Понятие, функции и принципы государственного кредита
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения перманентно образуются свободные денежные средства в рамках процесса их накопления для приобретения товаров длительного пользования. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу.
Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
Государственный кредит представляет собой своеобразную альтернативу (или дополнение) налоговым платежам. Различие между этими двумя экономико-правовыми инструментами заключается в том, что государственный кредит носит добровольно-договорной характер, в то время как уплата налога представляет собой одностороннее и безвозмездное принудительное изъятие части дохода у физических и юридических лиц.
Как способ финансирования расходов государственный кредит обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными мерами: дополнительной эмиссией денег и повышением уровня налогообложения. Использование государственного кредита не ведет к усилению инфляционных процессов, снижению хозяйственной активности экономических субъектов, повышению социальной напряженности в стране. Посредством займов государство может снизить количество денег в экономике, что особенно актуально при проведении антиинфляционной политики. С другой стороны, обслуживание государственного долга предполагает отвлечение бюджетных средств от производительного использования.
В то же время чрезмерное использование государственного кредита в регулировании экономических процессов может привести к определенным негативным последствиям, которые характеризуются ограничением инвестиционных возможностей экономики, увеличением бюджетных расходов на обслуживание государственного долга, возможности потерей экономической и политической независимости.
Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Экономическая сущность кредита заключается в том, что временно свободные средства физических и юридических лиц аккумулируются на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал, то есть является одной из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости общественного продукта и части национального дохода. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.
Следует обратить внимание, что экономический аспект государственного кредита рассматривается не только в финансово-экономической литературе, но и в правовой в контексте представления государственного кредита как одной из форм кредитных отношений в экономике, опосредующих движение ссудного капитала. Например, Ю.А. Крохина констатирует, что экономическая категория кредита является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения государством денежных средств, а также отношений, связанных с предоставлением государственных гарантий. Государственный кредит как правовая категория представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 606–610].
По мнению М.Е. Можаровой, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он направлен на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства. Во-вторых, государственное кредитование представляет собой одну из форм имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности и отраслей экономик [Можарова М.Е. К вопросу о правовом регулировании государственного кредита // Журнал российского права. – 2008. – № 10. – С. 87].
Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Распределительная функция государственного кредита позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью данной функции происходит образование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, возвратности и платности.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, - на финансовую политику.
Контрольной функцией государственного кредитаявляется учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.
Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.
Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.
Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 611]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени].
Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.
Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития.
Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.
Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.
Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.
Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).
Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.