Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка
Инвестиционный рынок— система экономических отношений, свободной конкуренции и партнерства между всеми субъектами инвестиционной деятельности, представляющими инвестиционный спрос и инвестиционное предложение. Характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.
Поскольку состояние любого рынка, в том числе и инвестиционного, характеризуется рыночной конъюнктурой, то при анализе инвестиционного рынка в целом и составляющих его рынков исследуются:
1) объем спроса и объемы предложений на инвестиционные ресурсы, товары и услуги, уровни цен, степень конкуренции;
2) факторы, под воздействием которых сформировалась конъюнктура инвестиционного рынка, при этом очень важно обратить внимание на появление новых факторов роста или падения спроса и предложения, изменения цен, обострения конкуренции и поиск путей к сотрудничеству;
3) характер и степень количественного влияния изученных и обнаруженных факторов на параметры конъюнктуры инвестиционного рынка.
Общее состояние инвестиционного рынка и составляющих его сегментов характеризуется рыночной конъюнктурой, которая представляет собой форму проявления на рынке системы факторов, определяющих соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции.
Конъюнктуру инвестиционного рынка характеризуют следующие показатели:
- виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
- цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
- объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;
- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;
- кредитные ставки коммерческих банков по срокам предоставления
финансового кредита;
- депозитные ставки коммерческих банков по вкладам до востребования и срочным вкладам;
- официальные курсы отдельных валют;
- курсы покупки-продажи валют коммерческими банками;
- основные виды капитальных товаров, обращающихся на товарном рынке;
- цены спроса и предложения на соответствующие капитальные товары;
- объемы и цены сделок по соответствующим видам капитальных товаров;
- средние цены на инвестиционные услуги (строительно-монтажные работы).
Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка в современных условиях осуществляется двумя основными группами методов – техническим и фундаментальным:
— методы технического анализа основаны на распространении выявленной в процессе предшествующего исследования конъюнктурной тенденции изменения уровня цен на предстоящий период; эти методы являются недостаточно точными и могут быть использованы лишь для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования;
— методы фундаментального анализаоснованы на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение и уровень цен на инвестиционном рынке, а также на определении возможного изменениях этих факторов в предстоящем периоде.
В процессе прогнозирования конъюнктуры инвестиционного рынка на основе фундаментального анализа используются следующие основные методы:
1. Метод прогнозирования «сверху вниз» предусматривает осуществление прогнозных расчётов в направлении от общего к частному: вначале оценивается возможное изменение параметров общеэкономического развития страны; затем прогнозируются основные параметры предстоящего развития отдельных элементов инвестиционного рынка в целом; после этого прогнозируется конъюнктура отдельных видов инвестиционных рынков; затем осуществляется прогноз конъюнктуры отдельных сегментов инвестиционного рынка, интересующих его участника; на завершающей стадии прогнозных расчётов определяются вероятные параметры обращения на рынке конкретных видов инвестиционных товаров и инструментов.
2. Метод прогнозирования «снизу вверх» предусматривает осуществление прогнозных расчётов в обратной последовательности. Примером осуществления таких расчётов вначале является оценка предстоящей деятельности конкретного предприятия-эмитента ценных бумаг; затем осуществляется прогнозная оценка инвестиционной привлекательности отрасли, к которой принадлежит эмитент; после этого прогнозируются показатели конъюнктуры сначала определённого сегмента, а затем и вида инвестиционного рынка, на котором эти ценные бумаги будут обращаться.
3. Вероятностный метод прогнозирования осуществляется в условиях недостатка исходной информации, особенно характеризующей предстоящую динамику макроэкономических факторов. В этом случае прогнозирование отдельных показателей конъюнктуры инвестиционного рынка на всех его уровнях носит многовариантный характер в диапазоне от оптимистической до пессимистической оценки возможного развития отдельных факторных показателей. Такой метод прогнозирования конъюнктуры инвестиционного рынка даёт возможность определить диапазон колебаний отдельных её показателей и в рамках этого диапазона избрать наиболее вероятный вариант его развития
4. Метод эконометрического моделирования прогнозируемых показателей конъюнктуры инвестиционного рынка или отдельных инвестиционных товаров и инструментов основан на построении индивидуальных эконометрических моделей, причём, как правило, многофакторных. В этих целях на первом этапе исследуется влияние отдельных факторов на развитие изучаемого показателя; затем ранжируются и отбираются для построения модели наиболее значимые факторы, по которым строится многофакторная модель; после этого устанавливается плановое значение отдельных факторов, которые подставляются в модель для получения искомых прогнозных результатов.
5. Метод моделирования инвестиционных и финансовых коэффициентовиспользуется в основном для прогнозирования показателей развития отдельных участников инвестиционного рынка. Система таких коэффициентов позволяет оценить рентабельность, финансовую устойчивость, платёжеспособность и другие стороны предстоящей инвестиционной деятельности конкретного предприятия.
6. Метод объектно-ориентированного моделирования (или метод построения электронных таблиц) основан на разложении отдельных прогнозируемых интегральных показателей на ряд частных их значений при использовании компьютерных электронных таблиц.