Виды банковских систем
Исторически сложилось так, что сформировались три разновидности банковских систем:
1)Централизованная монобанковская система - основана на монопольной работе единого государственного банка. Пример ее - банковская система бывшего СССР. Она складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк и Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли функцию второго бюджета, что не позволяло использовать эффективный потенциал кредитного механизма. Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков, что и начало происходить в середине 80-х годов. В результате банковской реформы были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Однако, результате реформы монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.
2)Федеральная резервная система США. Была создана в 1913 году Президентом США Вудро Вильсоном. Федеральная Резервная Система функционирует как независимый орган Федерального правительства США. Законодательно установлено, что ФРС является рабочим органом Конгресса США, хотя Президент США и назначает членов Совета Управляющих ФРС исходя из рекомендаций и заручившись согласием в Сенате. Будучи органом конгресса США, Федеральная Резервная Система лишь ему и подотчетна, т. е. она не несет никаких обязательств перед органами исполнительной власти США. Лишь Конгресс США может распустить и ликвидировать ФРС. ФРС выполняет следующие функции:
- Проведение национальной кредитно-денежной политики посредством воздействия на денежные спрос/предложение с целью обеспечения ценовой стабильности и занятости населения;
- Надзор за банковским сообществом и его регуляция; защита интересов потребителей финансовых услуг;
- Обеспечение стабильности финансовой системы;
- Финансовое обслуживание Правительства США, общественных и финансовых институтов и зарубежных официальных институтов.
3) Двухуровневая банковская система. Первый уровень системы составляет Центральный государственный банк, на втором уровне находятся банки и небанковские кредитные организации.
Рассмотрим подробнее принципы существования двухуровневой системы, так как она присуща экономике России:
- Принцип управляемости. Процесс создания и последующего развития банковской системы должен идти под сознательным контролем общества, государства, самого банковского сообщества.
- Принцип эволюционности. Превращение имеющейся совокупности банков, кредитных учреждений и вспомогательных организаций в элементы банковской системы, ее последующее развитие следует направлять путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем постепенного накопления количественных и качественных изменений, основательного освоения новых операций, технологий, достижения нового качества работы, новых отношений между элементами системы и клиентами, без "прыжков" через закономерные ступени развития.
- Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в целом и каждый ее элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей их действительности. Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости достижения и поддержания соответствия между элементами самой банковской системы. Особое место имеет здесь единство или совместимость применяемых технологий, без чего банковская система или не может сформироваться, или обречена разделиться на \"разноязычные\" локальные части. При этом должна обеспечиваться технологическая совместимость с банковскими системами других стран.
- Принцип функциональной полноты. Система может нормально функционировать и развиваться только в том случае, когда она содержит все необходимые элементы в нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки, кредитные учреждения, вспомогательные организации).
- Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать способностью к самосовершенствованию, что предполагает отлаживание механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисных явлений, обеспечение безопасности, распространение передового опыта.
- Принцип открытости. В соответствии с этим принципом признается необходимым:
а)свободы входа и выхода из банковской системы в рамках законности (снятие всех искусственных, неправомерных ограничений при регистрации новых банковских учреждений, их филиалов и иных подразделений, реорганизации и ликвидации элементов банковской системы);
б)развития разнообразных форм цивилизованного отношения между элементами банковской системы;
в)информационной прозрачности действий всех участников рынка банковских услуг, включая Центральный банк;
г)развития отношений конкурсности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления.
- Принцип эффективности. Так как коммерческие банки, кредитные учреждения и вспомогательные организации являются организациями коммерческими, принцип эффективности естествен для их деятельности. Но этот принцип включает и другие аспекты, также важные для системы. В соответствии с ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Также деятельность банковской системы должна быть эффективна и в социальном плане.
- Принцип адекватного правового сопровождения. Деятельность банков касается вопросов первостепенной государственной важности, поэтому нуждается в серьезной правовой регламентации. Особое значение здесь имеют:
а)адекватность принимаемых законов и иных нормативных актов реальным процессам в экономике и обществе;
б)полнота охвата этих процессов нормами права;
в)внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки правовой базы банковской деятельности.
Центральный банк
Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы (союза) стран.
В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, например: Национальный Банк Украины, Федеральная резервная система США, Банк Англии, Немецкий федеральный банк, Государственный банк Вьетнама, Народный банк Китая, Национальный Банк Республики Казахстан, Национальный Банк Азербайджанской Республики. В России — Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:
- государственные;
- акционерные;
- смешанные.
В государственных центральных банках 100 % капитала принадлежит государству.
В ряде стран центральные банки создавались как государственные с самого начала. К их числу относится, к примеру, Банк Германии - Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), образованный в 1957 г., как и его предшественник — Рейхсбанк (1875). Также к этой группе центральных банков относится и созданный в 1860 г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другая группа центральных банков сначала были частными (например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были национализированы.
В акционерных центральных банках капитал сформирован благодаря взносам учредителей.
Например, акционерным центральным банком является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Актом о Федеральной резервной системе 23 декабря 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Однако, несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых (председатель и вице-председатель cовета управляющих ФРС) назначаются президентом США на 4 года из числа членов совета управляющих ФРС и утверждаются Сенатом США.
В смешанных центральных банках капитал сформирован частным сектором совместно с государством.
Ярким представителем этой группы центральных банков является, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала данного центрального банка принадлежит государству. Руководство Банка Японии назначается правительством и утверждается парламентом страны.
Также может быть создан центральный банк группой (союзом) стран. К примеру, Европейский центральный банк — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», то есть хранит обязательные резервы коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчётные палаты.
Основные функции:
- эмиссия банкнот;
- проведение денежно-кредитной политики;
- рефинансирование кредитно-банковских институтов;
- управление официальными золотовалютными резервами;
- проведение валютной политики;
- регулирование деятельности кредитных институтов;
- функции финансового агента правительства;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной валюте;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
- установка ломбардной ставки.
Рефинансирование
В статье 40 Федерального закона № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г определено, что под рефинансированиемпонимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Само рефинансирование - это процесс, в течение которого заемщик выплачивает полученный ранее (уже существующий) кредит с помощью нового кредита. Целью заемщика при рефинансировании, как правило, является решение следующих задач:
- получение нового кредита на более выгодных условиях, например по более низкой ставке, что позволяет заемщику снижать свои расходы. И одновременно, это дает возможность банкам менять ставки кредитования клиентов.
- получение нового кредита с целью продления срока кредитования. Кредиты ЦБ для коммерческих банков являются дополнительными ресурсами для кредитования клиентов.