Мероприятия по продвижению продукции/услуг
В этом подразделе следует указать маркетинговые мероприятия (реклама, акции по продвижению товара, презентации и т.п.), которые планируется осуществлять для привлечения и удержания клиентов. Для каждого товара или вида услуг, который вы хотите предложить к реализации, определите, как вы будете продвигать его до конечного потребителя
Какие затраты на продвижение товара считаете оптимальными? Как будете формировать маркетинговый бюджет. Составьте программу продвижения и рассчитайте затраты на реализацию мероприятий.
Какие расходы предполагаются в случае проведения послепродажного обслуживания.
Какие методы стимулирования сбыта предполагается использовать.
6. Производственный план
Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования – основная задача этого раздела бизнес-плана. Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно неспециалисту, приводится перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды. В разделе также даётся описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).
Определяется себестоимость продукции, основные ее составляющие, конечная цена на продукцию и возможные скидки. Расчет точки безубыточности. Анализируется конкурентоспособность товара по цене.
Месторасположение и земля
Описание технологии. Контроля качества. Сертификация
Производственные площади и помещения.
Необходимое оборудование, оснастка, инструмент.
Комплектующие, материалы, сырье.
Кадровое обеспечение производственного процесса
Транспортное обеспечение, связь, энергетическое и инженерное обеспечение.
6.8. Обеспечение экологии и безопасности производства.
6.9. Операционный план
6.10.Переменные и постоянные затраты. Расчет себестоимости продукции.
Расчет точки безубыточности.
7. Организационный план
В этом разделе дается характеристика формы собственности (ООО, ОАО, др.), приводится характеристика системы управления проектом и описание организационной структуры предприятия. Следует предоставить схематическое изображение организационной структуры предприятия и проекта: количество работающих, их функции, ответственность, подразделения, желательно. Укажите Ф.И.О. руководства (директора, гл. бухгалтера и т.п.), их образование, квалификацию, опыт работы.
Укажите партнеров по реализации проекта, их роль и условия участия в проекте.
Приведите календарный план реализации проекта, дающий представление об основных этапах осуществления проекта, их сроках, затратах на каждом этапе и результатах.
8. Финансовый план
Раздел предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана. Составление этого раздела один из самых ответственных моментов. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта.
8.1. Потребность в инвестициях и источники финансирования проекта
В этом разделе приводится смета затрат до получения первых денежных поступлений от реализации товара/услуг (стоимость проекта) с указанием источников финансирования объектов инвестирования : собственные средства, микрозайм, кредит, лизинг, грант или иная форма государственной поддержки.
Статьи затрат | Стоимость, тыс. руб. | Источник средств |
Регистрация бизнеса | ||
Приобретение оборудования | ||
Приобретение и пополнение оборотных средств | ||
Арендные платежи | ||
Расходы на рекламу | ||
Расходы на зарплату | ||
…….. | ||
Стоимость проекта: |
Источники финансирования | |||
№ | Наименование источника | Сумма, руб. | % (в общей структуре) |
1. | Собственные средства:
| ||
2. | Заемные средства | ||
3. | Кредит финансовых учреждений:
| ||
Иная поддержка (грант) | |||
ИТОГО источников инвестиций: |
Далее группируются источники финансирования проекта
Направления и сроки использования гранта
№ п/п | Перечень направлений использования гранта | Срок исполь-зования | Сумма руб. | % (в общей структуре) |
1. | Регистрация бизнеса (подробно) | |||
2. | Приобретение оборудования (подробно) | |||
3. | Приобретение и пополнение оборотных средств (подробно) | |||
4. | Арендные платежи | |||
5. | Расходы на рекламу (подробно) | |||
Расходы на зарплату (подробно) | ||||
…….. | ||||
ИТОГО: |
Прогнозный расчет доходов.
Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана.
Доходы | ||||||
I кв | II кв | III кв | IV кв | 1-й год | 2-й год | |
По видам товара/услуг | ||||||
…. | ||||||
Итого: |
План доходов и расходов. Чистая прибыль от реализации проекта
ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
План доходов и расходов (прибылей и убытков) отражает операционную деятельность предприятия (под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции и услуг) в определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из «Плана прибылей и убытков» можно определить прибыльность предприятия, реализующего Проект.
План прибылей и убытков