Назначение рекомендаций
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. НАЗНАЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ.. 11
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.. 12
2.1. Инвестиционные проекты и различные виды их эффективности. 12
2.2. Основные принципы оценки эффективности. 14
2.3. Общая схема оценки эффективности. 16
2.4. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта. 19
2.5. Денежные потоки инвестиционного проекта. 19
2.6. Схема финансирования проекта. 22
2.7. Дисконтирование денежных потоков. 23
2.8. Показатели эффективности инвестиционных проектов. 25
3. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ... 30
3.1. Общие положения. 30
3.2. Сведения о проекте и его участниках. 31
3.3. Экономическое окружение проекта. 32
3.4. Сведения об эффекте от реализации проекта в смежных областях. 33
3.5. Денежный поток от инвестиционной деятельности. 34
3.6. Денежный поток от операционной деятельности. 36
3.7. Денежный поток от финансовой деятельности. 37
3.8. Исходные данные для примеров. 38
4. ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 39
4.1. Общие положения. 39
4.2. Расчет денежных потоков и показателей общественной эффективности. 41
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И АКЦИОНЕРОВ 43
5.1. Общие положения. 43
5.2. Проверка финансовой реализуемости проекта. 45
5.3. Оценка эффективности участия предприятия в проекте. 47
5.4. Оценка эффективности проекта для акционеров. 52
5.5. Финансовые показатели предприятий‑участников инвестиционного проекта 53
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА СТРУКТУРАМИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 53
6.1. Общие положения. 53
6.2. Расчет денежных потоков и показателей региональной эффективности. 54
6.3. Расчет денежных потоков и показателей отраслевой эффективности. 54
7. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 55
7.1. Общие положения. 55
7.2. Расчет денежных потоков и определение бюджетной эффективности. 57
8. УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 59
8.1. Общие положения. 59
8.2. Показатели, описывающие инфляцию.. 59
8.3. Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции. 63
8.4. Учет влияния инфляции. Дефлирование. 65
8.4.1. Проверка финансовой реализуемости проекта с учетом инфляции. 65
8.4.2. Оценка эффективности проекта с учетом инфляции. 67
9. УЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.. 71
9.1. Общие положения. 71
9.2. Формирование базисного денежного потока проекта и расчет показателей ожидаемой эффективности проекта. 73
9.3. Анализ чувствительности. 79
9.3.1. Метод варьирования параметров. 80
9.3.2. Количественные характеристики устойчивости проекта. 82
9.3.3. Метод сценариев. 86
10. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.. 90
10.1. Расчетный период и его разбиение на шаги. 90
10.2. Ставка дисконта. 91
10.3. Основные показатели эффективности. 95
10.4. Альтернативная стоимость имущества. 97
10.5. Проектная схема финансирования. 99
11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.. 100
11.1. Общие положения. 100
11.2. Соотношения между различными проектами. 100
11.3. Использование условий реализуемости и показателей эффективности при выборе проектов. 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 106
П1.1. Инвестиционные проекты и их характеристики. 106
П1.2.Экономическое окружение. 110
П1.3. Ставка дисконта и учет систематического риска. 118
П1.4. Реализуемость и эффективность инвестиционных проектов. 128
П1.5. Внешние эффекты, общественные блага и общественные цены.. 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СОСТАВ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ.. 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.. 135
П3.1. Представление исходной информации. 135
П3.2. Расчетные таблицы при оценке общественной эффективности проекта. 139
П3.3. Расчетные таблицы при оценке финансовой реализуемости проекта и эффективности участия в проекте для предприятий и их акционеров. 141
П3.4. Расчетные таблицы для оценки эффективности проекта структурами более высокого уровня 143
П3.5. Расчетные таблицы для оценки бюджетной эффективности. 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ПРОЕКТОВ.. 146
П4.1. Проекты, предусматривающие производство продукции для государственных нужд 146
П4.2. Проекты, реализуемые на действующем предприятии. 151
П4.3. Оценка эффективности инноваций и инновационных проектов. 157
П4.4. Особенности учета лизинговых операций. 164
П4.5. Проекты, реализуемые на основе соглашений о разделе продукции. 170
П4.6. Оценка эффективности финансовых проектов. 173
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ФАКТОРА ВРЕМЕНИ.. 205
П6.1. Различные аспекты фактора времени. 205
П6.2. Определение и использование коэффициентов дисконтирования и распределения 206
П6.3. Учет лагов доходов и расходов. 216
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ.. 218
П7.1. Общие положения. 218
П7.2. Исходные данные. 219
П7.3. Формулы для расчета потребностей в оборотном капитале. 220
П7.4. Особенности расчетов потребности в оборотном капитале при оценке различных видов эффективности. 223
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ИНФЛЯЦИИ И УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ НЕСКОЛЬКИХ ВАЛЮТ. 225
П8.1.Обозначения. 225
П8.2. Оценка эффективности инвестиционных проектов. 227
П8.3. Номинальные и реальные ставки валютных кредитов. 232
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. РАСЧЕТ ЗАТРАТ И НАЛОГОВ.. 234
П9.1. Виды налогов и особенности их расчета. 234
П9.2. Особенности учета некоторых видов затрат.. 234
12. Основная литература.. 237
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая третья редакция Методических рекомендаций по расчету эффективности инвестиционных проектов (далее — “Рекомендаций”) подготовлена на основании второй редакции этого документа[2], с учетом опыта его использования и изменений, произошедших за это время в российской экономике. Она заменяет вторую редакцию Рекомендаций и по сравнению с ней более адекватно отражает особенности оценки эффективности инвестиционных проектов[3] в условиях современной переходной российской экономики и содержит более полное и конкретизированное описание основных методов такого расчета.
