Тема 5. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
Экономики
1. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
2. Регулирование официальной учетной ставки - один из инструментов денежно-кредитного регулирования
3. Политика обязательных резервов и ее место в системе денежно-кредитного регулирования
4. Операции на открытом рынке: понятие, механизм проведения, виды операций
5. Практика денежного таргетирования.
Литература:
1. Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);
2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2001 года N 190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня»
3. Учебник «Банковское дело» // под ред. Г.Г. Коробовой-М.,2004
4. Долан Э. Дж.,Кэмпбелл Колин Д., Кэмпбелл Розмари ДЖ. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика”, Пер. с англ. Л. 1996 г.
5. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.- М., 1999г и др.
1. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы, и характер операций коммерческих банков.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центральных банков различных стран, а также Национального Банка РК являются:
• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики и представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков.
• официальная ставка рефинансирования: Национальный Банк Казахстана устанавливает в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий. Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей. Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.
• ставки вознаграждения: Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным видам банковских операций в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики (путем установления коридора ставок: нижняя ставка- ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка-ставка по предоставлению кредитов. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Национальный Банк использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок и укрепления курса национальной валюты.
• операции на открытом рынке (купля-продажа Национальным Банком государственных обязательств и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки). Кроме этого Национальный Банк Казахстана в соответствии с целями денежно-кредитной политики вправе осуществлять выпуск краткосрочных нот как в национальной, так и в иностранной валюте.
• валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге. Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно-кредитной политики.
• прямые количественные ограничения по операциям банков. Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.
• установление ориентиров роста денежной массы. Национальный Банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
• займы Национального Банка: порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.
Предметом залога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана.
2. Официальная учетная ставка (ставка рефинансирования) служит важным инструментом регулирования денежного обращения
Ставка рефинансирования — это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.
Применение этого инструмента базируется на том, что коммерческие банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы путем привлечения средств центрального банка. Повышение ставки рефинансирования, естественно, делает рефинансирование, осуществляемое центральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.
Этот инструмент монетарной политики — самый старый. В США он применяется с 1913 г. Используется он и в нашей стране, более того, на первых порах (в начальный период развития двухуровневой банковской системы в РК) это было единственное активно применяемое средство в деятельности Национального Банка. В то же время с точки зрения действенности изменения учетной ставки проигрывают по сравнению с операциями на открытом рынке.
Центральные банки регулируют уровень и структуру учетных ставок двумя способами.
1) через прямое установление ставок по кредитам центрального банка;
2) через контроль над отдельными ставками банков.
В первом случае влияние регулирующих мер носит более общий характер, так как, устанавливая, например, официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения ресурсов банками, в значительной мере формируя стоимость денег. Чем выше учетная ставка, тем выше стоимость финансирования банковских операций, тем при прочих равных условиях ниже спрос на кредит и реальные масштабы денежной массы в обращении. Во втором случае влияние регулирующих мер носит достаточно узкий характер, так как с его помощью устанавливается стоимость отдельных видов кредитов или операций отдельных кредитных учреждений.
На практике зависимость между ставками по кредитам центрального банка и банковских ставок по кредитам принимает форму достаточно устойчивого соотношения.
Кроме того учетная ставка (ставка рефинансирования) – процентная ставка, которую Центральный банка взимает в свою пользу при учете (покупке) ценных бумаг (например при учете векселей). Официальная учетная процента - важнейший элемент косвенного регулирования денежного кредитного рынков в стране.
3. К числу монетарных факторов, влияющих на абсолютный уровень инфляции, относятся минимальные резервные требования центральных банков к коммерческмим банкам.
Практически во всех европейских странах резервные требования первоначально вводились прежде всего с целью увеличения степени ликвидности банковской системы, хотя в наше время ставится более утонченная цель — использовать этот фактор для денежно-кредитного регулирования долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Роль резервов заключается не в том, что они могут служить фондом ликвидности, а в возможностях регулирования кредитно-финансовой политики центральных банков.
Согласно банковскому законодательству РК минимальные резервные требования - это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно-конвертируемой валютах (резервные активы).
Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных резервных требований - это доля в процентах от суммы обязательств банка.
Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату ( см.Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года № 38 «Об утверждении Правил о минимальных резервных требованиях»)
Повышение резервной нормы на несколько процентных пунктов снижает величину избыточных резервов и значение банковского мультипликатора, в результате чего возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги уменьшаются.
Пример. При ставке минимальных резервов rr 20% (или 0,2) к сумме банковских депозитов DD 100 тыс. тенге объем обязательных резервов RR составит 20 тыс. тенге., а объем избыточных резервов ER — 80 тыс. тенге. При допущении, что вся сумма избыточных резервов используется банками для кредитования, величина денежного мультипликатора MMult будет равна 1 : 0,2 = 5, а максимальное расширение денежной массы ^ MS в результате мультипликации текущих счетов составит 5 * 80 000 = 400 000 тенге.
^ MS = MMult * ER = 1/ 0,2 * 0,8 * 100 000 = 400 000 тенге.
При увеличении rr до 30% объем избыточных резервов сократится до 70 000 тенге., денежный мультипликатор уменьшится до 3,33, а максимальное расширение денежной массы ^MS составит только 233 333,33 тенге.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы XX в., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран.
Норма минимальных резервов может изменяться в зависимости как от конъюнктуры, так и от вида и величины вкладов.
