Общ.понятие об упр-ии Ф

Упр-ие - это совок.приемов и методов целенаправ-го возд-ия на объект д/достиж-ия опр.рез-та. Упр-ие Ф. – это сознат.возд-ие органов упр-ия на Ф.страны, регионов, хоз.суб-в и на Ф.процессы, Ф.деят., осущ. с целью достиж-ия и поддерж-ия сбалансир-ти, Ф.устойч., получение дох-в, приб, Ф.обеспеч-я решаемых экон/соц. задач. В качестве объектов выступают разнообр-е виды Ф.отношений. Суб-ми явл-ся те орг-ные стр-ры, кот-ые осущ-ют упр-ние. В со­от. с классификацией Ф.отношений по их сферам выд-ю 3 гр. объектов: финансы п/п (учр., орг-ий), страх.отн-ия, гос. и муниц.Ф. Им соот-ют след. субъекты упр-ния: фин-ые службы (отделы) п/п, страховые органы, фин-ые органы и налоговые инспекции. Совок-сть всех орг-ных структур, осущ-их упр-ние Ф.,наз-ся фин-ым аппаратом.В упр-ии Ф. выд-т неск. функц-ных элементов: планир-ие, операт. упр-ие, контроль. В ходе планирования любой хоз. субъект всесторонне оценивает сост-е своих финансов, выявляет возм-сти увел-ния фин-ых ре­сурсов, напр-ния их наиб. эфф-го испол-ия. Решение приним-ся на основе ан-за Ф.инф., базир-ся на бух.,стат. и оперативн.отчетн-ти. Операт-е упр-е - комплекс мер, разраб-ых на основе оперативного анализа скла­д-ся фин-ой ситуации и преследующих цель получения max. эффекта при min затрат с помощью перераспр-ния Ф. ресурсов. Контроль упр-ния осущ-ся и в процессе планир-ия, и на стадии операт-го упр-ия. Он позволяет сопоставить фактические результаты от ис­пользования фин-ых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста Ф. ресурсов, наметить пути более эфф-го хозяйствования. Разл-ют стратег. и оперативное упр-ие Ф. Страт.упр-ие – опр-ие Ф.ресурсов ч/з прогнозир-ие на перспективу, устан-ие V Ф.ресурсов на реал-ию целевых программ. Осущ-ся органами гос. и эк.упр-ия: аппарат През-та, Минфин. Операт.упр-ие Ф.- глав.функ-ия аппарата Ф.сист.: Минфин, Ф/упр. админ.рай-в и городов, страх.орг.

15.Органы упр-ия фин-ми, их функции.

Общее упр-ие системой финансов осущ-ют высшие органы власти и упр-ия:1) Президент РФ (админ-ция Прези­дента) — реглам-ет деят-сть фин-ой сист-ы, подписывает бюдж-ый план, имеет право «вето» на фин-ое зак-во, принятое Парламентом. 2) Парламент РФ (Федеральное Собрание, сост-ее из 2 палат: Совета Федерации и Гос-ой Думы) — устан-ет налоги, сборы, неналоговые пла­тежи, утверждает фед-ый бюджет, принимает фин-ое зак-во (Бюдж. кодекс, НК). 3)Прав-во РФ — рассм-ет фе­д-ый бюджет, выступает как единый центр упр-ия финансами. Центр-ым органом, осущ-ющим реал-цию фин. политики, явл. Минфи­н РФ. Оно обесп-ет единство фин-ой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деят-сть др. фед-ых органов исполн-ой власти. 4) Минфи­н РФ: осущ-ет методическое рук-во в сфере фин-го планир-ия и фин-ния отраслей хоз-ва; организует разработку фед-го бюдж-го плана; принимает активное участие (совместно с Мин-ом экон-ки РФ) в разработке баланса фин-ых ресурсов страны. Мин-во по налогам и сборам РФ и Федер. служба налог. полиции осущ-ют контроль за правил-ью исчис-я, полнотой и своевр-тью вне­сения в бюджетные фонды налогов, сборов и др. платежей. Мин-во гос-го имущества РФ организует уп­р-ие гос-ым имущ-ом с целью получ-ия дох-ов неналогового хар-ра (арендная плата, доходы от продажи гос-го имущества).Федер-ая комиссия по ц.б. контр-ет дея­т-сть участ-в фондового р/ка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. С/ма ЦБ РФ (ЦБ РФ) явл. важным органом реал-ции ден.-кредитной и фи­н-ой политики. ЦБ РФ осущ-ет наряду с Федер-ым казначейством кассовое исполн-е бюд-та, контролирует деят-тью др. кред-ых институтов.Д/контр. за выпол-ем фин-го зак-ва создан спец-ый контр-ый орган — Счетная палата РФ, ее осн-ым назначением явл. кон­тр. за федер-ми ден.ср-ми. Счет.палата независима от Правит-ва и подотчетна Федер-му Собра­нию. Возглавляет Счет.палату председатель, назначаемый Го­с-ой Думой на 6 лет. Проведение фин-ой политики в субъектах федерации, их админ.-террит-ых и муниц-ых образ-ях осущ-ют соответ-щие фин-ые учр-ия. Правильная орг-ция упр-ия фин-ми имеет первостепенное значение для их использования. Все структуры (кроме Минфина) им-т жесткое админ.федерал.подчинен-ть. На местах суб-в федерации отсут-т един.коорд.орган деят-ти,что затруд-т осущ-ие единого регион.Ф.упр-ия и регул-ия.

