Задания для контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Учебно-методический комплекс
Направление подготовки
Землеустройство и кадастры
Профиль подготовки
Управление недвижимостью
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Екатеринбург
Содержание
Руководство по изучению дисциплины ………………………………………......3
Методические указания по выполнению контрольной работы …………………5
Курс лекций ………………………………………………………………………….7
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………41
Руководство по изучению дисциплины
Бизнес-планирование является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами ранее: «Экономика предприятия (организации)», «Маркетинг», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет». Знания, полученные в рамках дисциплины, могут быть использованы при написании дипломных работ.
Целью освоения учебной дисциплины является формирование компетенций, направленных на понимание студентами логики процесса планирования бизнеса на ближайшую и длительную перспективы с учетом многочисленных и постоянно изменяющихся условий внешней и внутренней среды, а также формирование у них практических навыков бизнес-планирования, которые могут быть использованы студентами в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
1) обеспечить получение студентами теоретических знаний о процессе бизнес-планирования;
2) способствовать формированию у экономистов системного видения деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта;
3) сформировать практические навыки планирования деятельности предприятий различных сфер экономики.
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
основные требования, предъявляемые к бизнес-планам экономических субъектов в настоящее время;
алгоритм составления бизнес-плана и содержание всех его разделов.
уметь:
собрать, сгруппировать и проанализировать информацию, характеризующую среду деятельности предприятия;
составить бизнес-план малого предприятия и провести его презентацию;
дать экспертную оценку стороннего бизнес-плана.
владеть:
навыками сбора первичной информации, разработки основных разделов бизнес-плана;
методами выполнения плановых расчетов и оценки плановых показателей.
Согласно учебному плану, на изучение дисциплины «Бизнес-планирование в управлении недвижимостью» предусмотрено 108 часов, в том числе 10 часов аудиторной работы и 98 часов на самостоятельную работу студента. Студенты обязаны самостоятельно выполнить и представить на проверку контрольную работу. Форма итогового контроля – зачет.
Учебно-методический комплекс включает в себя руководство по изучению дисциплины, методические рекомендации по выполнению контрольной работы и курс лекций.
Последовательность освоения дисциплины:
1. Изучить лекционный материал. Для самостоятельного контроля полученных в процессе изучения лекционного курса знаний рекомендуется ответить на вопросы в конце каждой темы.
2. Выполнить, оформить в соответствии с предъявляемыми требованиями и сдать на проверку контрольную работу.
3. В период сессии посещать аудиторные занятия, которые включают лекционную и практическую части. Лекционные аудиторные занятия проводятся в диалоговом режиме, т.е. совместно с лектором студенты обсуждают вопросы, вызвавшие трудности при самостоятельном изучении учебного материала.
4. Сдача зачета. До итогового испытания допускается студент, который имеет зачет по контрольной работе.
Методические указания по выполнению контрольной работы
«Бизнес-планирование в управлении недвижимостью» – практическая дисциплина, качественное изучение которой невозможно без самостоятельной творческой работы. Контрольная работа – письменное изложение знаний по вопросам изучаемой дисциплины. Контрольная работа пишется студентом с целью показать умение собирать и анализировать информацию, делать обобщения и предлагать оптимальные варианты экономических решений.
Контрольная работа должна быть выполнена в виде реферата в соответствии с настоящими методическими указаниями.
При написании контрольной работы необходимо использовать рекомендованную основную и дополнительную литературу, самостоятельно подобранные источники, электронные ресурсы.
Критерием оценки качества работы служит полнота и четкость изложения информации, а также аккуратность оформления работы. Контрольная работа, выполненная с недостатками, носящими принципиальный характер, или с существенными отклонениями от требований, изложенных в методических указаниях, возвращается студенту для доработки.
Студенты, не получившие положительной оценки выполнения контрольной работы, к сдаче зачета не допускаются.
Задания для контрольной работы
1. Ознакомьтесь с лекционным текстом и другими материалами по созданию бизнес-планов ( Дополнительные материалы на Вашей странице).
2. Изучите образцы бизнес-планов
http://books.usue.ru/Books/02_Ekonomicheskie_nauki_Kommertsiya/-Biznes_Predprinimat/ учебные пособия Сборник бизнес планов
3. Обратите внимание на пример работы, выполненной студентом ранее (в рубрике контрольная работа).
4. Условие выполнения задания: Вы являетесь представителем отдела продаж Застройщика. Во вновь построенном или строящемся объекте недвижимости первый этаж составляют нежилые помещения (выберите любой конкретно существующий объект).
Подготовьте макет бизнес-плана использования помещений выбранного объекта (для предоставления потенциальным покупателям объекта).
Обязательные элементы:
- титульный лист;
- резюме;
- характеристика продукции;
- анализ рынка сбыта;
- план маркетинга;
- производственный план;
- план менеджмента;
- SWOT-анализ;
- финансовый план;
- риски и гарантии.