Из особенностей нынешней российской экономики, не отраженных в зарубежных методических разработках и соответствующих им компьютерных программах, Рекомендации учитывают:
· относительно высокую и переменную во времени инфляцию, динамика которой часто не совпадает с динамикой валютных курсов;
· относительно высокую, переменную во времени и различающуюся для различных российских и зарубежных участников проекта стоимость денег, разброс и динамичность ставок дисконта, кредитных и депозитных процентных ставок;
· возможность использования в проектах нескольких валют одновременно;
· неоднородность инфляции, то есть различие по видам продукции и ресурсов темпов роста цен на них;
· специфическую роль государства, заключающуюся в:
* регулировании цен на некоторые важные для реализации многих инвестиционных проектов виды товаров и услуг;
* оказании поддержки некоторым инвестиционным проектам при общей ограниченности бюджетных средств;
· недостаточную эффективность рынков, в особенности рынка ценных бумаг и недвижимости, и как следствие — существенное различие между “справедливой” и рыночной стоимостью ценных бумаг и имущества;
· значительную неопределенность исходной информации для оценки инвестиционных проектов и высокий риск, связанный с их реализацией;
· сложность и нестабильность налоговой системы;
· отличие от западной системы бухгалтерского и статистического учета.
По сравнению со второй редакцией в настоящих Рекомендациях:
· Большее внимание уделено расчету общественной эффективности, являющемуся основным для некоторых типов проектов.
· Более полно изложены методы расчета эффективности проектов, в частности, подробнее освещены методы учета инфляции и различных аспектов фактора времени.
· Методы учета факторов риска и неопределенности уточнены и приближены к используемым в экономически развитых странах.
· Учтены особенности оценки эффективности некоторых видов проектов.
· Уточнены определения основных понятий.
· Излагаемые методы и примеры их использования скорректированы с учетом требований Налогового Кодекса РФ.
Как и во второй редакции, Рекомендации не ставят перед собой цели описать конкретные алгоритмы оценки эффективности во всех случаях, которые могут встретиться на практике. Для учета особенностей оценки отдельных типов инвестиционных проектов органы государственного управления и коммерческие структуры могут разрабатывать соответствующие методические документы, базируясь на общих положениях Рекомендаций.
Рекомендации основываются на существующих нормативных документах, прежде всего, на Федеральном законе “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25 февраля 1999 года № 39 – ФЗ (с последующими изменениями) и Налоговом Кодексе РФ. По мере появления новых нормативных документов (например, при изменении налогового законодательства или системы бухгалтерского учета) отдельные приведенные в Рекомендациях положения и процедуры могут потребовать корректировки, однако принципы и методы оценки эффективности инвестиционных проектов при этом сохранятся.
В настоящее время методы оценки эффективности инвестиционных проектов используются также при оценке стоимости имущества и бизнеса. Поэтому при подготовке Рекомендаций учитывались также определения и требования российских, европейских и международных стандартов оценки.
Рекомендации состоят из двух частей: основного текста и приложений. В приложения вынесены необходимые пояснения, разделы, включающие важный, но более специальный материал, примерные формы ряда расчетных таблиц[4] и некоторые примеры. Примеры (в в основном тексте и приложениях) служат для иллюстрации теоретических положений и потому весьма упрощены (в том числе — в части исчисления налогов).
Авторы выражают глубокую благодарность Е.Р.Орловой, Г.А.Панферову, Э.И.Позамантиру, принявшим весьма продуктивное участие в обсуждении Рекомендаций, а также О.Б.Еремину, С.В.Лившиц, Б.Г.Литвину, И.М.Матерову, В.Ю.Леушину, А.Ю.Петрову, М.С.Розману, А.Г.Свинаренко, предоставившим ценные материалы, предложения и замечания в процессе их разработки.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ
1.1. Методические Рекомендации содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов.
В этих целях Рекомендации предусматривают:
· унификацию терминологии и перечня показателей эффективности проектов, разрабатываемых различными проектными организациями, а также подходов к их определению;
· систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к предпроектным и проектным материалам при рассмотрении расчетов эффективности инвестиционных проектов, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;
· рационализацию расчетов показателей эффективности, сближение расчетного механизма с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике;
· установление требований к экономическому сопоставлению вариантов технических, организационных и финансовых решений, разрабатываемых в составе отдельного инвестиционного проекта;
· учет особенностей реализации отдельных видов инвестиционных проектов, обусловливающих использование нестандартных методов оценки эффективности.
1.2. Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, а также для органов государственной власти и управления, участвующих в разработке, экспертизе и реализации проектов.
При привлечении сторонних проектно-изыскательских организаций Рекомендации могут являться основой для формулирования требований к технико‑экономическим расчетам и обоснованиям при выдаче этим организациям заданий на разработку проектных материалов.
1.3. Рекомендации используются для:
· оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов;
· оценки эффективности участия хозяйствующих субъектов в проектах;
· принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов;
· сравнения альтернативных (взаимоисключающих) проектов или вариантов проекта;
· оценки экономических последствий реализации конкретного проекта;
· оценки экономических последствий отбора для реализации группы инвестиционных проектов из некоторой их совокупности при наличии финансовых и других ограничений ;
· подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований и бизнес-планов инвестиционных и инновационных программ и проектов;
· принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации проектов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
Рекомендации могут быть использованы в качестве основы для создания нормативно-методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов инвестиционных проектов, учитывающих их специфику.
Ряд методических положений Рекомендаций может быть использован также в оценочной деятельности, при оценке имущества и бизнеса.