Собрания и конференции граждан, их виды
Собрание представляет собой форму решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования. Оно может быть 2 видов: как форма прямого волеизъявления и как форма осуществления территориального общественного самоуправления. Форма прямого волеизьявления:1. Осуществляется по вопросам местного значения и по вопросам информирования населения о деятельности должностных лиц и органов МСУ.2.Проводится на части территории или на всей территории муниципального образования, которая определяется органом МСУ.3.Регулируется уставом муниципального образования и решениями органов и должностных лиц.4.Проводится по инициативе населения, представительного органа и главы муниципального образования. 5.Решение носит рекомендательный характер.6.Участвуют лица с 18 лет. Форма осуществления территориального общественного самоуправления: 1.проводится По вопросам территориального общественного самоуправления.2.Проводится на территории субъекта ТОС. 3.Регулируется уставом ТОС. 4.Проводится по инициативе населения и территориального органа общественного самоуправления. 5.Решение для ТОС имеет наибольшую юр.силу, окончательность и итоговость.
Участвуют лица с 16 лет.
В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) НПА представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) НПА представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.
Правотворческая инициатива (понятие, процедура).
ПИ - компонент местной демократии. Её цель - лоббирование решения населения в органах МСУ.
Право правотворческой инициативы является общим. Единственное ограничение связано с определением круга компетентных органов и лиц. Это право реализуется населением самостоятельно, свободно. Реализуется инициативной группой, минимальная численность которой устанавливается актом представительного органа и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Вместе с проектом в орган мсу вносится: пояснительная записка с обоснованием принятие проекта акта, финансово-экономическое обоснование, список инициативной группы с их данными, протокол собраний о создании инициативной группы.Не являются предметом правотворческой инициативы вопросы, связанные с принятием бюджета, внесением изменений в бюджет, а также вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения. Гарантии реализации правотворческой инициативы:1.Проект подлежит обязательному рассмотрению в течение 3 месяцев со дня внесения; 2.При рассмотрении проекта обеспечивается возможность участия инициативной группы; 3.Рассмотрение проекта коллегиальным органом должно быть открытым; 4.Решение компетентного субъекта мсу, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть мотивированным и в письменной форме доведено до инициативной группы. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом мсу или должностным лицом мсу, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.В случае, если принятие муниципального правового акта относится к компетенции коллегиального органа мсу, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Опрос граждан.
Опрос - метод сбора первичной информации при помощи обращения к определенной группе с вопросами по изучаемой проблеме с последующей обработкой и анализом данных. опрос проводится по инициативе представительного органа или главы муниципального образования по вопросам местного значения, по инициативе органов гос.власти субъектов федерации для учета мнения населения при принятии решения об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. В зависимости от субъекта инициативы опрос оплачивается либо из местного бюджета, либо из бюджета субъектов федерации.
Четкий регламент проведения опроса, опрос может проводиться по широкому спектру вопросов, опрос проводится из бюджетных средств, осуществляется по территориальному принципу среди граждан, обладающих избирательным правом. К содержанию решения представительного органа о проведении опроса предъявляются требования: дата и сроки опроса, формулировка вопроса, методика проведения опроса, форма опросного листа, минимальная численность жителей, участвующих в опросе.Опросы граждан могут быть письменными и устными, очными и заочными, экспертными и массовыми, выборочными и сплошными. О его проведении жители должны быть проинформированы не менее чем за 10 дней.