Министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
(УГУЭС)
Курс лекций ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«Теория финансов »
Направление подготовки: 080300.68 Финансы и кредит магистерская программа «Финансовый менеджмент : анализ и управление финансовыми результатами» профиль «Финансы и кредит»
заочная (на базе высшего профессионального образования) -2 года 5 месяцев
Уфа -2013
Тема 1 Содержание и функции финансов. Финансовая система и ее звенья. Финансы и их роль в общественном воспроизводстве
Определение финансов
Рассмотрим два определения, что же такое финансы?
1) это система денежных отношений между населением и государством;
2) финансы – установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством и субъектами воспроизводственных отношений.
В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительных процессы носили (носят) прежде всего, характер натуральных налогов и различного рода повинностей. Однако с развитием товарно-денежных отношений изменились формы перераспределения – они стали носить преимущественно денежный характер.
Как и любая наука, – финансовая наука прошла свою эволюцию (развитие).
Первая стадия, началась во времена Римской империи и закончилась в середине XX в – так называемая – классическая теория. Суть ее состоит в доминанте (превосходстве) государство в финансах страны.
Финансы средневековья сводились к следующему несложному положению: «бери, где можно, и как можно больше» (В.А. Лебедев, с. 28).
Вторая стадия, неоклассическая теория. Суть ее – в доминанте финансов частного сектора.
В 40-х, 50-х годах XX в. преобладала неоклассическая теория:
- экономическая мощь государства, а значит и устойчивость его финансовой системы, в значительной степени определяются экономической мощью частного сектора;
- вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется.
В общем, виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки.
Финансовая наука – есть теория государственного имущества. Оно обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им. Из многих новаций (нововведений), разработанных в финансовой науке в XX в., два направления – теория портфеля и теория структуры капитала. В современном представлении финансы можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновении государственного бюджета.
Науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства (С.Ю. Витте).
В настоящее время финансы включают в себя:
- государственные финансы;
- местные (муниципальные, финансы органов местного самоуправления).
Характерными признаками финансов являются:
- денежный характер отношений;
- безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты и внебюджетные фонды;
- принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением на основе правовых актов. Есть система обязательных платежей (налоги, страховые платежи). Есть система мер воздействия в случае нарушения установленного порядка, правовых актов.
- Отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме (в случае форсмажерных обстоятельств – стихия, наводнение, пожар).
Таким образом, финансы, как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продута.
Основным источником денежных доходов населения, субъектов государства, органов местного самоуправления ВВП является национальный доход.
Именно от его величины зависит экономика.
Финансовые отношения
Финансовые отношения возникают:
- между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использования;
- между хозяйствующими субъектами и государственными органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
- внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
- между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
- между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов (накопительный пенсионный фонд).
Совокупность денежных средств, находящихся в распределении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.
Источники финансовых ресурсов:
1) На уровне хозяйствующих субъектов:
- прибыль, амортизация продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам от других эмитентов.
2) На уровне населения:
- заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера;
- (пенсии, пособия, оплата за выслуги) на предприятии;
- командировочные расходы;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- операции с личным имуществом.
3) На уровне государства, органов местного самоуправления:
- доходы от государственных и муниципальных предприятий;
- доходы от приватизации имущества;
- доходы от внешнеэкономической деятельности (область с 29 государствами);
- налоговые доходы;
- государственный и муниципальный кредиты;
- эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Функции финансов
Главной функцией финансов является распределительная функция.
Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой:
- Федеральный;
- Региональный (субъект РФ);
- Местный (органы местного самоуправления).
I. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов, экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т.д.
II. Распределительная функция позволяет:
1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, государства, органов местного самоуправления, населения;
2) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное, внутриотраслевое перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и т.д.;
3) создавать резервы на всех уровнях хозяйствования, государства, а также осуществлять накопления гражданами.