16.Содержание, значение и задачи финансового планирования.

Планир-е занимает важн место в с/ме упр-ия фин-ми. Именно в ходе планир-ия любой субъект хоз-ния всесторонне оцен-ет сост-е своих фин-ов, выявляет возм-сти увел-ия фин-ых ре­сурсов, направл. их наи> эфф-го исполь-я. Управл-ие реш-я в процессе планир-я прин-ся на основе анализа фин. инф-ции, которая в связи с этим д/б дост-но полной и до­стоверной. Достоверность и своевр-сть получения инф-ции обесп-ют принятие обосн-ых решений. Фин-ая инф-ция базируется на бухг-ой, статист-ой и операт-ой отч-сти.Фин-е планир-е — это деят. по сбаланс-сти и пропорц-ости фин-ых рес-ов. Сбаланс-сть – оптим-ое соотн-ие м/у фин-ми рес-ми, наход-ся в распор-ии гос-ва, и доходами, остающ-ся в руках хоз-их суб-ов. Пропорц-ость — раци-ное соотн-ие м/у вел-ной дохода до уплаты налога и после уплаты по п/п, отраслям хоз-ва, регионам, суб-ам федерации. Гос-во ч/з увел-е или умень-е этого соотноше­ния м/т стимул-ать либо огран-ать их развитие. Фин-е планир-е предст-ет соб составную часть народнохоз-го планир-ия, базир-ся на показате­лях плана соц.-экон-го развития, направлено на ко­ординацию деят-ти всех органов фин-ой системы. Относит-ая обособленность отд-ых звеньев системы фин-ов предопр-ет необх-сть разработки системы фин-ых планов, отраж-их: 1)особенности форм и м/дов образования и исп-ния ден. фондов; 2)отраслевое и терр-ное перераспр-ие фин-ых ресурсов. Гл. объектом фин-го планиров-я явл. звенья финансов, получающие в плане свое колич-ое выражение. Движение ср-в конкретного ден-го фонда выра­жается и закрепляется в соотв-щих фин-ых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центр-ое место в с/ме фин-ых планов принадлежит бюдж-му плану, в котором отражается движение бюдж-го фонда, формы и м/ды его обра­з-ия и испол-ия, структура дох-в и расх-в.Движ-ие ВНФ отраж-ся в Ф.планах дох-в и расх-в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ. Важное место в обеспечении пропорц-сти и сбаланс-сти общ-го воспр-ва, регул-нии де­н. обращения занимает Сводный фин-ый баланс гос-ва (баланс фин. ресурсов — БФР), а также балансы дох-ов и расх. каждого субъекта Федерации. Эти док-ты разраб-ся Мин-вом экономики РФ при активном участии Минфина РФ и др. подразделений фи­н-ой с/мы. В балансе отраж-ся формиров-е и испол-ие ресурсов, планируемых в составе бюдж-го фонда, вне­бюдж. фондов, страх-го фонда, кред-го фонда, ден. фондов п/п и организаций, ден. средств граждан. Конкр.задачи Ф.планир-ия опр-ся Ф.политикой. Это опр-е V ден.ср-в. и их источ-ки, выявл-ие резервов роста дох-в, экономия расх-в. Задачи Ф.план-ия – 1) обесп-ие норм-го кругооборота ден.ср-в п/п, вкл. их влож-ия в реал.инв-ии, на прирост обор.ср-в, в соц.развитие; 2) выявл-ие резервов и мобилиз-ия ресурсов в целях эф-го исп-ия дох-в; 3)соблюд-ие интересов собст.орг-ии и инвест-в; 4) вып-ие обязат-в перед бюдж., внебюдж., кред-ми и страх.орган-ми; 5) контр.за Ф.состоянием и платеж-стью орг-ии; 6) обеспеч реальн. сбалансир-ти планир.расх-в и дох-в орг-ии на принц-ах самоокуп-ти и самоФ-ия.

