Оценка состояния экономики Российской Федерации
Основными целями социально-экономической политики, проводимой в последние годы в нашей стране, были:
· достижение устойчивой стабилизации общего объема про-
изводства и возобновление экономического роста;
· обеспечение финансовой стабильности;
· укрепление законности и правопорядка; институтов госу- дарственной власти; платежной и финансовой дисциплины;
· существенное улучшение условий для предприниматель-
ства и деловой активности, продолжение приватизации в инте- ресах повышения эффективности производства и увеличения инвестиций;
· активизация структурной перестройки экономики по-
средством стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства;
· обеспечение роста уровня жизни народа, проведение
активной социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения.
На достижение указанных целей в последние годы были направлены мероприятия, предусмотренные программой “Ре- формы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах” и среднесрочной программой на 1997–2000 гг. “Структурная пе- рестройка и экономический рост”, основные мероприятия Пра- вительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 г. № 1072-р), Программы социально-экономичес- кого развития РФ на среднесрочную перспективу (2003–2004 гг., 2006–2008 гг., 2009–2011 гг.) и др.
Поставленные цели, к сожалению, за годы реформирования экономики в целом не достигнуты. Наметившиеся некоторые при- знаки стабилизации в 1997 г. и первой половине 1998 г. были при- остановлены финансово-кредитным кризисом в августе 1998 г. Кризис, связанный с введением 17 августа 1998 г. чрезвычайных мер по пересмотру денежной курсовой политики, приостанов- лению выплат по внутреннему долгу и мораторию на выплаты иностранным кредиторам, стал следствием проводившегося в годы реформ экономического курса.
Разгосударствление и ограничение роли государства в экономическом регулировании, открытость экономики для зарубежных товаропроизводителей и отказ от финансовой поддержки собственных товаропроизводителей, даже базовых отраслей экономики и сельского хозяйства, откровенно спеку- лятивная финансово-кредитная политика не могли не привести к экономическому обвалу, падению доверия граждан к органам государственной власти.
Подобное положение, как было подчеркнуто в постанов- лении Государственной Думы от 2 сентября 1998 г., явилось следствием допущенных грубейших ошибок в экономике, фи- нансовой и кредитно-денежной сферах со стороны Президента РФ, Правительства РФ и Центрального банка РФ.
Если до начала реформ ВВП нашей страны по отношению к данному показателю США составлял более 30%, то в 2005 г. — менее 6,5% (по курсу доллара)1.
1 По паритету покупательной способности руб./долл. — 13,7% (Рос- сия в цифрах. 2009. С. 523).
В годы реформирования экономики основными проведен- ными мероприятиями были либерализация хозяйственных свя- зей и ценообразования, массовая приватизация (более 70% ВВП и более 90% товарооборота приходятся на негосударственный сектор) и заметное снижение уровня инфляции (после баснос- ловного ее роста в 1991–1993 гг.) на основе сжатия денежной массы. Однако при этом значительно ослаблены государствен- ные рычаги регулирования финансово-денежной и кредитной систем и их влияние на развитие реального сектора экономики. Как видно из данных табл. 17.1, промышленное и сельскохозяйс- твенное производство по сравнению с дореформенным периодом сократилось в 2008 г. соответственно на 18 и 14%, резко снизился (почти на 18%) уровень реальных доходов населения.
Производство товаров народного потребления отечествен- ной промышленностью сократилось в еще больших размерах, чем производство промышленной продукции в целом. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в табл. 17.2.
Возросла зависимость товарного обеспечения населения от импорта основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Доля импорта в общем объеме товарных ресурсов для обеспечения розничного товарооборота, как видно из табл. 17.3, составила в 2008 г. 45% против 14% в 1991 г. В отдельных регионах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге) этот показатель составляет более 70%.
В общем объеме предложенных к продаже товаров в послед- ние годы на долю импортных приходилось: мяса и мясопродук- тов — 25%, масла животного — 30, масла растительного — 56, сыра — 50, макаронных изделий — 41, многих видов швейных изделий — 40–60, обуви — 70–80; телевизоров — 90, холодиль- ников — 50%. По существу, страна теряет продовольственную независимость.
Индексы основных социально-экономических показателей (в % к предыдущему году)1
Таблица 17.1
Показатель | 1993 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2008 г. в % к 1990 г. |
Валовой внутренний продукт | 91,3 | 95,9 | 104,7 | 107,3 | 107,1 | 106,4 | 106,7 | 108,1 | 105,6 | 109,4 | ||
Производство промышленной продукции | 103,7 | 106,1 | 104,0 | 103,9 | 106,3 | 102,1 | 82,4 | |||||
Производство продукции сель- ского хозяйства | 95,6 | 107,7 | 107,5 | 101,5 | 101,3 | 103,1 | 102,4 | 103,6 | 103,4 | 110,8 | 86,2 | |
Инвестиции в основной капитал | 102,8 | 112,5 | 113,7 | 110,9 | 116,7 | 122,7 | 109,8 | 65,4 | ||||
Ввод в действие основных фондов | 108,5 | 108,3 | 108,0 | 108,0 | 110,0 | 115,0 | — | |||||
Ввод в действие общей площа- ди жилых домов | 100,7 | 106,7 | 107,7 | 112,6 | 106,1 | 116,1 | 121,1 | 104,6 | — | |||
Среднемесячная начисленная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) | 100,4 | 111,0 | 110,6 | 112,6 | 113,3 | 117,2 | 110,3 | 111,3/ 82,2* | ||||
Оборот розничный торговли | 101,6 | 93,8 | 108,8 | 110,7 | 109,3 | 108,8 | 113,3 | 112,8 | 114,1 | 116,1 | 113,5 | — |
Платные услуги населению | 106,6 | 106,8 | 107,6 | 107,9 | 104,9 | — | ||||||
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю), в разах | 9,4 | 2,3 | 1,2 | 1,19 | 1,15 | 1,12 | 1,12 | 1,11 | 1,09 | 1,12 | 1,13 | — |
Индекс цен производителей промышленной продукции, в разах | 2,7 | 1,32 | 1,08 | 1,18 | 1,13 | 1,29 | 1,13 | 1,10 | 1,25 | 0,93 | — | |
Индекс цен реализуемой про- дукции сельскохозяйственны- ми организациями, в разах | 8,1 | 3,3 | 1,22 | 1,18 | 0,98 | 1,25 | 1,18 | 1,03 | 1,10 | 1,3 | 1,02 | — |
* Реально располагаемые денежные доходы населения.
1 Российский статистический ежегодник. 2000. С. 57, 561, 571; 2002. С. 37, 38; 2003. С. 31, 32; Россия
в цифрах. 2005. С. 34–35. Россия в цифрах. 2007. С. 33–36. Россия в цифрах, 2009. С. 33–36.
Таблица 17.2