Финансовый результат деятельности предприятия
Финансовый результат деятельности организации - прибыль (убыток), которая представляет собой прирост или уменьшение собственного капитала организации за отчетный период, полученный в итоге финансово- хозяйственной деятельности организации. По экономическому содержанию прибыль - это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Расчетно прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В Большом экономическом словаре этому понятию дается следующее определение: «Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности; определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность» [42, с.508]. Ее экономическое значение заключается в том, что она представляет:
· основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
· главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
· индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации;
· главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
· гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.
Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства организации. Поскольку прибыль является конечной целью развития бизнеса, сосредоточим свое внимание на анализе ее показателей.
Первым показателем прибыли в рассматриваемом отчете является валовая прибыль. Она представляет собой разницу между доходом от реализации продукции и оказания услуг (выручки) и себестоимостью реализованной продукции и оказанных услуг (стр.10-стр.20). Это расчетный аналитический показатель, имеющий значение как показатель промежуточной прибыли.
Для количественной оценки зависимости величины валовой прибыли от полученной выручки и маржи валовой прибыли используется следующая формула:
где Пв - величина валовой прибыли;
DN - доход от реализации продукции и оказания услуг;
- коэффициент, характеризующий отношение валовой прибыли к доходу от реализации продукции и оказания услуг, т.е. маржа валовой прибыли.
Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения дохода от реализации продукции и оказания услуг определяется следующей формулой:
где D1N и D0N - доход от реализации продукции и оказания услуг отчетного и предыдущего года.
Для определения влияния этих факторов составим следующую аналитическую таблицу 21.
Исходные данные для расчета влияния изменения дохода от реализации продукции и оказания услуг и маржи валовой прибыли на отклонение в валовой прибыли АО «Актюбинский завод хромовых соединений» гг.
№ п/п | Показатель | 20ХХ г. | 20Х1 г. | Изменение (+,-) |
А | Б | |||
1. | Доход от реализации продукции и оказания услуг, тыс. тенге | 8 544 333 | 10 800 172 | +2 255 839 |
2. | Валовая прибыль, тыс. тенге | 1 769 111 | 2 072 379 | +303 268 |
3. | Маржа валовой прибыли (стр.2:стр. 1) | 0,207 051 | 0,191 884 | -0,015 167 |
В нашем примере за счет роста дохода от реализации продукции и оказания услуг увеличение валовой прибыли составило:
∆ПВ = (10 800 172 - 8 544 333) Ч 0,207051 = 467 074 тыс. тенге
Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения маржи валовой прибыли имеет вид:
∆ПВ = (0,191881 - 0,207051) Ч 10 800 172 = -163 806 тыс. тенге
Результаты расчета можно представить в следующем виде: Общее изменение валовой прибыли + 303 268 тыс. тенге в том числе:
1) сокращение валовой прибыли - 163 806 тыс. тенге за счет снижения маржи;
2) прирост валовой прибыли + 467 074 тыс. тенге за счет увеличения дохода от реализации продукции и оказания услуг.
Следующим шагом анализа должно стать выяснение причин, оказавших влияние на отклонение в валовой прибыли организации от плана или предыдущего года.
На изменение валовой прибыли по сравнению с бизнес- планом или с предыдущим годом влияют следующие факторы:
1) производственная себестоимость реализованной продукции;
2) цена единицы продукции;
3) объем (количество) реализованной продукции;
4) структурные сдвиги в составе реализованной продукции.
Влияние этих факторов можно определить действующей в экономическом анализе традиционной методикой. Для этого необходимо составить следующую аналитическую таблицу 22.