17.Методы Ф.планир-ия.

1) М-д экспрополяции – опр. Ф.показ-лей на основе выявл. ее динамики в расчетах исходя из показ-лей отчет.периода, кот. ориент-ван на относит-но устойч.темп разв-ия. Опр-ся перспектива, исходя из практики за предшеств-й период. Одним и з способов явл-ся построение линий регресса, надежн-ть которых повыш-ся при использ-ии многошаговых корреляц. моделей, в кот-х прогнозир-ие Ф.показ-лей зависит от неск.переменных величин; 2) Нормативный м-д – основан на исп-ии устан-х норм и нормативов в З-ном пор-ке федерац-ми, регионами и мест.орг-ми власти, также предусм-т разраб-ку и использ-ие внутр.нормативов; 3) М-д матем.моделир-ия- построение Ф.моделей, имит-х в течении реальных эк. и соц.процессов. Позв-т учесть влияние на Ф.показ-ли ряда факторов. Исп-ся при разр-ки д/ср планов; 4) балансовый м-д – устан-ие колич.завис-ти м/у Ф.показ-ми и факторами,оказ-х на них влияние. Распред-ие ср-в с учетом остатков на нач. и конец планир-го периода; 5) Расч-аналитич. м-д – ан-з вып-ия плана за отчет.период. Выявл-е недостатков и потерь, разр-ка мер по их сокращ-юи ликвидации в планир.периоде; 6) М-д эксперт.оц-к – целесообразен когда прогноз строится на базе оц-к, сдел-ых и обоснованных спец-ми; 7)Ф.программирование – исп-ся прогр-целевой подход, в основе кот-го заложены цели и ср-ва их достиж-ия.Исп-ся в развитых странах с 60-х гг.

Ф.прогноз-ие.

Это предвидение возм-го Ф. положения, гос.обосн-х показ-лей Ф.планов. Целью Ф.прогноза явл. опр-ие реально возм-го V Ф.ресурсов. источ-ки формир-ия и использ-ие в прогнозир.периоде. Прогноз позв-т органам Ф.сист. наметить разн.варианты развития и соверш-ия сист.Ф, формы и м-ды реал-ии Ф.политики. Варианты Ф.пргноз-ия созд.базу д/принятия управ-х решений путем отказа от всех вариантов кроме одного, призн-го адекватно-экон-м процессом с т.зр.конкр.истор.целевой функции прогноза. Чтобы план был эффек-м,оптим-м ему д/н предшествовать прогноз,позвол-й науч.обосновать и послед.планы. еще до стадии конкр.бюдж.планир-ия д/б осущ-н вариант проработки проц-в образ-ия,распр-ия и исп-ия Ф.ресур-в. Под дох-ми и расх-ми Ф.планов при помощи ЭВМ и ср-в ЭВМ след-т проанализировать Ф.показ-ли, провести их прогноз. Прогнозы б/т кр/ср (до года), ср/ср (1-5), дл/ср (более 10 лет). Ф.прогноз-ие предп-т применение разл.методов: м-ды адаптиров-го моделир-ия и прогноз-ия, эксперт.оц-ку кр/ср периода, корреляц-регресс-го, дискримин-го ан-за на ср/ср и дл/ср периоды

Наши рекомендации