Ямайская валютная система была оформлена Ямайским соглашением, которое было ратифицировано в 1978 г
Основой для принятия Ямайского соглашения было соглашение временного комитета МВФ 1976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:Важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов.Центральные банки стран получили возможность осуществлять операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены.Вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР на роль международного резервного средства.Странам предоставлялось право выбора режима валютного курса, и в основном стали применяться плавающие валютные курсы, которые складываются под влиянием двух основных условий: паритета покупательной способности валют и рыночного соотношения спроса и предложения на мировых валютных рынках.В основе одного из вариантов фундаментальной перестройки мировой валютной системы должны быть две основы:универсальный Мировой Центральный банк;международная валютная единица, базирующаяся на реальных ценностях и приемлемая для международных платежей.
Универсальный Мировой Центральный банк должен эмитировать мировые деньги, а также выдавать займы центральным банкам стран, дополняя их резервы. В свою очередь центральные банки стран должны хранить в универсальном Мировом Центральном банке определенную долю своих пассивов. На роль мировых денег он выдвигает не золото, а коллективный труд, добровольно принимаемый в платежи. Что касается СДР, то чтобы обладать атрибутами международной валюты, они не должны быть коктейлем валют и должны иметь полное обеспечение. Поэтому механизм эмиссии СДР должен опираться на товарную единицу — корзину товаров, сохраняемых и используемых всеми.
Другой вариант реформирования предполагает создание трехполюсной (поливалютной) валютной системы — т. е. воссоздание золотовалютного стандарта, опирающегося на три ключевые валюты — американский доллар, японскую иену и евро. В этой системе предпочтение должно быть отдано фиксированным, но периодически регулируемым валютным курсам, поскольку в таком режиме нуждается международная торговля. Согласно этому проекту, золото должно играть роль всеобщего эквивалента на основе его рыночной цены.
По мнению многих западных экономистов, восстановление конверсии в золото по внешним обязательствам США Центральным банком совместно с введением такой конверсии другими ведущими странами является возможным средством стабилизации международных валютно-кредитных отношений.
В настоящее время нет единого мнения в отношении вариантов реформирования мировой валютной системы. Но ясно только одно — новая мировая валютная система должна удовлетворять следующим условиям:ее функционирование не должно зависеть от каких-либо финансовых институтов отдельных стран;она должна содействовать эффективному проведению международных торгово-экономических отношений;она должна быть способной автоматически выравнивать дисбалансы, возникающие в мировой экономике.
14.
Международные финансовые отношения являются отношениями по поводу предоставления займов, кредитов и вложения средств в экономику других государств. Уровень развития данного вида финансовых отношений определяются степенью развития национальных экономик стран, мировой экономики в целом, политической обстановкой, характером отношений между государствами. Чем более высоким уровнем характеризуется производство страны, чем более совершенно разделение труда и крепки связи между государствами, тем более существенными являются потоки капиталов между ними.
Международные финансовые отношения разворачиваются, прежде всего, в форме валютных операций, в ходе которых часть денежного капитала государств переводится в валюту или наоборот. Содержание международных финансовых отношений сегодня подразумевает довольно большой круг отношений, играющих особо важную роль в ситуации, когда экспорт товаров (услуг) является стратегически важным для государств направлением экономического развития.
Международные финансовые отношения складываются в форме международных кредитных и финансовых отношений, мировой торговли, взаимного предоставления странами международных услуг, производственного сотрудничества, международного туризма, научно-технических связей.Большинство стран, участвующих в ведении мирового хозяйства, сегодня тесно связаны на уровне политических, экономических, научных и прочих сфер деятельности. Эти связи упрочаются все больше с течением времени, что приводит к расширению потоков денежных платежей, капиталов, кредитных ресурсов между отдельными странами. Международные финансы в связи с этим группируются по отношению к субъектам хозяйствования государств, по отношению государств и правительств других стран с хозяйствующими субъектами иностранных государств, по поводу взаимоотношений государств и субъектов хозяйствования с мировыми финансовыми организациями (структурами наднационального уровня). Международные финансовые отношения по своему назначению опосредуются денежными потоками между отдельными субъектами разных государств. Такими субъектами могут выступать предприятия (отношения купли-продажи), правительства разных стран (по поводу кредитования других стран или кредитования государством иностранных субъектов другой страны) и т.д. Любые международные кредиты являются двусторонними отношения (предоставление кредита – его погашение и уплата процентов по нему).Международные финансы своим функционированием отражают глобальные интеграционные процессы, идущие в современном мире. Они обеспечивают деятельность наднациональных структур через фонды, специально создаваемые для этого специальными международными организациями.Повышение авторитета действующих международных финансовых организаций ведет к росту уровня финансовой централизации и переходу на единую денежную единицу.Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).