Тема 2. Инновационные процессы, проекты. Управление инновационной деятельностью
Учебно-методический комплекс
Дисциплины
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Специальность 080801 «Менеджмент организации»
Составитель: | к.э.н., ст. преп. Е.И. Федотова |
Ростов-на-Дону 2010
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………… | |
Учебно-календарный план (заочное отделение)………………. | |
Учебные модули дисциплины……………………………………. | |
Контрольная работа………………………………………………. | |
Тест итогового контроля…………………………………………. | |
Основная и дополнительная литература……………………….. | |
Вопросы итогового контроля знаний…………………………… | |
Глоссарий…………………………………………………………… |
Пояснительная записка
Актуальность дисциплины. Учебная дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из базовых общепрофессиональных дисциплин для подготовки экономистов на экономическом факультете. Изучение дисциплины нацелено на формирование специалиста, способного управлять инновационными процессами, прогнозировать развитие организаций, разрабатывать направления повышения эффективности их деятельности в условиях рыночной экономики.
Предметом дисциплины является сущность инноваций и управление инновационными процессами.
Цель дисциплины – овладение теоретическими и практическими основами инновационного менеджмента, знаниями в сфере инновационной деятельности, применение опыта мировой науки и практики в области управления инновационными процессами.
Задачи дисциплины:
− рассмотрение теоретических и методологических основ инновационного менеджмента;
− обеспечить понимание инновационного процесса как инструмента реализации стратегических целей в развитии предприятий;
− привить навыки экономических расчетов эффективности инновационных проектов, проведения их оценки, с учетом разного рода рисков;
− познакомить с различными методами финансирования и управления инновационными процессами на российских предприятиях;
− ознакомить с основными проблемами защиты прав интеллектуальной собственности в России;
− обеспечить понимание инновационного процесса как одного из инструментов эффективного управления предприятием.
Формы проведения занятий: лекции; предполагает самостоятельную работу студентов.
Длительность дисциплины: 45 часов.
Образовательные результаты:
− знание содержания основных понятий, структуры современных инновационных процессов; методов, структуры и моделей инновационного управления;
− оценка эффективности разрабатываемых инновационных процессов;
− осуществление комплексной оценки инновационного проекта;
− оценка рисков и построение модели управления жизненным циклом инноваций;
− управление инновационными проектами;
− осознание проблематики проводимых инноваций на предприятии, инновационных процессов в стране и за рубежом, правильная оценка мероприятий инновационной политики, поиск новых решений и новаций на основе анализа рыночной конъюнктуры, умение применять полученные знания для решения практических задач бизнеса инноваций;
− использование отечественного и международного опыта разработки инновационных проектов, внедрения инноваций, получения позитивных результатов с выходом на мировые рынки;
− оценка инновационного развития.
− владение практическими навыками разработки и управления инновационными проектами.
Формы контроля: промежуточный контроль: выполнение контрольной работы; итоговый контроль: зачет в конце семестра.
Итоговая оценка по дисциплине является коммуникативной и состоит из следующих компонентов:
§ Качество анализа ситуации – 45%
§ Качество выполнения тестового задания – 45%
§ Результаты, проявленные на зачете по всему курсу – 10%
Место дисциплины в общей структуре учебной программы. Дисциплина базируется на основных положениях дисциплин «Экономическая теория», «Менеджмент», «Экономика организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Производственный менеджмент».
Учебно-календарный план (заочное отделение)
Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе: | ||
Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Практика | |||
Тема 1. Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента. | ||||
Тема 2. Инновационные процессы, проекты. Управление инновационной деятельностью. | ||||
Тема 3. Организационные формы инновационной деятельности. | ||||
Тема 4. Интеграция стратегического и инновационного управления бизнесом. | ||||
Тема 5. Инновационные стратегии. | ||||
Тема 6. Оценка эффективности инновационного проекта. | ||||
Тема 7. Финансирование инноваций | ||||
Тема 8. Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Проблемы интеллектуальной собственности в инновационном процессе. | ||||
Итого |
Темы дисциплины
Тема 1. Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента
Понятие и сущность инноваций, инновационных процессов. Инновационная деятельность как базовый элемент экономической науки, эффективной стратегии предприятия, инструмент приобретения и сохранения конкурентных преимуществ.
Классификации, свойства и функции инноваций. Инновационный процесс. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Длинные волны в экономике.
Цели и основные направления, научно-методические основы инновационного менеджмента (ИМ). Стратегия и тактика в инновационном менеджменте. Функции управления инновациями. Приемы инновационного менеджмента: бенч-маркинг, маркетинговый подход, инжиниринг, бренд-стратегия, ценовой прием, фронтирование рынка, мэрджер. Современный системный подход к роли инноваций в конкуренции.
Тема 2. Инновационные процессы, проекты. Управление инновационной деятельностью
Классификация инновационных процессов; диффузионные процессы в инновационной среде. Схема, формы, этапы инновационного процесса.
Инновационная цель; инновационные стратегии; научно-техническая идея; технические решения; замысел; проект; программа. Управление процессами создания новых знаний и освоением новшеств. Инновационная среда предприятия; инновационный потенциал; инновационный климат; структура внутренней среды предприятия, ее анализ. Операционная инноватика; стратегическая инноватика; функциональное управление инновациями; программно-целевое управление. Инновационный менеджер как организатор инновационного процесса. Инновационный процесс в качестве инновационного проекта. Основные понятия, выбор альтернативы при анализе проектов, этапы создания и реализации инновационного проекта.
Лидер проекта, концепция проекта; команда проекта.