Антикризисное управление: функции, первоочередные методы. Процедуры банкротства организаций
Антикризисное управление — это анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Под функциямиуправления понимается совокупность видов деятельности, специальных обязанностей, направленных на осуществление задач, обусловленных целями управления. Каждая из общих функций включает совокупность конкретных повторяющихся видов управленческой деятельности, обязанностей (конкретных функций), обусловленных специфичностью структуры управления.
Прогнозирование в антикризисном управлении;
Организация в антикризисном управлении;
Регулирование в антикризисном управлении;
Координация в антикризисном управлении;
Стимулирование в управлении кризисными ситуациям;
Контроль в антикризисном управлении.
Первоочередными методами антикризисного управления являются «латание дыр» и недопущение банкротства. Подобное положение дел не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Поэтому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово-экономического состояния.
диагностика финансового состояния предприятия (анализ и оценка имущественного положения предприятия, анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия, оценка финансовой устойчивости предприятия);
- анализ внешних и внутренних факторов с целью выявления причин кризиса;
- формирование стратегии и программы работ по выходу из кризиса;
- мероприятия по выходу из кризисной ситуации - погашение просроченной кредиторской задолженности или ее реструктуризация на продолжительный период времени;
- реорганизация финансово-хозяйственной деятельности (реструктуризация предприятия (ликвидация нерентабельных и неплатежеспособных структур внутри предприятия; привлечение форм заемных средств на развитие предприятия; сокращение непроизводственных издержек производства; списание активов с баланса предприятия; совершенствование механизма управления и повышение конкурентоспособности; ужесточение контроля за расходованием денежных средств; интеграция капитала за счет сливания с другими фирмами; привлечение инвестиций; разработка и внедрение систем управленческого учета, бюджетирование и т.д.);
- разработка программ по предотвращению кризисов в будущем.
Реорганизационные (оздоровительные) и ликвидационные процедуры банкротства. Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на реорганизационные и ликвидационные.
К реорганизационным процедурам относятся:
¾ внешнее управление имуществом предприятия-должника – процедура, направленная на сохранение деятельности предприятия. Она вводится на предприятии решением хозяйственного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется путем передачи функций по управлению несостоятельным предприятием антикризисному управляющему;
¾ досудебная санация – процедура, согласно которой собственник предприятия, кредитор и заинтересованный в деятельности предприятия инвестор оказывают финансовую помощь предприятию-должнику;
¾ наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.
К ликвидационным процедурам относятся:
¾ принудительная ликвидация предприятия-должника по решению хозяйственного суда;
¾ добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.
¾ Реорганизационные (оздоровительные) и ликвидационные процедуры банкротства. Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на реорганизационные и ликвидационные.
К реорганизационным процедурам относятся:
¾ внешнее управление имуществом предприятия-должника – процедура, направленная на сохранение деятельности предприятия. Она вводится на предприятии решением хозяйственного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется путем передачи функций по управлению несостоятельным предприятием антикризисному управляющему;
¾ досудебная санация – процедура, согласно которой собственник предприятия, кредитор и заинтересованный в деятельности предприятия инвестор оказывают финансовую помощь предприятию-должнику;
¾ наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.
К ликвидационным процедурам относятся:
¾ принудительная ликвидация предприятия-должника по решению хозяйственного суда;
¾ добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.