Степень зависимости от внешней среды
Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей своей продукции, что она не вольна сделать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, от политических факторов и т.п.
Временной фактор
И возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. Фирма не в любой момент и не в любые календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты, и в те сроки, в которые появляется возможность для осуществления стратегии.
Очень часто успеха в осуществлении стратегии добивается та фирма, которая лучше научилась учитывать временной фактор и управлять процессами во времени.
Оценка стратегии
Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии.
Основным критерием оценки выбранной стратегии является ее соответствие целям фирмы. Если это соответствие имеется, то дальнейшая оценка проводится по следующим направлениям:
1) Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, на сколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.
2) Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, на сколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовывать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
3) Приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям:
Ø реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии;
Ø к каким негативным последствиям может привести провал стратегии;
Ø оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
Реализация стратегии
Стадии выполнения стратегии.
Выполнение стратегии направлено на решение следующих трех задач:
1) Установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация.
2) Установление соответствия. между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам, как структура организации, система мотивирования, квалификация работников и менеджеров и т.п.
3) Выбор и приведение в соответствиеї. с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.
Все эти три задачи решаются посредством изменения, поэтому именно изменение является сердцевиной выполнения стратегий. И именно поэтому изменение, которое проводиться в процессе выполнения стратегии, называется стратегическим изменением.
Проведение изменений в организации приводит к тому, что в ней создаются условия, необходимые для осуществления деятельности, соответствующей действующей стратегии.
В зависимости от состояния основных факторов, задающих необходимость и степень изменения, таких, как:
- состояние отрасли;
- состояние организации;
- состояние продукта;
- состояние рынка,
можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа изменений.
1) Перестройка организации - фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и организационную культуру. Данный тип изменения может возникнуть тогда, когда организация меняет свою отрасль и соответственно меняется ее продукт и место на рынке.
2) Радикальное преобразование - проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, однако, например, сливается с аналогичной организацией, и в результате появляются новые продукты и новые рынки.
3) Умеренное преобразование - осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются производственного процесса, маркетинга и пр.
4) Обычные изменения - связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации.