Исполнительный совет (раздел 3 Статьи XII Статей Соглашения МВФ)

Исполнительный совет отвечает за ведение дел МВФ и осуществляет полномочия, которые передает ему Совет управляющих. Заседания Исполнительного совета проводятся несколько раз в неделю под председательством Директора-распорядителя. Ввиду того, что Совет управляющих широко пользуется своим правом передачи функций Исполнительному совету, последний принимает решения по всем важным вопросам текущей деятельности МВФ.

Исполнительный совет принимает решения по вопросам толкования Соглашения МВФ в тех случаях, когда в рамках отношений МВФ и одного из его членов значение определенной нормы принимает спорный характер (раздел (a) Статьи XXIX Статей Соглашения МВФ). По запросу члена МВФ решение Исполнительного совета может быть передано на проверку в Совет управляющих. Подлежащее проверке решение сначала поступает в Комитет по толкованию, решение которого имеет силу решения Совета управляющих, если только последний не примет иное решение большинством в 85% голосов своих членов (раздел (b) Статьи XXIX Статей Соглашения МВФ).

В состав Исполнительного совета входит 5 директоров, которые назначаются от стран с наибольшими квотами (США, Япония, ФРГ, Великобритания и Франция), они же – назначенные директора, и дополнительные директора, которые избираются остальными членами (избранные директора). Трое из числа избранных директоров представляют каждый свою страну (Россию, Китай и Саудовскую Аравию). Остальные избранные директора избираются, как правило, региональной группой государств-членов МВФ, которые представляет соответствующий директор. В соответствии с разделом 3(b)(ii) Статьи XII Статей Соглашения МВФ в состав Исполнительного совета должно входить 15 избранных директоров. Однако количество избранных директоров может быть изменено Советом управляющих. В настоящее время (на январь 2015 года) в Исполнительный совет входит 19 избранных директоров[28]. Изменчивость численности остальных директоров объясняется тем фактом, что 179 государствам, которые не имеют «постоянного» директора, сложно договориться о кандидатурах (лишь) 15 директоров.

Распределение голосов в Исполнительном совете соответствует распределению голосов в Совете управляющих, при этом директора, избранные группой стран, пользуются голосами всех стран, которыми они были избраны (раздел 3(i) Статьи XII Статей Соглашения МВФ). Следовательно, каждый член имеет представляющий его голос также в Исполнительном совете.

Пример Австрия, Беларусь, Бельгия, Венгрия, Косово, Люксембург, Словакия, Словения, Турция и Чехия избрали одного директора. Он представляет группу этих государств в Исполнительном совете МВФ. Этот директор имеет голоса избравших его стран, на которые в совокупности приходится 4,97% голосов в Исполнительном совете.

Исполнительные директора в известном смысле занимают промежуточное место между управляющими, которые являются политическими представителями государств-членов МВФ (министры финансов и председатели центральных банков), и персоналом МВФ, который никак не зависит от членов фонда. Исполнительные директора назначаются либо избираются членами МВФ. Следовательно, они представляют соответствующие государства-члены и могут действовать на основании полученных от них распоряжений. Однако поскольку исполнительные директора получают зарплату непосредственно от МВФ и исполняют свои должностные обязанности по месту нахождения фонда (раздел 3(g) Статьи XII Статей Соглашения МВФ), на практике в них видят скорее представителей самого МВФ, а не государств, которые избрали / назначили этих директоров.

Директор-распорядитель и персонал (раздел 4 Статьи XII Статей Соглашения МВФ)

Директор-распорядитель управляет текущей деятельностью МВФ в соответствии с инструкциями Исполнительного совета. Кроме того, он является председателем Исполнительного совета, но, по общему правилу, не имеет права голоса, кроме как в случаях одинакового распределения голосов «за» и «против». Директор-распорядитель также возглавляет персонала МВФ.

Директор-распорядитель избирается Исполнительным советом. Он не может быть управляющим или исполнительным директором. По молчаливой договоренности США и европейских государств директор-распорядитель МВФ всегда назначается европейскими странами, президента же Всемирного банка назначают США. С 2011 года этот пост занимает Кристин Лагард, бывшая министр экономики и финансов Франции.

