Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия
Финансовое состояние предприятия (ФСП) - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.
Следовательно, финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своихактивов
и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче — увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживатьплатежеспособность
и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.Основные задачи анализа.
1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
2/ Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
Финансовый анализ – составная часть общего анализа хозяйственной деятельности предприятий, состоящий из тесно взаимосвязанных разделов:
1) финансового анализа;
2) производственного управленческого анализа.
Классификация анализа на финансовый и управленческий вызвана существующим на практике разделением на бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет.
Между управленческим и финансовым учетом существуют различия, обусловленные соответствующими целями учета, основные из них представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные различия между управленческим и финансовым учетом
Управленческий учет | Финансовый учет |
1. Цель учета | |
Подготовка информации для менеджеров организации для принятия ими объективных управленческих решений. | Подготовка информации для сопоставления затрат с доходами для определения прибыли организации. |
2. Соблюдение юридических требований | |
Информация подготавливается, если выгода от ее использования больше, чем затраты на ее сбор. | Законом предусмотрено, например, что руководство открытых акционерных обществ обязано предоставлять финансовые отчеты независимо от их желания. |
3. Степень точности информации | |
Информация подготавливается в сжатые сроки, носит приближенный характер. | Данные отчетности должны быть более точными, иначе это может вызвать недоверие внешних пользователей к публикуемым отчетам организаций. |
4. Масштаб учета | |
Информация подготавливается по каждой структурной единице организации. | Информация характеризует деятельность организации в целом. |
5. Принципы учета | |
Информация подготавливается в форме, наиболее приемлемой и удобной для руководства организации, по правилам, удобным для него. | Информация должна соответствовать нормам и требованиям законодательства и установившейся практике учета. |
6. Привязка ко времени предоставления информации | |
Информация носит характер прогноза, характеризует деятельность организации на перспективу с учетом состояния за прошедшее время. | Информация характеризует уже свершившиеся операции и хозяйственные факты, показывает, как это было. |
7. Частота подачи информации | |
Информация подготавливается по мере необходимости, может составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно. | Информация готовится раз в год (полугодие, квартал). |
8. Используемые измерители | |
Информация может быть представлена как в денежных, так и неденежных измерителях. | Информация представляется в денежных единицах в российской валюте — рублях. |
9. Группировка затрат | |
Затраты группируются по носителям в разрезе статей калькуляции, что позволяет определить, где и на что израсходованы ресурсы. Перечень статей организация устанавливает самостоятельно. | Затраты группируются по экономическим элементам, что позволяет определить результат по обычным видам деятельности. Перечень статей установлен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. |
10. Основной объект учета | |
Структурные подразделения. Руководители подразделений несут ответственность за результаты их работы. | Организация в целом. Руководители организации несут ответственность за результаты работы всей организации. |
11. Степень открытости информации | |
Является коммерческой тайной, не подлежит публикации, носит конфиденциальный характер. | Не является коммерческой тайной. Является открытой, публичной, может заверяться независимыми аудиторами. |
12. Пользователи информации | |
Пользователями являются менеджеры и работники организации. | Пользователи внешние. |
13. Базисная структура | |
Структура информации зависит от запросов и степени их детализации пользователей. | Финансовый учет строится на основополагающем балансовом уравнении: А = К + О, где в левой части уравнения имущество организации, т.е. ее активы — А, а в правой — источники его покрытия: К — собственный капитал организации, О — обязательства организации. |
14. Методика расчета финансовых результатов | |
Прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью; «маржинальный доход» рассчитывается согласно международным стандартам бухгалтерского учета, а при составлении финансовой отчетности это запрещается | Возможны два варианта расчета прибыли: 1) стандартный: как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью; 2) современный: как разность между выручкой от реализации продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами (отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»). |
15. Связь с другими дисциплинами | |
Использует методы микроэкономики, финансов, экономического анализа, математической статистики, оптимизации и т. д. | Использует только собственные методы. |
Несмотря на различия, управленческий и финансовый учет — взаимно связанные подсистемы бухгалтерского учета организации. Общими для них являются:
1. единые объекты учета;
2. единый подход к выбору целей и задач учета;
3. общепринятые принципы учета;
4. однократное ведение первичной информации для составления отчетности;
5. информационная база учета используется для принятия управленческих решений;
6. использование общих методов (документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность подразделений, внутренняя и внешняя отчетность организации).
