Предварительная стадия разработки и анализа проекта
После формулировки бизнес идеи будущего инвестиционного проекта естественным образом возникает вопрос, способно ли предприятие реализовать эту идею в принципе. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать состояние отрасли экономики, к которой принадлежит предприятие, и сравнительное положение предприятия в рамках отрасли. Данный анализ и составляет содержание предварительной стадии разработки и анализа инвестиционного проекта. В практике западного проектного анализа принято использовать следующие два критерия:
- зрелость отрасли,
- конкурентоспособность предприятия (его положения на рынке).
Анализ зрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состояний развития: эмбриональному, растущему, зрелому и стареющему.
Ниже приводятся примеры идентификации отраслей по степени зрелости.
Таблица 2.1.
Примеры зрелости отраслей экономики
Эмбриональная | Растущая | Зрелая | Стареющая |
Солнечная энергетика | Производство видеокассет | Кораблестроение (Европа) | |
Добыча угля (США) | |||
Домашние компьютеры | Производство часов | ||
Производство велосипедов |
В соответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, к которой оно принадлежит. Другими словами, необходимо выяснить сравнительное с другими предприятиями положение данного предприятия на целевом рынке товаров или услуг. Принято использовать шесть основных состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.
Сопоставляя критерии зрелости отрасли и конкурентной способности предприятия, мы можем представить матрицу жизненных циклов предприятия.
Представленная на рис. 2.1 матрица носит конструктивный характер, устанавливая не только положение предприятия, но и давая принципиальные рекомендации по дальнейшему развитию.
Рис. 2. 1.Матрица наборов жизненных циклов
Конечным результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какой конкретной “клетке” в матрице рис. 2.1 принадлежит данное предприятие.
Исходя из приведенной формализации, может быть рассмотрена одна из возможных стратегий развития предприятия, представленных в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Стратегии развития предприятия
Положение | Стадии зрелости | |||
на рынке | Эмбриональная | Растущая | Зрелая | Стареющая |
Доминирующее | Инвестируйте быстрей требований рынка | Удерживайте позиции. Удерживайте долю | Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью | Удерживайте позиции |
Сильное | Инвестируйте со скоростью, диктуемой рынком | Попытайтесь улучшить положение. Увеличивайте долю | Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью | Удерживайте позиции или подводите итоги |
Благо-приятное | Избирательно или целиком увеличивайте долю. Все силы на увеличение рыночной доли | Попытайтесь улучшить положение. Избирательное увеличение доли | Выжидание или стабилизация. Найдите нишу и пытайтесь защищаться | Подводите итоги или постепенно уходите |
Неустойчи-вое | Избирательно подходите к завоеванию позиций | Найдите свою нишу и обороняйтесь | Найдите нишу и удерживайте ее или постепенно уходите | Уходите постепенно или сразу |
Слабое | Вверх или вон | Перестраи- вайтесь или уходите совсем | Перестраи- вайтесь или постепенно уходите | Уходите сразу |
Новый проект почти, наверное, обречен на неудачу, если положение предприятия соответствует нижней правой части матрицы.
Стадия предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы, которые делаются на предварительном этапе преимущественно, базируются на качественных оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим двум причинам: