Пенсионного фонда РФ на 2008 г. и на период 2009 и 2010 гг.1
Статья расходов | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | |
Расходы — всего | 2113,7 | 100,0 | 2481,4 | 100,0 | 2903,5 | 100,0 |
В том числе: | ||||||
базовая часть трудо- вой пенсии | 708,3 | 33,5 | 876,6 | 35,3 | 1035,6 | 35,7 |
страховая часть тру- довой пенсии | 929,2 | 44,0 | 1073,0 | 43,3 | 1232,6 | 42,4 |
пенсии по государст- венному пенсионному обеспечению | 117,7 | 5,6 | 146,4 | 5,9 | 163,0 | 5,6 |
ежемесячные денеж- ные выплаты инва- лидам | 192,2 | 9,1 | 205,4 | 8,3 | 222,1 | 7,6 |
ежемесячные денеж- ные выплаты вете- ранам | 60,4 | 2,8 | 64,5 | 2,6 | 68,8 | 2,4 |
денежные выплаты другим категориям граждан в соответст- вии с законодатель- ством, расходы по накопительной со- ставляющей бюджета Пенсионного фонда | 50,4 | 2,4 | 57,9 | 2,3 | 66,8 | 2,3 |
аппарат органов управления Фонда | 45,2 | 2,1 | 48,0 | 1,9 | 48,3 | 1,7 |
предоставление мате- ринского (семейного) капитала | — | — | — | — | 55,0 | 1,9 |
прочие расходы | 10,3 | 0,5 | 9,6 | 0,4 | 11,3 | 0,4 |
1 Утвержден Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ.
Таблица 11.4
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
1. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда | 3217,5 | 4102,2 | 4757,4 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий | 2858,1 | 3646,5 | 4184,7 |
В том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из: | |||
федерального бюджета | 1679,1 | 2298,7 | 2660,7 |
бюджетов субъектов РФ | 2,75 | 3,5 | 3,9 |
2. Общий объем расходов Фонда | 2911,1 | 3721,4 | 4268,2 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий | 2870,1 | 3657,8 | 4174,8 |
В том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ | 0,074 | 0,082 | 0,087 |
3. Предельный объем профицита (+), дефицита (–) бюджета фонда | +306,4 | +380,8 | +489,2 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий | –12,0 | –11,3 | –9,9 |
1 Утвержден Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов”.
Таблица 11.5
Структура структуры расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг.1
Статья расходов | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |||
сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | |
Расходы, всего | 2911,1 | 100,0 | 3721,4 | 100,0 | 4268,2 | 100,0 |
В том числе: базовая часть трудо- вой пенсии | 1022,0 | 35,1 | 1368,9 | 36,8 | 1507,1 | 35,3 |
страховая часть трудо- вой пенсии | 1248,1 | 42,9 | 1537,2 | 41,3 | 1807,1 | 42,35 |
пенсии по государст- венному пенсионному обеспечению | 182,3 | 6,3 | 232,5 | 6,2 | 287,6 | 6,7 |
ежемесячные денежные выплаты инвалидам | 227,5 | 7,8 | 247,5 | 6,7 | 266,2 | 6,25 |
ежемесячные денеж- ные выплаты ветеранам | 64,5 | 2,2 | 68,8 | 1,8 | 68,2 | 1,6 |
ежемесячные денеж- ные выплаты граж- данам, подвергшимся воздействию радиа- ции, и материальное обеспечение специали- стов ядерного оружей- ного комплекса РФ | 12,4 | 0,4 | 13,9 | 0,4 | 14,9 | 0,3 |
денежные выплаты другим категориям граждан в соответст- вии с законодатель- ством, расходы по накопительной со- ставляющей бюджета Пенсионного фонда | 66,2 | 2,3 | 89,8 | 2,4 | 120,6 | 2,8 |
аппарат органов управления фонда | 61,2 | 2,1 | 67,2 | 1,8 | 71,8 | 1,7 |
предоставление мате- ринского капитала | – | – | 72,8 | 2,0 | 101,4 | 2,4 |
прочие расходы | 26,9 | 0,9 | 22,8 | 0,6 | 23,3 | 0,6 |
1 Утвержден Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ.
В основе пенсионного обеспечения граждан России лежит пен- сионное законодательство, которое включает следующие законы (все в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)1:
1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе- дерации”.
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе- дерации”.
3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.
4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопитель- ной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.
Согласно закону “О государственном пенсионном обеспе- чении в Российской Федерации” право на пенсию по государс- твенному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) нетрудоспособные граждане;
7) граждане из числа космонавтов и работников летно-ис- пытательного состава.
Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия; пенсия по случаю потери кормильца. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Феде-
1 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (поло- жений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального За- кона “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального раз- вития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”.
ральным государственным гражданским служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% сред- немесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка (включая трудовую пенсию).
Закон “Об обязательном пенсионном страховании в Россий- ской Федерации” устанавливает основы обязательного пенси- онного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ.
Закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.
В законе определены виды трудовых пенсий:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инва- лидности состоят из следующих частей:
1) страховой;
2) накопительной (для гр-н 1967 г. рождения и моложе).
Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ от- крывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается страховое сви- детельство.
Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.
У всех граждан, формирующих свои пенсионные права в основном с 2002 г., т. е. в ныне действующей пенсионной системе, величина размера их пенсий определяется не стажем и заработ- ком, а объемом страховых взносов, которые перечисляются рабо- тодателями за работника на его индивидуальный лицевой счет.