Тема 1. Основные положения финансовой политики предприятия
Сущностная характеристика финансовой политики предприятия. Цели и задачи финансовой политики. Политика доходов и расходов. Общие методические требования к процессам формирования и реализации финансовой политики на предприятии.
Объект и предмет финансовой политики. Виды финансовой политики. Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия.
Методы и принципы формирования финансовой политики предприятия.
Финансовая политика как составная часть экономической политики предприятия.
Объекты и задачи финансового менеджмента в рамках реализации краткосрочной финансовой политики. Информационное обеспечение финансовой политики.
Роль человеческого капитала в формировании финансовой политики.
Применение финансового анализа в рамках реализации финансовой политики предприятия.
Целевая установка
Студент должен владеть основными положениями организации финансовой политики предприятия, знать методы и принципы ее формирования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Содержание финансовой политики предприятия.
2. Основные цели и задачи финансовой политики предприятия.
3. Взаимосвязь управления финансами и реализации финансовой политики.
4. Факторы формирования и объект управления финансовой политики.
5. Методы и инструменты финансовой политики.
6. Взаимосвязь краткосрочной финансовой политики с другими дисциплинами.
7. Основные различия между краткосрочной и долгосрочной финансовой политикой.
8. Элементы учетной политики организации, влияющие на формирование финансового результата.
9. Связь краткосрочной финансовой политики с налоговой политикой организации.
10. Информационное обеспечение формирования и реализации финансовой политики.
11. Роль и пути полного раскрытия человеческого капитала при формировании и реализации финансовой политики.
12. Финансовый анализ: методы и процедуры.
Рекомендуемая литература: (2,3,915,17,18,25,27).
Тема 2. Ценовая политика и управление ценами на предприятии
Прогнозирование конъюнктуры рынка и финансовая стратегия предприятия. Основные аспекты маркетинга на предприятии. Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики. Кривые спроса и предложения. Общая и предельная полезность товара. Эластичный и неэластичный спрос.
Типы рынка и возможности ценовой политики. Чистая конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополистическая конкуренция. Методы определения базовой цены.
Управление ценами на предприятии. Разработка ценовой стратегии и тактика предприятия. Техника продвижения товаров.
Целевая установка
Студент должен уметь прогнозировать конъюнктуру рынка и обосновывать выбор модели ценовой политики предприятия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите и раскройте экономическое содержание базовых цен экономики.
2. Что такое ценовая стратегия и тактика предприятия?
3. В чем состоит содержание государственной политики регулирования цен?
4. Представьте методы и основные формы государственного финансового регулирования цен.
5. Дайте определение бюджетного регулирования цен и перечислите основные разновидности бюджетного регулирования цен.
6. Раскройте взаимоотношения спроса, предложения и цены, изобразите взаимосвязь в виде графиков.
7. Как Вы понимаете базовую цену предприятия?
8. Главные направления менеджмента цен на предприятии.
9. Формы и методы регулирования цен на предприятии.
10.Основные методы формирования и управления ценами на предприятии.
Рекомендуемая литература: (2,3,14,18,17,25,32).
Тема 3. Управление издержками предприятия
Значение планирования затрат в современных условиях. Классификация затрат предприятия. Прямые и косвенные издержки.
Переменные, постоянные и смешанные издержки. Принципы операционного анализа. Использование методов операционного анализа при определении оптимальной величины себестоимости продукции. Операционный рычаг. Валовая маржа. Запас финансовой прочности. Порог рентабельности.
Методы дифференциации издержек обращения: метод максимальной и минимальной точки; графический (статистический) метод; метод наименьших квадратов. Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупного риска. Пути снижения совокупного риска.
Целевая установка
Студент должен уметь планировать издержки производства, применять методы операционного анализа при определении оптимальной величины себестоимости продукции.
Вопросы для самоконтроля:
1. Классификация затрат предприятия.
2. Цели и методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.
3. Экономические и бухгалтерские издержки. Их состав и структура.
4. Валовой, средний и предельный продукт. Валовые, средние и предельные издержки.
5. Постоянные и переменные издержки. Методы их дифференциации.
6. Понятие, цели, задачи и принципы операционного анализа.
7. Методы оптимизации величины себестоимости продукции.
8. Понятие операционного рычага и расчет силы его воздействия на прибыль.
9. Определение порога рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
10.Понятие финансового рычага и определение эффективности его воздействия.
11.Оценка совокупного эффекта воздействия операционного и финансового рычагов. Пути снижения совокупного риска предприятия.
Рекомендуемая литература: (2,3,6,10,15,17,18,22,25,32).