По выполнению контрольной работы
Т.Н. Иголкина
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Методические рекомендации и задания
Для выполнения контрольной работы
Издательство
Белгородского университета
кооперации, экономики и права
2012 г.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Т.Н. Иголкина
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Методические рекомендации и задания
Для выполнения контрольной работы
Для студентов специальностей 080502.65 «Экономика и управление
на предприятии (по отраслям)», 080507.65 «Менеджмент организации», 080105.65 «Финансы и кредит» и направлений подготовки 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент»,
080101.65 «Экономическая безопасность»
Рекомендовано Научно-методическим советом университета
Издательство
Белгородского университета
кооперации, экономики и права
2012 г.
ББК 65.01+65.9(2)29+65.9(2)21Рекомендовано
И26 к изданию кафедрой экономики.
Протокол № 7 от 01.12.2011 г.
Автор
Иголкина Татьяна Николаевна, канд. экон. наук,
доцент кафедры экономики Белгородского университета кооперации, экономики и права
Рецензент
Дорохова Юлия Владимировна, канд. экон. наук,
доцент кафедры экономики Белгородского университета кооперации, экономики и права
Иголкина Т.Н.
И26 Антикризисное управление: Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы. –
Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. – 56 с.
Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Антикризисное управление» разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Антикризисное управление». Варианты контрольной работы включают теоретические вопросы и задачи для проверки знаний студентов.
Издание предназначено студентам, обучающимся по специальностям 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 080507.65 «Менеджмент организации», 080105.65 «Финансы и кредит» и направлениям подготовки 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 080101.65 «Экономическая безопасность», другим экономическим направлениям подготовки (специальностям), а также аспирантам и преподавателям вузов для самостоятельного изучения дисциплины, использования в учебном процессе.
ББК 65.01+65.9(2)29+65.9(2)21
© Издательство БУКЭП, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………. | |
1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы……………………………………….. | |
2. Варианты контрольной работы………….……..…. | |
3. Вопросы контрольной работы………….….……... | |
4. Задачи……………………………………….……… | |
Список литературы…..…………………….………… | |
Приложения…………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время работодатели предъявляют высокие требования к уровню знаний, умениям, практическим навыкам современных специалистов в области экономики и управления на предприятии.
Дисциплина «Антикризисное управление» представляет собой одну из профилирующих специальных дисциплин, формирующих профессиональные навыки и умения экономистов-менеджеров.
Ее цель состоит в формировании у студентов умений экономического обоснования управленческих решений в организации деятельности кризисного хозяйствующего субъекта с точки зрения достижения им финансовой стабильности, в приобретении навыков самостоятельно прогнозировать и своевременно предупреждать возможность наступления банкротства, определять основные направления по обеспечению финансового оздоровления.
Важной составной частью самостоятельной работы студентов заочной формы обучения является выполнение домашней контрольной работы. Контрольная работа выполняет функции углубления знаний студентов по предлагаемым вопросам и одновременно является формой контроля.
Задания для контрольной работы составлены в соответствии с учебной и рабочей программами по дисциплине.
Умелое использование полученных при самостоятельном изучении дисциплины знаний будет способствовать усвоению необходимого материала для сдачи зачета или экзамена.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Письменная контрольная работа имеет важное значение в учебном процессе, так как способствует самостоятельному углубленному изучению студентом заочной формы обучения важнейших вопросов планирования на предприятии, приобретению практических навыков в расчетах экономических показателей, умению анализировать и обобщать материал, делать прогнозы и разрабатывать план деятельности.
Студенты-заочники выполняют контрольную работу в сроки, указанные в учебном плане.
Работа выполняется в обычной 12-ти листовой школьной тетради.
Задания контрольной работы составлены в 100 вариантах.
Каждый вариант контрольной работы содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание.
Выбор варианта контрольной работы определяется по предлагаемой таблице в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки студента.
В таблице по горизонтали расположены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра зачетной книжки студента. По вертикали – цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра зачетной книжки студента. Пересечение цифр определяет вариант заданий контрольной работы студента. Первые две цифры варианта – теоретические вопросы, третья цифра – номер задачи.
Например, последние цифры номера зачетной книжки заканчиваются 13. В этом варианте содержатся задания: 24, 34, 14, из которых: 24, 34 – теоретические вопросы, 14 – задача.
Приступая к выполнению работы, студенту необходимо ознакомиться с программой курса «Антикризисное управление», конспектом лекций и рекомендуемой литературой.
При ответах на теоретические вопросы студент должен показать умение анализировать и обобщать изучаемый материал. Ответы на теоретические вопросы должны быть полными и конкретными. Не допускается переписывание материала из учебников, нормативных документов и другой литературы без переработки. Список источников, которые могут быть использованы при написании ответов на теоретические вопросы, прилагается.
При решении задач следует указать формулы, используемые в процессе решения, и сделать выводы по полученным результатам. Ниже приводятся примеры оформления задач в контрольной работе.
Студенты, не выполнившие контрольную работу, не допускаются к сдаче экзамена (зачета).
Задача 1
На основе двухфакторной модели оценки вероятности банкротства, определите вероятность наступления банкротства в ООО «Карат», если коэффициент текущей ликвидности в 2010 году составил 0,8, в 2011 году – 1,5, удельный вес заемных средств в активах соответственно: 0,74 и 0,56.
