Комитет государственного контроля
В соответствии со ст. 129 Конституции Республики Беларусь Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента,Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Важнейшие направления деятельности Комитета государственною контроля сводятся к контролю за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных бюджетных и внебюджетных фондов; расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества; законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов; соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовыеи налоговые отношения; соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности КГК определены в Законе от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».
Для реализации основных направлений деятельности КГК и его территориальные органы правомочны:
1) получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;
2) получать от Национального банка Республики Беларусь и иных банков необходимую для проведения проверок отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов;
3) безвозмездно пользоваться информационными банками данных государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности;
4) проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
5) запрашивать от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснения причин нарушений, выявленных проверками (ревизиями);
6) привлекать в установленном законодательством порядке к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов, иных юридических лиц Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности;
7) выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения должностными лицами государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальными предпринимателями решения: о взыскании в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизиями), а также экономических санкций, в том числе штрафов;
8) направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;
9) при установлении оснований обращаться в компетентные органы с представлением о возбуждении дела о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей либо об аннулировании соответствующих разрешений (лицензий);
10) осуществлять контроль за проведением валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг), куплей-продажейи использованием иностранной валюты;
11) вносить в соответствующие государственные органы, руководителям юридических лиц предложения об отмене (изменении) принятых ими актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, в случае несоответствия этих актов законодательству;
12) по требованию Президента Республики Беларусь либо при необходимости по собственной инициативе информировать Президента Республики Беларусь о несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в декретах, указах, распоряжениях и других решениях Президента Республики Беларусь.
Основные методы финансового контроля, которые применяют КГК и его территориальные органы, являются проверка и ревизия.
Должностноелица КГК и его территориальных органов при проведении проверок (ревизий) имеют право:
1) по предъявлении предписания на проведение проверки (ревизии) и документа, удостоверяющего личность сотрудника КГК, форма которых определяется законодательством, беспрепятственно:
входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения (кроме жилых) и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных, иных ценностей и порядка их хранения.
2) требоватьот руководителей государственных органов, иных должностных лиц: представления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и других сведений, проведения проверок по поступившим в КГК и его территориальные органы обращениям граждан и отчета о результатах проведения этих проверок; проведения проверок (ревизий) деятельности подконтрольных или подчиненных им юридических лиц, обеспечения консультациями специалистов для выяснения возникших вопросов; представления руководителями проверяемых объектов необходимых справок, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий);
3) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, а также изымать соответствующие документы, в том числе подлинники;
4) вызывать должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства;
5) требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях декларации о доходах и имуществе;
6) указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, обязывать устранить нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.
КГК и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.
Налоговые органы.
Важная роль в системе органов государственного вневедомственного финансового контроля принадлежит налоговым органам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве.
В соответствии со ст. 80 Общей части Налоговогокодекса налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридическою лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.
Согласно ст. 4 Общей части Налоговою кодекса к налоговым органам относятся - Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства но налогам и сборам Республики Беларусь.
МНС осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Общей части Налогового кодекса, Закона «О государственной налоговой инспекции», а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592, утвердившего Положение о нем.
В структуру МНС входят:
Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий МНС;
управления и отделы;
инспекции МНС по областям и г. Минску, районам, городам и районам в городах.
Основными задачами МНС являются;
осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;
осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;
учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;
разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;
предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;
подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
Налоговые органы контролируют правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налоговых платежей; ведут учет налогоплательщиков и обеспечивают поступление налогов в бюджет; взыскивают недоимки по налогам, обеспечивают взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Для реализации своих функций налоговые органы организуют проверку необходимых документов, наделяются правом обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов. В случаях, установленных Налоговым кодексом (ст. 53), имеют право приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банке. При проведении выездной налоговой проверки налоговые органы могут изымать документы плательщика (иного обязанною лица) в порядке, предусмотренном ст. 76 Налогового кодекса.
МНС обладает и другими полномочиями, перечень которых определен в п. 6 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь.