Функциональные и организационно-правовые основы управления финансами
1. Общее понятие об управлении финансами
2. Структура органов общего управления системой финансов в РФ
3. Правовое обеспечение системы управления финансами в РФ
Управление финансами обусловлено историческими, экономическими и политическими условиями государства и подчинено его финансовой политике, в соответствии с которой определяется объем распределения и перераспределения совокупного общественного продукта через финансовую систему и отдельные ее звенья.
В общем виде под управлениемпонимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.
В управлении финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют объекты(то, что подлежит управлению) и субъекты (органы) управления.
В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые в соответствии с их классификацией включают:
n финансы государства;
n финансы предприятий;
n финансы населения.
Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, поэтому управление финансами можно представить как процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения с помощью определенных приемов и методов для реализации функций субъектов власти, хозяйствования, домашних хозяйств и достижения целей и задач их деятельности.
Субъектами управленияявляются организационные структуры, которые осуществляют управление финансами. На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти и местного самоуправления, другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы.
Субъекты управления используют в каждой сфере финансовых отношений специфические методы воздействия на финансы. Так, в странах с рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Государство же осуществляет свое воздействие лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки. В зависимости от концепции государство может усиливать или ослаблять свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон.
Вместе с тем, субъектам управления присущи и единые приемы управления. Выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление и контроль.
Функция планирования сводится к прогнозной оценке объема собственных финансовых ресурсов, их рациональному распределению и эффективному использованию. Все финансовые планы разрабатываются по балансовому методу в форме баланса доходов и расходов.
Финансовый план в форме баланса доходов и расходов составляется как на уровне государства в целом (федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов), субъектов федерации (региональный бюджет), муниципальных образований (местный бюджет), так и применительно к отдельно взятому хозяйствующему субъекту (бюджет предприятия).
На государственном уровне разрабатывается баланс доходов и расходов населения,который представляетодин из основных источников информации, характеризующий объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения. Данный баланс находит отражение в государственной статистике для характеристики сложившегося уровня жизни различных социальных групп.
Функция оперативного управления связана с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, корректировкой его показателей с учетом новых хозяйственных условий, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного использования.
Контрольосуществляется и в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.
2.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называетсяорганами управления финансами или финансовым аппаратом страны.
Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и большой сложностью, поскольку объектом управления финансами выступают разнообразные виды финансовых отношений, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, и соответствующие им виды финансовых ресурсов.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
1. Президент РФ. Определяет цели финансовой политики, обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, подписывает и обнародует федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондах, имеет право накладывать «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.
2. Федеральное Собрание РФ. Состоит из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная дума рассматривает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
3. Правительство РФ.Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг.
Министерство финансов РФ выполняет следующие полномочия:
1. составление проекта федерального бюджета;
2. представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета;
3. управление государственным долгом Российской Федерации;
4. ведение государственной долговой книги Российской Федерации;
5. выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
6. осуществление государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
7. организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
8. прочие направления
В ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся Федеральная налоговая службаиФедеральное казначейство.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, включая:
1. Службы по субъектам РФ;
2. межрегиональные инспекции;
3. инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов России.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет контроль и надзор:
ü за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в т.ч. за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей;
ü осуществлением валютных операций субъектов, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;
ü соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
ü полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
2. осуществляет:
ü государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
ü выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории РФ;
ü регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. ведет в установленном порядке:
ü учет всех налогоплательщиков;
ü Единый государственный реестр юридических лиц;
ü Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
ü Единый государственный реестр налогоплательщиков.
4. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
5.осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие функции:
ü обеспечение исполнения федерального бюджета;
ü кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ü контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;
ü распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;
ü составление и предоставление в Министерство финансов РФ оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета.
Свои функции Федеральное казначейство осуществляет через свои территориальные органы – Управления федерального казначейства в субъектах РФ.
3.
Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и местного самоуправления, которое осуществляется с помощью правовых актов.
Все правовые акты, которые используются в процессе управления финансами можно классифицировать по различным признакам.
По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы - на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в финансовой системе страны в целом (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы.
Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной системы Российской Федерации трех самостоятельных уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и влияет на принципы их построения. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательно (представительной) власти, органов исполнительной власти местного самоуправления в бюджетном процессе.
Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.
Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств.
К указанным нормативным актам относятся, прежде всего, приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ,органов управления государственными внебюджетными фондами.
В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ иотдельными федеральными законами, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм.