Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Характеристика продукции:
- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
- примеры использования продукции;
- стоимость в зависимости от объемов производства;
- технологичность;
- универсальность;
- соответствие продукции принятым стандартам;
- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
- требования к контролю качества;
- требования к подготовке пользователей;
- требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
- патентно-лицензионная защита.
Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:
- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
- принципы ценообразования конкурентов;
- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
Исследования и разработки:
- цели и описание планируемых НИОКР;
- существующие технологические риски;
- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
- описание концепции развития продукта следующих поколений.
Финансирование:
- принятая концепция ценообразования ;
- оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
- условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;
- уровень запасов;
- производственная кооперация.
Анализ рынка
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Характеристика рынка:
- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);
- уровень и тенденции развития рынка;
- динамика цен на рынке за последние 5 лет;
- специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;
- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- особые цели на рынке.
Характеристика потребителей продукции:
- тип потребителя(покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);
- их географическое расположение;
- их мнение о продукции.
Стратегия продвижения продукции на рынок:
- расчет и обоснование цены. ценовая политика;
- система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- сервисное и гарантийное обслуживание;
- связи с общественностью.
Характеристика конкурентов:
- перечень предприятий - основных конкурентов;
- их сильные и слабые стороны;
- их финансовое положение;
- уровень технологии;
- удельный вес в обороте рынка;
- используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- возможная реакция конкурентов.
5. Производственный план
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить:
- обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
- требования к источникам энергии и их доступность;
- требования к подготовке производства;
- возможности совершенствования технологии производства;
- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.
Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
- административный персонал;
- инженерно-технический персонал;
- производственный персонал;
- условия оплаты и стимулирования;
- условия труда;
- структура и состав подразделений;
- обучение персонала;
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
План сбыта
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
- цену продукции;
- методы ценообразования и установления гарантийного срока;
- схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
- размеры скидок;
- время на сбыт;
- уровень запасов;
- процент потерь;
- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
- время задержки платежа.
7. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств (Cash – flow);
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
Сумма поступлений, используемая в процессе расчетов по критериям Cash – flow, формируется путем суммирования следующих статей:
· Поступления от сбыта продукции (услуг)
· Поступления от других видов деятельности
· Поступления от реализации активов
· Доходы по банковским вкладам
Сумма выплат, формируется аналогичным образом и включает в себя:
· Прямые производственные издержки, кроме амортизации
· Затраты на заработную плату
· Выплаты на другие виды деятельности
· Общие издержки
· Налоги
· Затраты на приобретение активов
· Другие некапитализируемые издержки подготовительного периода
· Выплаты % по займам
· Банковские вклады
Разница между притоком и оттоком денежных средств в каждом периоде называется потоком реальных денег
После составления плана движения денежных средств по проекту проводится расчет показателей эффективности проекта.
Показатели эффективности проекта:
- текущая стоимость проекта, чистая текущая стоимость проекта, чистый дисконтированный доход, (ЧДД), Net Present Value (NPV);
- внутренняя норма прибыли / доходности (ВНД), Internal Rate of Return (IRR);
- индекс рентабельности инвестиций, Profitabily Index (PI)
- Дисконтированный срок окупаемости проекта, Discounted payback period (PBP)
Порядок проведения расчетов:
Чистая текущая стоимость проекта (NPV) – это стоимость, полученная путем дисконтирования отдельно на каждый временной период разности всех оттоков и притоков доходов и расходов, накапливающихся за весь период функционирования объекта инвестирования при фиксированной заранее определенной процентной ставке.
В общем виде формула расчета выглядит следующее:
Где Рi – объем генерируемых проектом денежных средств в i-том периоде;
r – норма дисконта (задается как желаемая норма прибыли на инвестируемый капитал);
I0 – размер инвестированного капитала,
n – число лет, в течение которых реализуется инвестиционный проект.
В случае, если инвестиционные расходы осуществляются в течение ряда лет, формула расчета примет следующий вид:
Где k – предполагаемый уровень инфляции.
Если ставки дисконтирования по годам изменяются (т.е. величина r непостоянна), то к каждому денежному потоку необходимо применять индивидуальные коэффициенты дисконтирования (т.е. значение r будет меняться в каждом периоде). В этом случае Расчетная формула примет следующий вид:
Где =(1+r1)* (1+r2)* (1+r3)*…* (1+rn)
Экономический смысл показателя заключается в том, что он отражает общую сумму средств, полученных за весь жизненный цикл проекта, с учетом дисконтирования денежных потоков и возмещения капитальных затрат. При этом:
- если NPV>0 принятие проекта целесообразно,
- если NPV<0 проект следует отвергнуть,
- если NPV=0 проект не является убыточным, но и не приносит прибыль.
При рассмотрении нескольких вариантов реализации проекта нужно выбрать тот, у которого значение NPV выше.
