Роль иностранного капитала в создании финансовых ресурсов. Формы привлечения
Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.
Формы привлечения иностранного капитала в России
Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность).
30. Понятие и роль финансовых институтов
В организационном плане одним из действительно ключевых элементов финансовой системы любой страны с развитой рыночной экономикой являются финансовые рынки и финансовые институты. Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института — организация посредничества, т. е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателей «мешка денег», т.е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования.
К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т. и. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков. Первые заинтересованы прежде всего в надежном и относительно безрисковом размещении собственных средств, подразумевающем (а) ликвидность, т. е. легкость доступа к своим денежным средствам в случае необходимости, и (б) получение долгосрочного дохода по приемлемой ставке; вторые — в возможности мобилизации денежных средств втребуемом объеме для осуществления различных инвестиционных программ и текущих расходов.
Финансовые институты выполняют следующие функции: (1) сбережение финансовых ресурсов (saving), (2) собственно посредничество (intermediation), (3) финансовая трансформация (maturity transformation), (4) передача риска (risk transfer), (5) организация валютных операций (foreign exchange operations). (6) содействие ликвидности (liquidity), (7) организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний (going public and going private transactions). Приведем краткую их характеристику.
31. Финансирование социальной защиты и социального обеспечения населения. Роль и значение обязательного социального страхования.
Социальная защита населения— это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т.д.
Социальное обеспечение — это социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджеты городов и поселений, средства благотворительных и других некоммерческих организаций.
Фонд социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
32.Роль финансового рынка в распределении.
Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения.
Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации.
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, рынка капитала, и ссудных капиталов или денежного. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Финансовый рынок- это особый рынок, на котором продаются и покупаются особый товар деньги, предоставляемые в пользование на время в форме займов или навсегда.
33.Роль финансовых ресурсов в экономике государства. Понятие финансовых ресурсов.
Ф.Р- денеж.средства, находящие в распоряжение гос-ва, ком и неком орг-ях, учреждениях, населения используются для покрытия затрат и образования различных фондов и резервов.
Финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видовденежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство,находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатомвзаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, ихнакопления и использования.Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций возложенныхна него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не можетэффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать вмеждународных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечитьвнутренний правопорядок.34Содержание и значение финансового контроля.Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением норм права в процессе движения финансовых ресурсов.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении информации о ходе процесса управления финансами на макро и микро уровне, о выявленных нарушениях для принятия ответных управленческих действий. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
· проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
· проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
· проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
· выявлении внутренних резервов производства;
· устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
Процесс финансового контроля включает в себя 4 этапа:
1. Планирование финансового контроля, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля, формирование набора количественных и качественных показателей.
2. Проведение финансового контроля - это сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля и их предварительная оценка.
3. Систематизация результатов контроля - обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям и составление отчетности.
4. Реализация результатов контроля предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостачи. Финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.
Система финансового контроля в странах с развитой экономикой, как правило, включает следующие элементы:
ведомство главного - аудитора (счетная палата) с подчинением не непосредственно парламенту или президенту страны, главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;
налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
службы внутреннего контроля, основная задача которых - поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Содержание распределительной функции финансов. Объекты и субъекты, источники финансового распределения.
Распорядительная функция выражает способ действия этой категории в рамках самих финн.отношений. Поскольку финансы явл. инструментом стоимостного распределение состоит в том чтобы распределить и перераспределить денежную форму стоимости обществ.продукта между различными субъектами хоз-ия, органами власти и различ. Направлениями целевого использования..Объектами распределения явл ВВП НД и НБ.
Субъекты распределения:
на микроуровне – все сектора экономики
на макроуровне – государство
Распределительная функция охватывает 3 последовательных ступени:
Формирование фондов денежных средств (формирование первичных доходов) Создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимых для круговорота капитала, денежные средства домашних хозяйств. А на макро уровне образуются централизованные средства государства.
36.Содержание, значение и задачи финансового планирования.
Финансовое планирование представляет собой научно-обоснованную деятельность субъекта по планомерному управлению процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Специфика финансового планирования заключается в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной формы стоимости.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, их источники и виды. Предметом финансового планирования выступает финансовая деятельность субъектов предпринимательства, социальной сферы и государства.
Целью финансового планирования является обеспечение соответствия между объемом финансовых ресурсов и возрастающими потребностями в них. В процессе финансового планирования выявляются источники формирования ресурсов, достигается установление оптимальных пропорции их распределения между централизованными и децентрализованными фондами, происходит определение конкретных направлений использования средств.
Итоговым результатом финансового планирования являются составляемые в процессе этого финансовые планы, где отражаются доходы и расходы на определенный период, а также взаимосвязи с финансово-кредитными институтами.
Финансовые_планы имеют все звенья финансовой системы. При этом форма финансовой плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.
В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:
1) определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта;
2) намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования;
3) устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития;
4) вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; ,
5) осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.
Содержание, значение и задачи финансовой политики государства.
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:
-денежно-кредитная политика;
-налоговая политика;
-бюджетная политика;
-политика в области международных финансов.
Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических. Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.