Концепции и методический инструментарий финансового менеджмента

4.1. Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени – стоимость денег с течением времени изменяется с учётом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой выступает норма ссудного процента.

Это предопределяет необходимость учёта фактора времени при осуществлении любых долгосрочных финансовых операций.

Базовые понятия:

? Процент - стоимость пользования денежными средствами, выраженная в виде процента от суммы займа за определенный период времени; плата, которую взимает кредитор с заемщика.

? Простой процент - сумма подлежащих выплате в виде дохода денежных средств, определяемая обычно как соответствующий процент от основной суммы инвестированных или предоставленных в кредит денежных средств без выполнения дальнейших процентных начислений (наращения процента).

? Сложный процент - оценка, которая получается в том случае, если проценты в конце каждого периода начисления не выплачиваются, а присоединяются к основной сумме, и полученная величина становится исходной для начисления процентов в следующем периоде.

? Процентная ставка - размер процента, устанавливаемый банками по различным видам проводимых ими операций (краткосрочным и долгосрочным ссудам, срочным вкладам, вкладам до востребования и др.).

? Будущая или наращенная стоимость денег - математическая процедура, позволяющая определять окончательную стоимость платежа или ряда платежей при учете всех установленных процентов.

? Настоящая (современная/дисконтированная) стоимость денег - операция дисконтирования обратная процессу вычисления сложных процентов ряда будущих потоков наличных денежных средств.

? Наращение стоимости

? Дисконтирование стоимости

? Период начисления – с какого по какое

? Интервал начисления – в днях

? Предварительный метод начисления процентов (метод пренумерандо)

? Последующий метод начисления процентов (постнумерандо)

? Дискретный денежный поток

? Непрерывный денежный поток

? Аннуитет – финансовая рента

4.2. Концепция и методический инструментарий учёта фактора инфляции – необходимость отражения реальной стоимости его активов и денежных потоков и необходимость возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами.

Инфляция - с течением времени обесценивает стоимость находящихся в обращении денежных средств и других видов активов.

В процессе инфляции происходит:

o относительное занижение стоимости материальных активов;

o снижение реальной стоимости денежных и других видов финансовых активов (дебиторской и кредиторской задолженности, нераспределённой прибылиь);

o занижение себестоимости продукции;

o искусственное завышение суммы прибыли и суммы налоговых платежей;

o падение реального уровня предстоящих доходов.

Базовые понятия:

? Инфляция

? Темп инфляции

? Уровень инфляции

? Ожидаемый темп инфляции

? Фактический темп инфляции

? Реальная сумма денежных средств

? Номинальная и реальная процентная ставки

? Инфляционная премия

4.3. Концепция и методический инструментарий учёта фактора риска.

Получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними, как правило, прямо пропорциональная. Поэтому, чем выше уровень доходности финансовых операций, тем объективнее оценка уровня риска и серьезнее система мероприятий, оптимизирующих или минимизирующих его негативные финансовые последствия.

Риски – объективный и постоянно действующий фактор.

Базовые понятия:

? Риск

? Финансовый риск

? Индивидуальный финансовый риск

? Портфельный финансовый риск

? Систематический/рыночный риск

? Несистематический/специфический риск

? Безрисковая норма доходности

? Безрисковые финансовые операции

? Уровень финансового риска

? Вероятность финансового риска

? Премия за риск

? Соотношение доходности и риска

? Линия надёжности рынка

4.4. Концепция и методический инструментарий учёта фактора ликвидности - объективная оценка её уровня по намечаемым объектам инвестирования, с целью обеспечения необходимого уровня доходности по ним, которые возместит возможное замедление денежного оборота при инвестировании капитала.

Обычно выделяют следующие понятия ликвидности:

§ Ликвидность активов и ликвидность предприятия – имеют цель с безальтернативными вариантами объектов ликвидности

§ Ликвидность объектов инвестирования – связано с выбором альтернативных объектов и оказывает влияние на уровень доходности финансовых операций: чем ниже ликвидность, тем выше должен быть необходимый уровень доходности.

Базовые понятия:

§ Ликвидность

§ Ликвидность инвестиций

§ Ликвидность индивидуальных объектов инвестирования

§ Ликвидность инвестиционного портфеля

§ Уровень ликвидности инвестиций

§ Соотношение уровня доходности и ликвидности

§ Премия за ликвидность

4.5. Концепция цены капитала – цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат, связанных с привлечением финансовых ресурсов из разных источников для получения нулевой рентабельности.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

4.6.Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка – цены и объем операций на финансовом рынке зависит от степени соответствия текущих цен внутренней стоимости ценных бумаг, т.е. от степени его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

- информация доступна всем субъектам рынка одновременно и ее получение не связано с затратами;

- отсутствуют транзакционные издержки, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

4.7. Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с предыдущей концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

4.8. Концепция агентских отношений.В сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях, в предприятии, определенные потери и убытки).