Однако использование показателя NPV при оценке инвестиционных проектов сопряжено с некоторой неточностью: большее значение NPV не всегда буде т соответствовать более эффективному использованию инвестиций. В такой ситуации целесообразно дополнительно рассчитать показатель рентабельности инвестиций.
Рентабельность инвестиций (PI)– это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастает ценность фирмы (богатство инвестора) в расчете на одну денежную единицу инвестиций. Этот индекс по алгоритму расчета является «классическим» показателем рентабельности, так как рассчитывается как отношение результата к затратам.
При оценке инвестиций можно использовать несколько индексов доходности:
· индекс доходности затрат – отношение суммы накопленных денежных потоков к сумме денежных оттоков,
· индекс доходности дисконтированных затрат – то же, только по дисконтированным величинам,
· индекс доходности инвестиций – отношение суммы дисконтированных денежных потоков к накопленному объему инвестиций,
· индекс доходности дисконтированных инвестиций – отношение суммы дисконтированных денежных потоков к накопленному дисконтированному объему инвестиций.
Наиболее часто применяется последний индекс, который можно рассчитать следующее:
Внутренняя норма прибыли (IRR) проекта определяется в процессе расчета как норма доходности, при которой дисконтированная стоимость притоков наличности равна приведенной стоимости оттоков, т.е. коэффициент дисконта, при котором величина текущей стоимости равна нулю, - все затраты окупаются:
или
Экономический смысл этого показателя имеет несколько трактовок:
· IRR показывает максимально допустимый уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом (например максимальный уровень процентной ставки по заемному финансированию инвестиционного проекта),
· IRR отражает нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат, который сравнивается со средней стоимостью капитала в данном секторе инвестиционной деятельности и для принятия проекта к осуществлению должен быть выше уровня средней доходности,
· IRR представляет собой предельный уровень доходности (окупаемости) инвестиций, что может использоваться как критерий целесообразности дополнительных капиталовложений в проект.
Внутренняя норма прибыли находится методом итерационного (пошагового) подбора значений ставки дисконта при вычислении показателя NPV. Алгоритм расчетов выглядит следующее:
· Выбираются два значения нормы дисконта, и рассчитывается показатель NPV, при этом одно значение NPV должно быть ниже нуля, другое – выше;
· Значение коэффициентов и самих NPV подставляются в следующую формулу:
Где r1 – норма дисконта, при которой NPV1 принимает положительное значение,
r2 – норма дисконта, при которой NPV2 принимает отрицательное значение.
Для проверки правильности проведенных расчетов может быль использовано следующее неравенство: r1 < IRR < r2
Показатель IRR целесообразно использовать:
· для оценки эффективности проекта, если известны приемлемые значения IRR у проектов данного типа (т.е. он может являться «ситом» для отсеивания невыгодных проектов);
· для ранжирования проектов по степени выгодности, но делать это можно только при тождественности исходных параметров сравниваемых проектов: равной сумме инвестиций, одинаковой продолжительности и т.п.;
· для оценки уровня риска по проекту: чем больше IRR превышает желаемый уровень доходности, тем больше запас финансовой прочности и тем менее страшны возможные ошибки при оценке величин будущих денежных поступлений;
· для установления участниками инвестиционного проекта нормы дисконта по данным об IRR альтернативных направлений вложения средств.
Для того чтобы избежать трудностей при расчете IRR, можно ориентироваться на следующие соотношения:
IRR — это положительное число Е' такое, что NPV,:
· при норме дисконта Е=Е' обращается в 0;
· при всех Е >Е' отрицателен;
· при всех 0 < Е' < Е положителен.
Сроком окупаемости («простым» сроком окупаемости; payback period) называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый доход в текущих или дефлированных ценах становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Срок окупаемости в соответствии с заданием на расчет эффективности может исчисляться либо от базового момента времени, либо от начала осуществления инвестиций, либо от момента ввода в эксплуатацию основных фондов создаваемого предприятия. При оценке эффективности он, как правило, выступает только в качестве ограничения.
Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Оценка эффективности инвестиций в проект предполагает расчет индексов доходности. Индексы доходности (profitability indexes) характеризуют (относительную) «отдачу проекта» на вложенные в него средства. Они могут вычисляться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:
· индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным затратам);
· индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;
· индекс доходности инвестиций (ИД) — увеличенное на I единицу отношение ЧД к накопленному объему инвестиций;
· индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДЦ) — увеличенное на единицу отношение ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций.
При расчете ИД и ИДЦ могут учитываться либо все капиталовложения за расчетный период, включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капиталовложения, осуществляемые до ввода предприятия в эксплуатацию (соответствующие показатели будут, конечно, иметь различные значения).
Индексы доходности затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧД положителен. Индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧДД положителен.