Минимальные требования к содержанию каждого элемента даны в курсе лекций.
Площадь помещения – любая, в зависимости от вида деятельности.
Создание бизнес-плана может осуществляться как индивидуально, так и группами (до трех человек включительно). В этом случае разделы работы распределяются между всеми участниками: каждый из разработчиков несет индивидуальную ответственность за свой раздел. Копии работ из других источников зачтены не будут.
4. Подготовьтесь к устной презентации и защите вашего бизнес-плана при сдаче зачета. Концепция защиты – обоснование варианта использования объекта недвижимости.
Курс лекций
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Общие требования к бизнес-плану
Бизнес-план – это аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты будущей деятельности предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.
В российской практике выделяется несколько типов бизнес-планов:
- внутренний бизнес-план фирмы;
- инвестиционный бизнес-план, рассчитанный на привлечение средств со стороны;
- бизнес-план финансового оздоровления предприятия.
В рамках текущего курса акцент делается на изучение требований и методики создания инвестиционного бизнес-плана.
Существуют три основные причины использования бизнес-планирования в деятельности фирмы:
1. Сам процесс составления бизнес-плана, включая обдумывание идеи, заставляет автора объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект. План способствует предотвращению ошибок, дает возможность понять, для чего производятся те или иные действия. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов.
2. Бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет автору эффективно управлять предприятием, что, в свою очередь, является основой успеха.
3. Законченный бизнес-план является средством для сообщения идей автора другим заинтересованным лицам. Качественно разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление на людей, с которыми возможно сотрудничество: инвесторов, совладельцев, работников. Он в полной мере характеризует таланты и уровень профессионализма своего создателя.
Вопросам разработки бизнес-планов посвящено большое количество зарубежной и отечественной литературы, однако единых, жестко установленных стандартов бизнес-планирования и внешнего вида бизнес-плана не существует. Выполняя процедуры планирования, специалист оперирует набором статистических данных, однако сам процесс планирования – описание пути превращения идеи в связанную реальность – требует наряду с высокой компетентностью наличия творческих способностей.
Несмотря на важность творческого начала в создании бизнес-планов, существуют определенные принципы, которые являются общими для разработчиков бизнес-планов независимо от страны и вида деятельности:
1. Ожидаемая структура бизнес-плана включает несколько обязательных элементов, расположенных в определенной последовательности:
- титульный лист;
- резюме;
- характеристика продукции;
- характеристика действующего предприятия;
- анализ рынка сбыта;
- план маркетинга;
- производственный план;
- план менеджмента;
- финансовый план;
- риски и гарантии;
- приложения.
2. Объем основного текста бизнес-плана – не более 50 страниц, при этом объем приложений не ограничен.
3. Бизнес-план должен быть тем более убедительным и подробным, чем большую долю средств рассчитывает получить инициатор проекта от сторонних инвесторов. Недостаточно проработанный бизнес-план может вызвать у инвестора следующие выводы:
- инициатор проекта ленив;
- инициатор проекта профессионально некомпетентен;
- предлагаемый бизнес на самом деле малоэффективен, что инициатор пытается скрыть;
- по отношению к инвестору вынашиваются откровенно мошеннические планы.
4. Существует множество рекомендаций по составлению бизнес-плана, но ни одна из них не заменит обыкновенного здравого смысла. Если автор бизнес-плана считает необходимым дополнительно проработать какой-либо элемент – он, несомненно, прав.
Бизнес-план составляется группой специалистов разного профиля деятельности – технологов, экономистов, финансистов – при непосредственном координирующем участии руководителя предприятия.
Первая задача, которую должны решить разработчики, - получение и подготовка достоверной исходной информации (статистической, аналитической и прогнозной) для разработки бизнес-плана. Следует помнить, что результаты, полученные в итоге, напрямую зависят от качества исходных данных. Кроме того, любые изменения, вносимые в исходную информацию на конечной стадии создания бизнес-плана, влекут за собой пересчет практически всего проекта. Поэтому разработчикам следует очень тщательно проработать и утвердить исходные параметры, лежащие в основе последующих расчетов.
Вторая задача, стоящая перед составителями бизнес-планов, - четкое понимание целей деятельности. Только в этом случае будут найдены и оценены наиболее рациональные пути реализации поставленных целей.
Третья задача – всесторонняя оценка эффективности планируемых инвестиций.
1.2 Основы анализа бизнес-плана
Основные положения анализа:
1) Бизнес-план – это коммерческое предложение, в котором разработчик предлагает инвестору купить шанс на получение капитала за вложенные средства.
2) Бизнес-план анализируется с позиции инвестора.
3) Исследуется в основном самостоятельный документ (в отрыве от авторов/продавцов).
4) По каждому пункту дается ответ на вопрос: «Соответствует ли его качество требованиям инвестора?». После первого «нет» анализ прекращается.
5) Результатом положительного ответа на все вопросы является заключение договора инвестора с заемщиком.