Вопрос № 6. Сборы пошлины и платы. Специальные налоговые режимы
Специальный налоговый режим - особый порядок расчетов с бюджетом, установленный для некоторых категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов, а также представления налоговой отчетности по ним. Специальные налоговые режимы предусматриваются для:.
1) субъектов малого бизнеса;
2) крестьянских (фермерских) хозяйств;
3) юридических лиц - производителей сельхозпродукции;
4)отдельных видов предпринимательской деятельности.
Для каждого из названных методов оговариваются условия их применения: эпизодичность деятельности, место, характер предпринимательской деятельности, величина дохода, количество осуществляемых видов деятельности, использование наемных работников.
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса не распространяется на некоторые виды деятельности, как-то: производство подакцизной продукции, финансовые услуги, недропользование, реализация нефтепродуктов, ряд лицензируемых видов деятельности, на филиалы, представительства, дочерние и зависимые предприятия юридических лиц.
При ведении предпринимательской деятельности, носящей эпизодический (менее одного месяца), для налоговых расчетов используется разовый талон - документ, удостоверяющий право применения специального налогового режима и факт расчета с бюджетом. При исчислении налога по патенту (в размере установленной ставки к заявленному доходу) уплата также производится равными долями. На этой основе специальный налоговый режим оформляется для индивидуальных предпринимателей. При этом критериями соответствия являются:
1) не использование труда наемных работников;
2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;
3) ограничение годового оборота определенной величиной.
Исчисление налогов по упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту обложения (квартальному доходу) определенной законом ставки налогов, дифференцированно: для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса - юридических лиц.
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе уплаты единого земельного налога, включающего индивидуальный подоходный налог от деятельности по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, НДС, земельный налог, налог на транспортные средства и имущество. Объектом обложения единым земельным налогом является оценочная стоимость земельного участка, исчисляется налог по ставке 0,1% к этой стоимости.
Плательщики единого земельного налога не освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога, облагаемого у источника от других- видов деятельности, социального налога, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Плательщики уплачивают половину налога не позднее 20 октября, а вторую половину - не позднее 20 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Специальный налоговый режим для юридических лиц производителей сельскохозяйственной продукции распространяется на субъектов, деятельность которых связана с использованием земли для производства, переработки и реализации такой продукции, а также продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства, предоставлению услуг производителям сельхозпродукции по обработке земли, посеву, уборке урожая. Данный налоговый режим осуществляется на основе патента, в стоимость которого включается корпоративный подоходный налог, социальный налог, земельный налог, налог на имущество, на транспортные средства, на добавленную стоимость. При этом сумма налогов по патенту уменьшается на 80%. Уплата налога производится в сроки до 20 мая и 20 ноября текущего налогового периода и до 20 марта следующего налогового периода. Налогоплательщики представляют декларацию по другим обязательным платежам.
Специальный налоговый режим для отдельных видов предпринимательской деятельности распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных юридических и физических лиц), оказывающих услуги в области игорного бизнеса, боулинга, картинга, бильярда, лото. Субъекты перечисленных видов деятельности рассчитываются с бюджетом на основе фиксированного суммарного налога, который составляет 30% корпоративного подоходного налога и 70% НДС. Остальные налоги и другие обязательные платежи (включая акцизы) уплачиваются в общеустановленном порядке. Базовые минимальные и максимальные ставки фиксированного суммарного налога устанавливаются Правительством Республики Казахстан по каждому объекту налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и т.д.).
Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами. Суммы этих платежей зачисляются в доходы местных бюджетов, либо в установленных долях в бюджеты и соответствующим организациям, либо полностью поступают в распоряжении организаций, учреждений, оказывающих специальные услуги для частичного или полного возмещения их издержек, развития и совершенствования их деятельности.
Уплата сборов осуществляется по достаточно широкому кругу деятельности, включая как преимущественно финансовые аспекты и зачисляемых в местные бюджеты, так и связанные с оформлением имущественных прав, технических процедур и регистрации, фиксации определенного состояния объекта, деятельности и т.д.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки;
С точки зрения категории финансов в целом налоги являются субкатегорией, поэтому относительно финансов функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов;
Налоговая политика – система мероприятий в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития;
Налоговая система – это сложная модель поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот;
Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение позитивно влияет на процесс ценообразования, структуру потребления.
Прямые налоги занимают значительное место в поступлениях государственного бюджета, являются мощными рычагами выравнивания социально-экономического положения субъектов хозяйствования.
Список литературы:
1. Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран: Учебное пособие. – Алматы: Сөздік словарь, 2005, - 180с
2. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1996
3. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане/ Учебное пособие. - Алматы, Издательство «LEM», -2002, - 160с
4. Интыкбаева С.Ж. Фискальная политика и её роль в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана.– Алматы, Каржы-Каражат, 2002
5. Нурумов А.А. Налоги и финансы в рыночной экономике. – Астана: Елорда, 2004. – 304с.
6. Налоговый кодекс РК законом РК от 26 ноября 2010г. № 356-IV.
Методические указания к теме №6:
Студентам необходимо уяснить, в чем заключается социально-экономическая сущность налогов. Желательно схематично изобразить процесс формирование национального дохода и выделить налоги как одну из его частей, аккумулируемой государством для выполнения своих функций. Закрепить принципы налогообложения, их характерные особенности, отличающие их от других платежей. Особое внимание обратить на функции налогов, элементы налоговой системы. Результаты можно оформить в виде таблицы. Для лучшего понимания роли и места налогов в налоговой системе страны необходима работа со статистически данными. Для этого можно воспользоваться сайтом Министерства Финансов РК (www.minfin.kz). Наглядное оформление данных позволит студенту лучше понять вклад косвенных, прямых налогов, а также других обязательных платежей в бюджет страны.