Понятие и виды финансового контроля в зарубежных странах (на примере одного из иностранных государств)
Высшим контрольным органом Франции является Суд счетов. Французский высший контрольный орган ведет свое начало со средних веков. Он был учрежден королем Филиппом V в 1319 г. как отдельный орган под названием Палата счетов и действует с этого времени, за исключением 16-летнего перерыва во время Французской революции. Его деятельность была возобновлена Наполеоном в 1807 г., функции и полномочия были значительно расширены в последние 50 лет. Его настоящие структура и обязанности установлены законом от 22.06.67 г.
Конституция 1958 г. определяет, что Суд счетов помогает парламенту и правительству в проверке должного исполнения национального бюджета. Однако он является независимым и от парламента, и от правительства. В табеле о рангах органов власти он вместе с Государственным советом (высший административный суд) и Верховным судом находится в числе высших органов государственной власти, позиция и влияние которых уступают только высшим органам политической власти государства.
Суд счетов состоит из президента Суда, семи его заместителей - руководителей отделов, 85 старших ревизоров, 112 ревизоров, 49 младших ревизоров. Кроме того, в составе аппарата есть должность генерального прокурора, который следит за тем, чтобы соблюдались требования закона в деятельности контрольного
органа. Общий численный состав аппарата Суда счетов - 400 человек.
Суд счетов проверяет счета государства и государственных ведомств и принадлежащих государству компаний. Он также проверяет счета сети независимых подразделений, которые руководят системами медицинского страхования и социального обеспечения. Задача проверки счетов местных самоуправляемых корпораций и местных государственных учреждений и компаний с 1982 г. передана региональным счетным палатам.
Проверка не ограничивается лишь чисто финансовой стороной дела. Суд счетов должен не только подтвердить то, что эти операции были выполнены в соответствии с утвержденными правилами, но и наиболее эффективным путем (что иначе называется проверкой управления).
Так как для Суда невозможно ежегодно проверять все финансовые операции, он свободен составлять годовой план выборочных проверок.
Порядок и технология проверок. Проверка проводится отдельным ревизором или небольшой ревизионной группой. Она начинается с проверки счетов и соответствующих платежных поручений, которые предусматриваются непосредственно Судом счетов или проверяются на месте. Затем проверяемому учреждению могут быть заданы вопросы письменно или устно в ходе собеседования ревизоров с работниками этого учреждения. В случае направления письменных вопросов ответы должны быть представлены Суду в течение нескольких дней или недель.
Документы, относящиеся к финансовым операциям: платежные поручения, контракты, а также личные дела должны быть предъявлены ревизору по его требованию даже в том случае, если эти документы содержат секретные сведения, вопросы государственной безопасности, национальной обороны или международных дел. Для консультации по техническим вопросам привлекаются эксперты.
Выводы ревизии в письменной форме докладываются коллегии старших ревизоров, заседания которой проходят под председательством одного из заместителей Генерального ревизора. Решения коллегии принимаются большинством голосов (включая голос докладывающего ревизора). Проекты годовых отчетов Суда о проверке государственных счетов и деятельности государственных органов и компаний рассматриваются на заседании полной коллегии под председательством Генерального ревизора. Таким образом, высший контрольный орган всегда работает как коллегиальный орган, независимо от того, выступает ли он в качестве судебного или чисто ревизионного органа, что коренным образом отличает его от высших контрольных органов Англии и Америки.
Реализация результатов проверок. Общие счета государства, подготовленные министерством финансов, представляются каждый год Суду. Его замечания и заключения по результатам финансового года и использования собственности направляются в парламент вместе с формально заверенными счетами.
Заверение счетов отдельных государственных органов является частью судебной ревизии их бухгалтеров. Заверение счетов государственных компаний проводится частными аудиторами, выводы которых о проведенных проверках представляются в высший контрольный орган.
Финансовые операции государства и государственных учреждений (кроме принадлежащих государству компаний) выполняются государственными бухгалтерами, отвечающими за сбор доходов, утверждение и выплату расходов, несущими персональную ответственность за выполнение своих обязанностей. Суд счетов первоначально был основан как обычный суд, который рассматривал дела, возбужденные против бухгалтеров.
Государственные бухгалтеры должны ежегодно представлять счета в Суд. После предварительного расследования, проводимого обычным путем, им может быть предъявлено требование представить объяснение по каждому из случаев неправильного сбора налога или оплаты расходов в нарушение существующих финансовых правил. Если им не удается представить Суду удовлетворительных объяснений по таким фактам, то суд может принять решение о возмещении суммы ущерба за их счет. Приговор Суда имеет юридическую силу и может быть обжалован в Высшем административном суде в соответствии с положениями закона.
Проверка управления включает в себя не только обычную финансовую ревизию, но и определяет эффективность деятельности проверяемого подразделения в целом. Ее итогом является не только заключение и выводы, но и рекомендации по устранению отмеченных недостатков.
Информация о выявленных фактах бесхозяйственности или финансовых нарушений направляется главам проверенных организаций через министра юстиции с требованием о представлении ответа в контрольный орган в течение трех недель. Дела по вскрытым злоупотреблениям направляются прокурору для возбуждения уголовного дела.
Выводы проверки, ставящие под сомнение организационную структуру или целесообразность существования проверенных ведомств или компаний, целесообразность внутреннего распорядка (даже устава) или обоснованность политики (кроме политики, одобренной парламентом) направляются соответствующим министерствам вместе с сопроводительным письмом, подписанным президентом Суда. Ответы министерств должны быть представлены в течение трех месяцев.
Наиболее значимые выводы, т.е. такие, которые, по мнению Суда, требуют принятия мер на высшем уровне, включаются в годовой отчет вместе с отчетом министерств. Доклад вручается президентом Суда президенту республики и спикерам обеих палат парламента, а также выставляется на продажу населению по номинальной цене.
Родственные организации Суду счетов. Государственные служащие, кроме бухгалтеров, персонально не подотчетны перед Судом счетов за свою работу. Однако если они причастны к финансовым нарушениям (помимо случаев неэффективного использования финансовых средств), Суд может направить дело в суд бюджетной дисциплины, который представляет собой смешанный трибунал, возглавляемый президентом Суда счетов и состоящий из государственных советников и старших ревизоров. Суд бюджетной дисциплины может на виновного наложить штраф на сумму, не превышающую его годовой зарплаты.
Совет по налогам, председателем которого является президент Суда, состоит из старших ревизоров, генеральных финансовых инспекторов, экономистов и статистиков, пересматривает фискальное законодательство страны и может предложить поправки к существующему закону о налогах.
Комитет по вопросам стоимости и эффективности государственных служб, председателем которого также является президент Суда счетов, может рекомендовать административные реформы.
В исполнение законов о децентрализации 1982 г., по которым власть была передана местным самоуправляемым корпорациям, проверка счетов этих корпораций и связанных с ними организаций (например, школы, больницы) или компаний поручена региональным счетным палатам, которые возглавляются старшим ревизором, действуют по таким же направлениям как и Суд счетов. Их решение может быть обжаловано в Суде счетов, а их наиболее значительные выводы включаются в ежегодный отчет Суда.