Органические стр-ры управления
Органические организационные структуры управления более просты, имеют широкую информационную сеть, менее формализованы. Управление в органических структурах децентрализовано.
В отличие от механической структуры органическая является более гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число уровней управления, более высокая самостоятельность в принятии управленческих решений на нижних уровнях управления, партнерские взаимоотношения менеджеров.
Когда возникает необходимость разработки крупных проектов, требующей больших материальных и человеческих ресурсов, то часто создаются специальные управленческие структуры для руководства ими, получившие название проектных структур.
Она предусматривает обеспечение централизованного управления всем ходом работ по каждому крупному проекту и активизацию деятельности функциональных подразделений.
Для выполнения проекта создается координационная группа. Во главе группы стоит координатор. Выделенные в координационную группу специалисты продолжают работать в своих функциональных подразделениях, периодически встречаясь для обмена информацией.
Программно-целевая структура
Это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Ее члены — высококвалифицированные специалисты в разных областях, собранные вместе для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, структура распускается. Часть специалистов уходит на свои прежние рабочие места, другая часть переходит в новую проектную команду.
Существенной особенностью такой структуры является то, что в ней профессиональные и человеческие отношения организуются так, чтобы каждый работник приносил наибольшую пользу.
Матричная структура управления
Матричные структуры появились в 50-60-х годах в небольших авиакосмических фирмах США в результате наложения проектной структуры на функциональную. Полученная схема имеет вид матрицы, состоящей из клеток. В матричной структуре имеется двойное подчинение (рис. 2.9): руководителю отдела по функции и руководителю проекта (менеджеру по продукту).
Матричные структуры связывают воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Они представляют собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей, с одной стороны, непосредственному руководителю базового подразделения (службы); с другой – назначенному руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе и несет полную ответственность за проектирование. Формируя матричную структуру происходит наложение одной структуры на другую: линейной – на программно-целевую, проектной - на функциональную, региональной - на товарную и т. д. По вертикали (линейная структура) осуществляется управление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт и др.), по горизонтали (программно-целевая структура) – управление программами, проектами, темами.
Существует два варианта матричной структуры: один со специально созданным центром управления проектами, другой – без такового. Но в обоих вариантах имеет место перекрещивание двух структур: постоянной и временной. Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь часть. Анализ практики приводит к выводу, что они применяются там, где требуется объединить усилия разных профессионалов для качественного решения сложных проблем. Обязательным условием является наличие двусторонних связей и взаимодействий. Матричная структура позволяет реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности предприятия, эффективно балансировать между запросами потребителей и необходимостью экономии ресурсов, способствует поддержанию непосредственных контактов между специалистами, ослабляет бюрократические тенденции внутри структуры, увеличивает мотивацию к труду.
Бригадная структура управления - это структура основанная на групповой форме организации труда без жестких регламентаций сверху, компетентности работников, самостоятельности и праве оперативно принимать производственные решения. Факторы ее использования:
-ускорение процессов обновления продукции и технологий;
-ориентация на небольшие по емкости рынки;
-повышение требований к качеству обслуживания потребителей и времени выполнения заказов.
Принципы организации бригадной работы:
-автономная работа бригад, в состав которых могут входить рабочие, специалисты и управленцы, полностью отвечающие и получающие вознаграждение за результаты деятельности;
-самостоятельное принятие решений и координация работ внутри бригад и с другими группами;
-замена жестких связей гибкими, вплоть до права привлекать для решения задач бригады работников из других подразделений;
-число членов бригады регулируется на основании опыта.
Такой подход к формированию бригад является сильным мотивационным эффектом как для бригады в целом, так и для ее отдельных членов.
Концепция бригадной работы.
-взаимопомощь и взаимозаменяемость;
-групповая и личная ответственность;
-ориентация на запросы потребителей;
-предпочтение людям с универсальными знаниями и навыками;
-гибкость при смене заданий;
-групповое решение проблем;
-усиление обучающих и консультирующих функций руководителя.
Преимущества бригадной структуры:
-гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
-возможность применения эффективных методов планирования и управления;
-сокращается потребность в специалистах широкого профиля.
Недостатки бригадной структуры:
-усложнение взаимодействия;
-сложность в координации работ отдельных бригад;
-нужна высокая ответственность и квалификация персонала;
высокие требования к коммуникациям.