Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и
гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (за- болевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование в Российской Федерации вве- дено в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан.
В связи с тем, что медицинское страхование является раз- новидностью общего страхования граждан, стороны при дого- воре медицинского страхования аналогичны договору обычного страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации.
Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Законом “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” в России созданы фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхова- ния является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Средства фонда находятся в государственной собствен- ности. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 “Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования”.
Руководство деятельностью Федерального фонда осущест- вляют правление и исполнительная дирекция во главе с испол- нительным директором, который назначается Правительством
РФ по согласованию с правлением фонда. Контроль за деятель- ностью фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда пред- ставляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государс- твенную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного меди- цинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
· обеспечение реализации Закона “О медицинском страхова- нии граждан в РСФСР”, достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
· финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта Федерации. В регионах (областях, краях, рес- публиках) могут создаваться филиалы.
Территориальный фонд создается для финансирования терри- ториальных программ обязательного медицинского страхования.
Руководство деятельностью фонда осуществляют правление и исполнительный директор. Контроль осуществляет ревизион- ная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта Федерации.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:
· аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
· осуществляет финансирование территориальной програм- мы обязательного медицинского страхования;
· осуществляет финансово-кредитную деятельность по обес- печению системы обязательного медицинского страхования;
· выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
· осуществляет контроль за своевременным и полным пос- туплением в территориальный фонд страховых взносов;
· организует банк данных по всем категориям плательщиков
страховых взносов в территориальный фонд;
· осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.
Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет:
· страховых взносов на обязательное медицинское стра-
хование по тарифу, установленному Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицин- ского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” в часть зачисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
· недоимки, пени, штрафы по взносам в ФФОМС;
· доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС;
· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате
возмещения ущерба;
· межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС.
Наряду с указанными доходами в бюджет ФФОМС зачис- ляются:
· часть единого социального налога по ставкам, установленным
законодательством РФ (за налоговые периоды до 01.01.2010 г.);
· часть единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (по нормативу 0,5%), единого налога (по нормативу 0,5%) и минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения (2%), единого сельскохо- зяйственного налога (0,2%) в установленном законодательством порядке (за налоговые периоды до 01.01.2011 г.);
· иные поступления, предусмотренные законодательством РФ.
Финансовые средства территориальных фондов обязатель- ного медицинского страхования образуются за счет:
· страховых взносов на обязательное медицинское стра- хование по установленному законодательством РФ тарифу в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
· недоимок и пеней по взносам в ТФОМС;
· доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС;
· штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате воз- мещения ущерба;
· межбюджетных трансфертов из Федерального фонда обя- зательного медицинского страхования и из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе поступлений в качестве страховых взносов на ОМС неработающего населения;
· прочие поступления, предусмотренные законодательст- вом РФ.
Наряду с указанными источниками в ТФОМС подлежат зачислению:
· часть единого социального налога по ставкам, установленным
законодательством РФ (за налоговые периоды от 01.01.2010 г.);
· части единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (по нормативу 4,5%), единого и минимального (4,5% и 18%) налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога (3,4%) в установленных законодательством размерах (за налоговые периоды от 01.01.2011 г.).
Порядок уплаты страховых взносов на обязательное ме- дицинское страхование неработающего населения в террито- риальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования.
Зачисление сумм единого социального налога и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, произ- водится на счета органов Федерального казначейства с последу- ющим перечислением этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхо- вание неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах.
Уплата страховых взносов производится ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Средства перечисляются на соответствующий счет Фе- дерального казначейства.
От уплаты взносов на обязательное медицинское страхо- вание освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей.
Контроль за своевременным и полным поступлением стра- ховых взносов в фонды возложен на Пенсионный фонд.
Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществля- ется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответс- твенно федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
Поступление средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 2007–2010 гг. и на 2009–2011 гг. и их расходование характеризуются данными табл. 11.11,11.12, 11.13, 11.14 и 11.15.