По практическим работам

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Воткинский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ВФ ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Кафедра: «Экономика и организация производства»

Учебно -методическое пособие

по практическим работам

по дисциплине «Корпоративные финансы»

для студентов экономических специальностей

Руководитель работы ст. преподаватель Н.С.Шайдурова

каф.ЭиОП

Воткинск, 2015

Составитель: Шайдурова Наталия Сергеевна, старший преподаватель

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №686 от 02.03.2000г. и утверждена на заседании кафедры

Протокол от ______201_ г. №___________

Заведующий кафедрой «Экономика и организация производства»

______________ Н.И.Обухова

___________________ 201_г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методической комиссии по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»

_________________ Сентяков Б.А.

__________________ 201_г.

Количество часов рабочей программы соответствует количеству часов рабочего учебного плана специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»

Ведущий специалист учебной части

ВФ ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

____________Соловьева Л.Н

___________________ 201_г.

1 ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Что же должно технологически поддерживать реализацию стратегий управления финансами предприятия. Ниже представлена некая система управления финансами, которая имеет минимальную конфигурацию. Подчеркивая «минимальность», будем иметь в виду то, без чего, на самом деле, невозможно эффективно управлять финансами предприятия. Ниже представлена схема такой системы.

По практическим работам - student2.ru
Рис.1. Система финансового управления предприятием минимальной конфигурации

Рассмотрим более подробно основные блоки данной системы. Финансовый и управленческий учет составляют информационный фундамент Системы. Они снабжают данными все последующие функциональные блоки. В чем основные различия этих информационных блоков? Финансовый учет дает некоторое агрегированное описание состояние предприятия, которое направлено вне предприятия, в достаточной мере формализовано и служит основой принятия управленческих решений в отношении того, как следует изменить деятельность фирмы в целом. Финансовый учет предназначен, прежде всего, для внешних участников (акционеров, кредиторов, поставщиков) и обобщает итоги деятельности предприятия.

На основе данных, поставляемых системой финансового учета, производится финансовая диагностика предприятия, которая составляет следующий блок системы. Задача финансовой диагностики — вовремя информировать руководство предприятия о тех негативных изменениях, которые произошли на предприятии за последний период времени. Здесь мы имеем дело с тем, что было закреплено в третьем положении.

Управленческий учет — это учет «внутренней кухни» предприятия. Он предназначен для создания оперативной системы принятия решения руководством и обычно является конфиденциальным. Неформально, управленческий учет существует в любой организации — ценность его применения существенно зависит от того, насколько данные управленческого учета «поставляются» для принятия решений в реальном масштабе времени и ценности. Зачастую данные о ресурсах и издержках предприятия содержаться одновременно в нескольких местах: как правило, это — бухгалтерия, планово-экономический отдел и вычислительный центр. Причем эти данные нередко являются противоречивыми. Идеальной схемой управленческого учета на предприятии является создание внутренних стандартов учета и компьютеризация процесса учета с помощью адекватного программного обеспечения в составе внутренней сети предприятия.

Система управленческого учета строится не сама по себе, а главным образом для решения задач оперативного анализа и управления на предприятии. Этот блок на рис. 2 получил название «CVP-анализ», от английского термина «Cost-Volume-Profit анализ», т.е. совместный анализ издержек, объемов реализации и прибыли. Данное название носит условный характер, так как полный спектр работ в составе этого блока не исчерпывается анализом, а предполагает широкий комплекс деятельности менеджеров предприятия по управлению издержками и целевому планированию прибыли.

Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые на рис. 2 обозначены с помощью термина «Бюджетирование».

Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным.

В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени — месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев. Основная цель такого планирования состоит в том, чтобы оценить нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования.

Капитальное бюджетирование имеет дело с планированием инвестиций предприятия в основные и оборотные средства, с тем, чтобы оценить отдачу от этих инвестиций в долгосрочной перспективе, т.е. в течение нескольких лет. Каждая задача капитального бюджетирования оформляется в виде отдельного инвестиционного проекта, для которого строится прогноз денежных потоков. Вывод в отношении целесообразности инвестиций делается на основе сопоставления объема инвестиций и прогнозных денежных потоков, с учетом стоимости капитала, который планируется привлечь использованного для финансирования инвестиций.

Перечисленные выше блоки представляют систему, которая является первым шагом построения цивилизованного финансового управления предприятием. С нее следует начать, и только завершив ее, можно переходить к решению других проблем.

1.1 Бюджетирование как инструмент финансового планирования

1.1.1 Понятие бюджетирования

Процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его использованием называется бюджетированием (budgeting).

Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:

- планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;

- координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию;

- оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;

- эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;

- оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;

- стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности (ЦФО) к достижению целей своих подразделений.

Бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части:

- Технологию бюджетирования

- Организацию процесса бюджетирования.

- Использование информационных технологий.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как:

- структура бюджетов,

- процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением,

- нормативная база (нормы, нормативы, лимиты),

- типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

Бюджет - это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана предприятия на определенный период по:

- использованию оборотных и внеоборотных активов;

- привлечению источников финансирования;

- доходам и расходам;

- движению денежных средств;

- инвестициям (капитальным и финансовым вложениям)

Типичная структура сводного бюджета (мастер-бюджета) предприятия представлена на Рисунке 4.1. Как видно из рисунка, сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты. Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждого предприятия, являются:

- Прогноз баланса.

- Бюджет доходов и расходов.

- Бюджет движения денежных средств.

Различают два основных метода бюджетирования:

1. Нулевой метод.

2. Традиционный метод.

Существует две формы составления бюджета:

1. Жесткий бюджет.

2. Гибкий бюджет

1.1.2 Технология бюджетирования

Наши рекомендации