3/ Роль финансового анализа в принятии управленческих решений
Внутренние пользователи (руководители и менеджеры) на базе бухгалтерской отчетности осуществляют оценку показателей финансового состояния предприятия, устанавливают тенденции его развития, готовят информацию финансовой отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей.
Информация бухгалтерской отчетности служит исходной базой для принятия решений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Следовательно, финансовый анализ является прерогативой высшего звена управления предприятием, способного принимать решения по формированию и использованию капитала и доходов, а также влиять на движение денежных потоков.
Эффективность локальных управленческих решений по определению цены готового продукта, объема закупок материальных ресурсов или поставок готовой продукции, замены оборудования и технологии оценивается с точки зрения конечного финансового результата.
С помощью финансового анализа принимаются решения по:
1) краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотных активов);
2) долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты и эмиссионные ценные бумаги);
3) выплате дивидендов владельцам акций;
4) мобилизации резервов экономического роста (роста объема продаж и прибыли).
Поскольку текущий финансовый анализ осуществляется на основе данных бухгалтерского баланса, то можно установить его взаимосвязь с принятием финансовых решений Дирекцией предприятия (рис. 1.1).[1]
Рис. 1.1. Логика финансового анализа и его взаимосвязь с принятием и реализацией управленческих решений
Обеспечение пользователей (особенно внешних) полной и реальной информацией о финансовом состоянии предприятий является ключевой задачей международных стандартов, в соответствии с которыми строится концепция развития современного российского бухгалтерского учета и отчетности.
Следовательно, информация, в которой заинтересованы все пользователи, должна давать возможность оценивать способности предприятия генерировать денежные средства, формировать прибыль, а также предоставлять возможность сравнивать информацию за разные периоды времени, чтобы принимать обоснованные управленческие решения.
4/ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
Метод анализа – подход к изучению явле–ний. При проведении финансового анализа ис–пользуются следующие основные методы ис–следования финансовых отчетов:
1) горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с пре–дыдущим периодом;
2) вертикальный (структурный) анализ – выявление влияния каждой позиции отчетно–сти на результат в целом, т.е. определение структуры итоговых финансовых показателей;
3) сравнительный (пространственный) анализ – сопоставление сводных показате–лей отчетности предприятия с аналогичными показателями конкурентов, межхозяйствен–ный анализ предприятий отрасли, внутрихо–зяйственный анализ структурных подразде–лений предприятия;
4) факторный анализ – анализ влияния от–дельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования;
5) анализ относительных показателей (коэф–фициентов) – метод анализа на основе расчета отношений между отдельными пози–циями финансовой отчетности с целью опре–деления взаимосвязи показателей. Приемы анализа могут быть разделены на традиционные и математические.
1. Традиционные – сравнения, сопостав–ления фактических данных за отчетный период с базовыми данными, прием относительных ве–личин, индексный метод, прием группировки по какому-либо признаку, расчет средней величи–ны, балансовый метод, методы элиминирова–ния. Метод элиминирования – исключение требующегося, раздельное применение воз–действующих факторов на обобщающий пока–затель:
1) цепная подстановка состоит в последую–щей замене базовой величины каждого из взаимосвязанных факторов его фактической величиной при неизменности других. Число подстановок равно числу воздействующих факторов;
2) способ абсолютных разниц. В этом спо–собе влияние количественных факторов на–ходится путем умножения его изменения (разницы) на базовое значение качественно–го фактора. Влияние качественного фактора находится путем умножения его изменения на фактическое значение фактора;
3) способ относительных разниц. По каждо–му из взаимосвязанных показателей опреде–ляют процент роста или снижения по сравне–нию с базой. При этом последний процент роста является процентом роста по обобщающему показателю. Разница в процентах находится путем сопоставления первого процента роста со ста процентами, а каждый последующий – с предыдущим. Влияние факторов в стоимост–ном выражении находится путем умножения разницы в процентах на базовую величину обобщающего показателя.
2. Математические – линейное програм–мирование, сетевые графики, математические модели, корреляционно-регрессионный анализ.