Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам.
Основными задачами ФОМС являются:
• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, т.е. выравнивание условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования;
• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
• участие в разработке и осуществлении государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
• разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.
Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Минздравсоцразвития России. Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, в Российской Федерации составляет настоящее время 143,2 млн человек, в том числе 60,7 млн работающих граждан и 82,5 млн неработающих.
Гражданам Российской Федерации выдается страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования — документ, удостоверяющий заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан. Он имеет силу на всей территории РФ, а также на территории других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения об обязательном медицинском страховании граждан.
Доходы бюджета ФОМС формируются за счет следующих источников:
• поступления страховых взносов (с 2001 по 2009 г. — поступления ЕСН);
• поступления недоимки, пени и штрафов
• суммы процентов, начисленных на остатки средств на счетах
• ФОМС;
• средств федерального бюджета, передаваемых ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
Особое значение в современных условиях имеет контроль за рациональным и эффективным использованием средств ФОМС. Обязанность контролировать правильность исчисления, полноту и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование возложена на ПФР и его территориальные органы.
Средства Федерального ФОМС используются на следующие мероприятия:
• оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;
• финансирование целевых медицинских программ;
• проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
• подготовку и переподготовку специалистов;
• развитие медицинской науки;
• улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
С целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования разработаны Правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом ФОМС от 09.09.2003 № 1750/21-1/и. Они позволяют обеспечить методологическое единство подходов к формированию показателей проекта бюджета ФОМС и регламентацию деятельности территориальных фондов по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению.
Государственные внебюджетные фонды как звено государственных финансов РФ существуют уже около 20 лет, что свидетельствует об их достаточно высокой эффективности. Однако первоначальное отсутствие опыта в организации их деятельности, сложная экономическая ситуация, неожиданные изменения в концепции функционирования внебюджетных фондов и прямое нарушение законодательства стали причиной существенных недостатков в их деятельности.
Особенно много вопросов вызывает проводимая в стране пенсионная реформа. Введение накопительной части пенсионной системы зависит от влияния политического фактора, который достаточно сложно прогнозировать. Как показывает практика, политические риски и риски, связанные с изменением законодательства, являются самыми серьезными.
Наряду с непредсказуемостью изменений в законодательстве на функционировании социальных внебюджетных фондов отрицательно сказывается слабая обоснованность нововведений; несоблюдение сроков утверждения бюджетов внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении; отсутствие прозрачности в деятельности фондов и недостаточный контроль за расходованием их средств. Совершенствование деятельности этих важнейших финансовых институтов должно стать комплексным, представлять собой неотъемлимую часть реформирования бюджетных отношений в России в целом.