4.9. Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу

5. Системы финансового планирования.

№ п.п. Системы фин. планирования Формы реализации результатов Период планирования
Œ Прогнозирование финансовой деятельности Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности (наиболее сложная система) Max до 3-х лет
 Текущее планирование Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности 1 год
Ž Операционное планирование финансовой деятельности Разработка и доведение до исполнителей операционных плановых заданий по всем вопросам финансовой деятельности (бюджетов, платежных календарей…) 1 кв.- месяц

Системы финансового прогнозирования базируются на финансовой идеологии, т.е. основополагающих принципах осуществления финансовой деятельности и финансовом менталитете учредителей и менеджеров.

Œ 1).Финансовая стратегия – система долгосрочных целей финансовой деятельности определяющих его финансовую идеологию и наиболее эффективные пути их достижения. Её разработка осуществляется в условии неопределённости.

Выделяют 4 уровня неопределённости:

§ Достаточно ясное будущее (можно легко получить информацию для прогнозирования)

§ Альтернативное будущее

§ Диапазон будущих событий

§ Абсолютная независимость.

Формируют 3 типа стратегий:

§ Создание будущего – принятие активных мер по изменению сложившейся стабильности в свою пользу.

§ Адаптация к будущему – позиционирование своего продукта, технологий заблаговременно до возможного изменения ситуации.

§ Закрепление права на игру – немедленные, невозвратимые, небольшие или большие инвестиции ради занимаемого среднего положения и получения преимуществ в будущем.

Формируют 3 варианта действий:

§ Большие ставки – крупные инвестиции поглощения, отсюда: победа или поражение.

§ Опцион (цель) – страхование больших ставок или минимизация убытков при неблагоприятном развитии событий.

§ Беспроигрышные действия – например, закрытие предприятия.

2). Финансовая политика – форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах их осуществления.

Элементы финансовой политики:

§ Определение центра доходов хозяйствующего субъекта – подразделение, которое приносит предприятию максимальные доходы.

§ Определение центра расходов хозяйствующего субъекта – подразделение малорентабельное или убыточное, но играющее важную роль в производственно-сбытовом процессе.

Для этого используют:

§ Правило Парето

§ Правило ABC – анализа. Применителен к продажам:

- важнейшая клиентура: A - 15% по численности, её значимость в конкретном результате/доходах/прибыли, составляющих примерно 65%;

- важная клиентура: B – 20% по численности и 20% в конкретном результате;

- мелкая клиентура: C - ?

 Текущие финансовые планы по отдельным аспектам финансовой деятельности:

§ План доходов и расходов по операционной деятельности. Цель: определение суммы чистой прибыли от операционной деятельности.

§ План доходов и расходов по инвестиционной деятельности. Цель: определение объёма потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ, а также возможностей поступления этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

§ Кассовый план – план поступления и расходования денежных средств. Цель: обеспечение постоянной платёжеспособности предприятия в планируемом периоде.

§ Балансовый план – прогнозный балансовый отчёт; определяют результаты прогнозирования состава активов и структуры используемых финансовых средств на конец планового периода. Цель: определение необходимого прироста отдельных видов активов, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей финансовую устойчивость в планируемом периоде.

Исходная информация планирования:

§ Фин.стратегия

§ Фин.политика

§ Планируемые объёмы производства и РП

§ Система норм и нормативов

§ Система ставок налоговых платежей

§ Действующая система норм амортизационных отчислений

§ Результаты за предшествующий период.

Планы «можно» разрабатывать в 3-х вариациях:

§ Оптимистический

§ Пессимистический

§ Реалистичный.

Ž Система оперативного планирования финансовой деятельности – разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению направлений деятельности предприятия.

Главная форма планового задания: бюджет – операционно-финансовый план краткосрочного периода (квартал/месяцц), отражающий расходы и поступления денежных средств в процессе осуществления деятельности. Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является основным документом, доводимым до центров ответственности (доходов/расходов).

2 основные задачи бюджетирования:

§ Определение объёма и состава расходов, связанных с деятельностью структурных подразделений.

§ Обеспечение покрытие расходов с указанием источников фин.ресурсов.

Процесс бюджетирования носит непрерывный/скользящий характер.

Классификация бюджетов:

1). По сферам деятельности:

§ Операционной

§ Инвестиционной

§ Финансовой.

2). По видам затрат:

§ Текущий

§ Капитальный.

3). По номенклатуре затрат:

§ Функционированный (по 1-2 статьям)

§ Комплексный

4). По методам разработки

§ Стабильный (не изменяется в зависимости от изменения объемов)

§ Гибкий

§

Наши рекомендации