Таким образом, манипулируя уровнем минимальных резервных требований, можно добиться «сжатия» денежной массы. Резервные требования, обеспечивая ликвидность банковской системы, служит одновременно задаче регулирования денежной массы или количества денег в обращении.
3. Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. В период высокой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно занимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредственное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают частные лица или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкладов, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения MS. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приводит к увеличению MS.
Впервые этот инструмент начал применяться в США в 20-х годах XX в. В настоящее время операции на открытом рынке считаются ключевым средством контроля денежного предложения. Операции на открытом рынке более гибки чем минимальные резервы, к тому же минимальные резервы сродни налогам, нельзя их увеличивать до бесконечности.
Экономической основой действенности операций центрального банка на открытом рынке является его монопольное положение в качестве создателя кредитных ресурсов для банковской системы в целом. При данном уровне спроса на ресурсы центрального банка именно его политика в отношении условий предоставления кредитов и операций на открытом рынке определяет реальный объем предложения банковских ресурсов. Операции на открытом рынке увеличивают (при покупке ценных бумаг) или уменьшают (в случае продажи ценных бумаг) объем собственных резервов банков и банковской системы в целом, что отражается по цепочке на стоимости кредита — объеме спроса — величине денежной массы. Таким образом, антиинфляционный эффект операций на открытом рынке проявляется в случае продажи центральным банком ценных бумаг.
Операции на открытом рынке используются центральными банками всех развитых капиталистических стран, но не в одинаковых масштабах. Существует целый ряд препятствий их интенсивному применению: неразвитость вторичного рынка ценных бумаг; недостаточность средств для проведения операций в нужных масштабах.
5. Кроме традиционных методов регулирования денежного обращения центральные банки используют еще один метод - таргетирование.
Таргетирование- установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.
Способы таргетирования различаются в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежных агрегатов.
Впервые публикацию целевых показателей денежных агрегатов начала в 1974 г. ФРГ. Основа установления целевых показателей в ФРГ была заложена еще в 1967 г. Законом о содействии стабильности, в рамках которого были определены ориентиры таких макроэкономических показателей, как уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. Распространению практики установления такого рода ориентиров для регулирования денежного обращения способствовали в 70-е годы значительное ускорение инфляции, обострившее проблему замедления темпов роста денежной массы, и введение режима плавающих валютных курсов, ослабившее влияние внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы были установлены в США, в 1976 г.— во Франции, в 1977 г. — в Великобритании и Японии. В настоящее время целевые ориентиры публикуются во многих странах (в начале 80-х от них отказались центральные банки Японии и Канады).
Таргерирование представляет собой установление прямых ограничений изменению денежной массы, но ограничений, носящих индикативный характер. Оно может «работать» даже в форме установления центральным банком не контрольных цифр, а простых прогнозов (как это было в Японии в 1979 г.). Степень реализации такого рода контроля зависит от двух моментов:
1) от того, насколько соблюдение установленных ориентиров подкрепляется применением иных методов регулирования;
2) от того, насколько велико доверие рынка к потенциальной способности центрального банка применить находящиеся в его распоряжении методы регулирования для достижения этих ориентиров.
Тем самым действенность установления целевых ориентиров ставится в зависимость от эффективности применения прочих методов регулирования и состояния денежного обращения, во многом определяющего как твердость намерений центрального банка, так и реакцию рынка.
Существует и обратная связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других методов регулирования денежного обращения, используемых центральным банком. Она состоит в том, что наблюдение за соответствием реальной динамики денежной массы установленным ориентирам позволяет достаточно точно определить, когда возникает необходимость вмешательства регулирующих органов.
Собственный механизм воздействия целевых ориентиров заключается в изменении под влиянием намеченных ориентиров инфляционных ожиданий индивидуальных участников денежного рынка и экономических контрагентов вообще. Возможно важнейшим дополнительным каналом воздействия политики денежных ориентиров, через который можно непосредственно уменьшить инфляционное давление, является воздействие объявленных целей на инфляционные ожидания в обществе. Поскольку величина инфляционных ожиданий является одним из факторов, определяющих рыночную стратегию индивидуумов, последние корректируют собственные меры приспособления к инфляции в соответствии с целевыми ориентирами. Производители разрабатывают с учетом инфляционных ожиданий не только возможный уровень цен на свою продукцию, но и стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций; потребители меняют в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции масштабы и структуру потребления, соотношение сберегаемой, потребляемой и инвестируемой частей доходов и т. д. Конкуренция и рыночный механизм формируют из индивидуальных денежных показателей их средний уровень, характеризующий общие для экономики темпы инфляции.
Специфика механизма воздействия целевых ориентиров на состояние денежной сферы обусловливает невозможность использования этого метода регулирования в краткосрочном плане. Центральные банки применяют таргетирование исключительно в целях долгосрочной стабилизации денежного обращения. Сами показатели устанавливаются, как правило, в расчете на год, хотя могут подвергаться ежеквартальной корректировке. Долгосрочность воздействия целевых ориентиров на состояние денежной сферы предопределяет важность выработки стратегии использования этого метода регулирования, которая должна соответствовать и общим целям регулирования, и экономической конъюнктуре, и особенностям развития денежного обращения. Известные в теории стратегии сводятся к следующему:
• регулирование может быть направлено на достижение стабильных темпов прироста денежной массы;
• обеспечение умеренных темпов прироста денежной массы;
• снижение темпов прироста денежной массы;
• ограничение краткосрочных колебаний денежной массы.
Показателями, применяемыми при установлении целевых ориентиров роста денежной массы являются денежные агрегаты.