Персонал МВФ — это порядка 2 600 работников. Как и директор-распорядитель, работники МВФ подотчетны исключительно фонду и не могут действовать в соответствии с распоряжениями национальных правительств.

Выработка решений

При голосовании в Совете управляющих или в Исполнительном совете голоса взвешиваются в соответствии с вышеуказанным распределением голосов между государствами – членами МВФ. Избранные директора не могут поделить свой голос соразмерно числу членов, которыми они были избраны, и голосуют только один раз. Решения принимаются простым большинством (раздел 5(с) Статьи XII Соглашения МВФ). Однако в отношении ряда важных решений предусмотрено квалифицированное большинство; так, например, решение об изменении квот или количества исполнительных директоров должны приниматься большинством в 85% всех голосов (раздел 2(с) Статьи III либо раздела 3(b) Статьи XII Статей Соглашения МВФ). В таких случаях США имеют право вето, поскольку им принадлежит около 17% голосов. На практике большинство решений МВФ принимается консенсусом, т.е. до формального голосования доходит нечасто.

Функции МВФ

Задача

В Республике Новоландия у власти находится Президент, которого поддерживают военные и верхушка общества. Президент реализует многочисленные амбициозные инфраструктурные проекты и значительно наращивает государственный аппарат. Необходимое финансирование удалось привлечь только за счет существенного увеличения государственного долга. Для недопущения банкротства страны в 2001 году президент обратился в МВФ, членом которого является Новоландия, с просьбой о предоставлении финансовой помощи в форме кредита «стенд-бай». После консультаций с МВФ министр финансов Новоландии направил директору-распорядителю МВФ письмо о намерениях, в котором пообещал провести экономические реформы, среди прочего, сократить численность персонала в государственном секторе и провести приватизацию государственных предприятий. Это письмо о намерениях было включено в соглашение между МВФ и Новоландией, в котором были зафиксированы точные условия предоставления кредита.

В 2004 году Президент проиграл выборы в своей стране, и к власти пришло новое правительство. Выигравшая партия в ходе предвыборной борьбы обещала немедленно прекратить политику приватизации и сокращения штата государственных служащих. Теперь министр финансов хотел бы знать, станет ли выполнение предвыборных обещаний нарушением обязательств Новоландии перед МВФ, и просит Вас дать экспертное заключение по данному вопросу.

A) Общие принципы

В соответствии со Статьей I Статей Соглашения МВФ фонд преследует шесть целей, которые наряду с аспектами собственно валютной политики охватывают общие цели в сфере экономической политики.

«Статья I Соглашения МВФ

Цели Международного валютного фонда:

(i) Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

(ii) Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

(iii) Способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

(iv) Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

(v) За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

(vi) В соответствии с вышеизложенным, сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Во всей своей политике и решениях Фонд руководствуется целями, изложенными в настоящей Статье.»

Из перечня целей, предусмотренного Статьей I Статей Соглашения МВФ, явно следует, что МВФ должен был стать инструментом решения проблем межвоенного периода: предполагалось создание учреждения, обеспечивающего международный механизм для консультаций и совместной работы (раздел (i) Статьи I). Девальвация валют в целях получения преимущества в конкуренции не допускалась (раздел (iii) Статьи I). Диспропорции в платежных балансах должны исправляться за счет общих ресурсов фонда без применения (односторонних) мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на международном уровне (раздел (v) Статьи I). Одновременно подчеркивается значение международной валютной системы для мировой торговли, занятости и роста (разделы (ii) и (iv) Статьи I). Стабильность валют и упорядоченный валютный режим были для создателей МВФ не ценностями сами по себе, а средством достижения определенных целей экономической политики.

Как уже упоминалось выше, фактический круг задач МВФ заметно изменился с момента его создания в 1944 году. Так, изначально (главная) задача МВФ –обеспечение стабильности обменных курсов – за истекшее время стала неактуальной. Современные задачи МВФ охватывают в основном финансовую поддержку государств – членов МВФ путем предоставления кредитов, преимущественно развивающимся странам и странам с переходной экономикой, а также контроль за политикой государств-членов МВФ.

Наши рекомендации