понимается воздействие субъекта на объект с целью достижения определенного результата. В финансовом менеджменте под субъектами понимаются финансовые менед­жеры разных уровней, под объектами — средства предприятия и источники их образования. Финансовый менеджмент наряду с производственным, инве­стиционным, инновационным и организационным является со­ставной частью общего менеджмента предприятия. Поэтому це­ли финансового менеджмента подчинены общим целям управле­ния предприятием. Основной целью финансового менеджмента является повыше­ние благосостояния владельцев предприятия.

15.Цели финансового менеджмента.

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Главная цель финансового менеджмента– выработка и применение методов, средств и инструментов для максимизации благосостояния собственников предприятия (пайщиков, акционеров) в текущем и будущем периодах. Реальное воплощение данной цели – обеспечение максимизации рыночной стоимости предприятия, что и выступает реализацией конечных финансовых интересов его владельцев. Достижение главной цели возможно лишь при решении целого комплекса частных задач.
Задачи финансового менеджмента

  • обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов и их наиболее эффективного использования
  • оптимизация денежного оборота предприятия путем эффективного управления денежными средствами с целью минимизации среднего остатка свободных денежных активов;
  • оптимизации расходов;
  • обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска;
  • обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;
  • обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.
  • обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала;
  • оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;
  • обеспечения целевой рентабельности;
  • избежания банкротства (антикризисное управление);
  • обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности
  • обеспечения текущей финансовой устойчивости организации.

16.Функции финансового менеджмента.

Функции финансового менеджмента:
1. Планирование. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь.
2. Прогнозирование(от греч. prognosis – предвидение)– разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы.
3. Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.
4. Регулирование(от лат. regulate – подчинение определенному порядку, правилу)– воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров.
5. Координация(лат. со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
6. Стимулирование выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
7. Контроль сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента.

В группе функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятиемосновными из них является:

 Управление активами.

 Управление капиталом.

 Управление инвестициями.

 Управление денежными потоками.

 Управление финансовыми рисками.

17.Маркетинг: понятие, виды.

Маркетинг- это система мер, направленная на комплексное изучение рынка, его динамики, емкости, конъюнктуры (отношение спроса к предложению), структуры.

Маркетинг- это философия бизнеса.Это сбыт товара. Это 4 «Р»: product,price,place,promotion).

Маркетинг- это деятельность, напрваленная на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.

Основные категории маркетинга: нужда-потребность-товар-обмен-рынок-маркетинг.

Маркетинг развивается так же, как и другие сферы хозяйственной деятельности. В индустриальную эру применялись два основных вида маркетинга:

  • маркетинг, ориентированный на продукт, на изделие или услугу;
  • маркетинг, ориентированный на потребителя, на особую клиентуру, на заранее определенные группы потребителей.
  • маркетинг, ориентированный и на продукт, и на потребителя одновременно, направленный на всемерное снижение риска для предприятия, называется интегрированным маркетингом.

Основными видами маркетинга являются: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный, комплексный и коммуникативный (взаимосвязанный) маркетинг.

Недифференцированный маркетинг не предусматривает деления рынка на сегменты. Отход от принципов "максимум производства и последующий сбыт" к принципу комплексной, взаимоувязанной деятельности по элементам "товар—покупатель—сбыт—реклама".

Дифференцированный маркетинг: сегментация рынка приобрела значение важнейшего атрибута маркетинга, начался процесс поиска покупателей (а только потом осуществление производства). Производство стало рассматриваться в качестве поставщика рынка, развернулись исследования по изучению спроса различных групп покупателей. В это время было научно обосновано три направления сегментирования: территориальное, товарное и потребительское.

Концентрированный маркетинг: углубление его целевого характера за счет состояния деятельности и средств не на всех рыночных сегментах, а на главном из них — наименее изученном и охваченном рынком сегменте ("белое пятно"), обладающем хорошей покупательной способностью.

Комплексный маркетинг (маркетинг-микс) следует рассматривать как интегральное действие системы управления по всем элементам маркетинга (товар—цена—покупатель—сбыт—реклама), обеспечивающее возможность получения синергетического эффекта от использования маркетинга.

Взаимосвязанный (маркетинг взаимосвязей, коммуникативный) маркетинг. Функция маркетинга должна выходить далеко за пределы маркетинговой службы и распространяться по всей организации, предпринимательским единицам и охватывать весь персонал, участвующий в процессе создания и сбыта продукции. Этот вид маркетинга четко проявляется при маркетинге взаимодействия, отношений и коммуникаций.

18.Роль маркетинговых исследований в антикризисном управлении.

Роль маркетинга в антикризисном управлении состоит в следующем:

1)маркетинговые исследования позволяют дать ответ на основной вопрос предпринимателя: следует ли создавать предприятие или поддерживать его функционирование или же следует отказаться от его создания, сокращать, а быть может, и прекращать существующее дело. Например, маркетинг является центральным блоком при проведении различных процедур антикризисного управления в качестве оценки перспективности рынка и предприятия. Наиболее ярким примером могут служить фиктивные банкротства целого ряда предприятий, решение о признании которых банкротами было принято на основе ложной оценки рынка сбыта предприятия.

2)применение маркетинга помогает сделать выбор, принять решение о том, каким видом деятельности и в каких объемах предприятию следует заниматься.Пример: производственное предприятие «Меридиан-2000» с 1990 г. занималось выпуском деревянных изделий народно-художественных промыслов. В конце 1990-х мощную конкуренцию по цене составили московские производители, заполнившие российский (в т.ч. петербургский) рынок низкокачественной и очень дешевой продукцией. Предприятие было вынуждено искать свою нишу на быстро насыщавшемся рынке и выбрало сегмент рынка, рассчитанный на достаточно высокое качество и средний уровень цен, что позволило предприятию выйти из кризиса (фактически - из состояния банкротства) в 1999 г. и увеличить оборот в 2,5 раза к 2001 г.

3)применение маркетинга помогает предприятию выяснить свои возможности на рынке и выйти из кризисной ситуации с наименьшими затратами и потерями.Пример: важнейшим пунктом, который послужил выводу пивоваренного завода «Балтика» из кризиса, стал имидж фирмы, принципиально отличающийся от всего, что продавалось в середине 1990-х гг. на российском рынке. Анализ рынка показал, что «нужен продукт, который был бы узнаваем», что привело к созданию четко узнаваемой торговой марки и фирменного стиля. При этом в отличие от моды того времени на все иностранное, «Балтика» сохранила полностью российский имидж, рассчитанный на мотивы патриотизма.

Наши рекомендации