Решение:
Рассчитаем величину Z2 на начало и конец исследуемого периода, используя следующую формулу:
,
где = - 0,3877;
= -1,0736;
= +0,0579;
L4 – коэффициент текущей ликвидности.
Если значение Z2<0, то вероятность банкротства невелика. Если же Z2>0, то существует высокая вероятность банкротства анализируемой организации.
Z2 н.г.= -0,3877-1,0736x0,8+0,74x0,0579=-1,19
Z2 к.г. = -0,3877-1,0736x1,5+0,56x0,0579=-1,96
Так как значение данного показателя на начало и конец исследуемого периода меньше нуля, то вероятность банкротства данного предприятия невелика.
Задача 2
Распределить конкурсную массу предприятия, используя данные таблицы. Хватит ли оцененного экспертами имущества предприятия для удовлетворения всех требований кредиторов.
Каким должно быть постановление арбитражного суда в случаях полного или неполного удовлетворения требований кредиторов?
Таблица 1
Выручка от реализации конкурсной массы, тыс. руб. | |
Вознаграждение конкурсному управляющему | |
Обязательства предприятия, тыс. руб.: | |
– Пенсионный фонд | |
–Фонд социального страхования | |
– перед федеральным бюджетом | |
–Банк «Б» (кредит под залог) | |
– перед городским бюджетом | |
– ЗАО «Фокус» | |
– Фонд медицинского страхования | |
– по заработной плате | |
Расходы по проведению экспертизы, назначенной судом, другие судебные расходы |
Решение:
1. Оцененного экспертами имущества предприятия не хватит для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так как величина обязательств превышает величину конкурсной массы (2110 тыс. руб. < 2505 тыс. руб.).
2. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» определим порядок удовлетворения требований кредиторов.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства: расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; расходы по проведению экспертизы, назначаемой судом или управляющим.
2110-550-30= 1330 тыс. руб.
3. Удовлетворяем требования кредиторов 1 очереди:
1330-0= 1330 тыс. руб.
4. Удовлетворяем требования кредиторов 2 очереди:
1330-420= 910 тыс. руб.
5. Удовлетворяем требования кредиторов 3 очереди:
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди: 910-650= 260 тыс. руб.
Величина оставшейся общей задолженности:
90+110+120+115+270+150=855 тыс. руб.
Сумма средств, предназначенная для погашения задолженности перед:
Пенсионным фондом: = 27,4 тыс. руб.
Фондом социального страхования: = 33,5 тыс. руб.
Федеральным бюджетом: = 36,5 тыс. руб.
Городским бюджетом: = 34,9 тыс. руб.
ЗАО «Фокус»: = 82,1 тыс. руб.
Фондом медицинского страхования: = 45,6 тыс. руб.
Проверка: 24,7+33,5+36,5+34,9+82,1+45,6=260 тыс. руб.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по
причине недостаточности имущества должника, считаются
погашенными.
Задача 3
Рассчитать минимальный объем выручки, необходимый для самоокупаемости торгового предприятия в планируемом периоде, если фактическая сумма условно-постоянных расходов в отчетном периоде составила 173 тыс. рублей, в планируемом периоде она возрастет на 4,5% за счет изменения некоторых нормативов и тарифов.
По прогнозу:
1) уровень валового дохода составит в планируемом периоде 18,2% к обороту;
2) уровень условно-переменных расходов – 12,7%.
Решение
1. Определяем сумму условно-постоянных расходов на планируемый период по формуле:
,
где – сумма условно-постоянных расходов в отчетном и планируемом периодах соответственно,
тыс. рублей;
– темп прироста суммы условно-постоянных
расходов, %.
Таким образом:
= 180,8 тыс. рублей.
2. Определяем минимальный объем выручки, необходимый для самоокупаемости торгового предприятия в планируемом периоде по формуле:
где – минимальный объем выручки, необходимый для самоокупаемости, тыс. рублей;
– уровень условно-переменных расходов, %.
Следовательно:
тыс. рублей.
Таким образом, в планируемом периоде торговому предприятию необходимо реализовать товаров на сумму
3287,3 тыс. рублей, чтобы покрыть совокупные издержки, т.е. выручка в данном случае равна издержкам.
Задача 4
На основе бизнес-плана установлено, что для реализации проекта требуются единовременные затраты в сумме 80 тыс. руб. При этом доходы по годам (чистая прибыль плюс амортизационные отчисления) составят:
1-й год – 40 млн. руб.
2-й год – 45 млн. руб.
3-й год – 50 млн. руб.
4-й год – 45 млн. руб.
Ставка дисконта составляет 30%. На основе расчета общепринятых показателей (Чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости) сделать вывод об экономической целесообразности реализации данного проекта.
Решение:
1. Определяем чистый дисконтированный доход:
2. Определяем индекс рентабельности (доходности):
3. Определяем срок окупаемости:
Вывод: так как чистый дисконтированный доход является положительной величиной, а индекс доходности больше 1, то проект является эффективным. Кроме того, следует отметить, что срок окупаемости проекта не превышает четырехлетнего расчетного периода.