Капитальные вложения и их классификация
Капитальные вложения – это долговременные затраты, связанные с расширенным воспроизводством основных фондов, т.е. это затраты, связанные с новым строительством, реконструкцией и техническим перевооружением действующих объектов, с приобретением трансп. средств, техники, оборудования, закладкой многолетний насаждений и прочие подобные затраты.
Таким образом, в состав капитальных вложений включаются затраты на: 1) строительно-монтажные работы; 2) приобретение оборудования, инструмента, инвентаря; 3) прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.).
Капитальные вложения обеспечивают воспроизводство основных фондов в заранее выбранных форме и составе. Оцениваются капитальные вложения с позиций конечного результата, т.е. по фактическим затратам для застройщика. Неверный подход к оценке капитальных вложений на предприятиях приводит к нерациональному использовали финансовых ресурсов, увеличению сроков их окупаемости .
Различают капитальные затраты производственного и непроизводственного назначения.
С помощью капитальных вложений производственного назначения осуществляются строительство и приобретение основных фондов в сфере материального производства, от эксплуатации которых предприятие получает прибыль.
С помощью вложений непроизводственного назначения осуществляется строительство объектов непроизводственной сферы, от эксплуатации которых предприятие прибыли не получает (жилищный фонд, детские дошкольные учреждения)
Помимо этого капитальные вложения различают по субъектам:
- централизованные (связаны с реализаций гос.инвестиционных программ, в их финансировании принимают участие органы государственной власти);
- нецентрализованные (осуществляются самими субъектами хозяйствования за счет собственных и заемных средств).
Технологическая классификация:
- затраты на строительно-монтажные работы;
- затраты на приобретение оборудование, инструментов и инвентаря;
- прочие работы и затраты.
По формам собственности инвесторов:
- государственные;
- муниципальные;
- частные;
- общественных и религиозных организаций;
- смешанная.
По источникам финансирования:
- за счет собственных средств (прибыль, амортизация);
- за счет привлеченных средств (бюджеты федерального, регионального и местного уровней);
- за счет заемных средств.
По отраслям экономики:
- промышленность;
- строительство;
- сельское хозяйство;
- транспорт;
- ЖКХ.
Планирование капитальных вложений и источников их финансирования.
Этапы планирования капитальных вложений и источников их финансирования:
1. Составление титульного списка, в котором отражается перечень строящихся объектов с указанием даты начала строительства и его окончания, сметной стоимости, объем работ на год и весь период, способ строительства.
2. Заключение архитектурной службы, службы охраны природы, землеустроительной службы о согласии строительства на территории предприятия. Эти службы устанавливают пригодность местности и территории для строительства.
3. Составление расчета сметной стоимости строительства. Смета составляется на все виды работ на основе сметных норм стоимости работ и данных о физическом объеме.
4. Определение способа и стоимости строительных работ, которые выполняются хозяйственным или подрядным способом.
Источники финансирования капитальных вложений:
1. Собственные:
- первоначальные взносы учредителей;
- выручка от реализации имущества;
- амортизационные отчисления.
Для расчета суммы плановой амортизации основные фонды группируются по видам и группам, и определяется их среднегодовая стоимость.
Сср = Снач год+Ссргод вводимая.-Ссргод выб.
Ссргод ввод. = Сввод.*Кол-во мес.эксплуатац/12
Ссргод выб. = Свыб*Кол-во мес.не эксплуатац/12
Норма аморт = Сумма амортиз/Сумма стоимости фондов*100%
Плановая сумма А = Сср*На.
2. Заемные:
- банковские долгосрочные кредиты (необходимо подсчитать эффективность – срок окупаемости);
- ссуды других кредиторов под векселя и иные долговые обязательства;
- денежные средства, полученные от размещения облигационных займов;
- лизинг.
3. Привлеченные:
- денежные средства от продажи собственных акций;
- паевые и иные взносы юр. и физ.лиц;
- бюджетные средства (на возвратной основе – в пределах кредитов, на безвозвратной – если объекты включены в перечень строек для государственных нужд).
25. Сущность метода планирования и прогнозирования финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы организации - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.
Финансовое планирование – это планирование доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения непрерывности процесса производства и его развития. В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятия сами разрабатывают свои финансовые планы, руководствуясь единой целью – достижение высокой эффективности хозяйствования. В процессе финансового планирования большое внимание уделяется финансовым ресурсам предприятия.
Задачи планирования финансовых ресурсов:
- обеспечение нормального кругооборота денежных средств;
- выявление резервов и мобилизация ресурсов для эффективного использования доходов предприятия;
- соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
- выполнение обязательств перед бюджетом, ВБФ, банками, СК;
- контроль за финансовым состоянием предприятия.
Объектом такого планирования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Итогом – финансовый план.
Этапы планирования:
- анализ финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия;
- расчет конкретных видов доходов и расходов предприятия;
- балансирование доходов и расходов.
Методы планирования:
1. Метод экстраполяции - определение финансовых показателей на основе их динамики, исходя из показателей отчетных периодов и темпов изменения производства.
2. Нормирование – определение показателей с учетом норм и нормативов.
3. Математическое моделирование – расчет с помощью финансовых моделей, которые учитывают реальные экономические и социальные процессы.
4. Балансовый – согласование направлений расходования ресурсов с источниками их формирования.
Принципы финансового планирования:
- обеспечение соответствия потребностям рынка;
- соответствие сроков получения и использования денежных средств;
- обеспечение возможности маневрирования денежными средствами;
- обеспечение рационального вложения капитала;
- поддержание платежеспособности предприятия;
- обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
Виды планирования:
- стратегическое (на перспективу с учетом стратегических целей);
- текущее (баланс доходов и расходов на год);
- оперативное (платежный календарь, налоговый и кассовый план).
Прогнозирование включает стратегия и тактику.
Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия включает опр. набор правил и ограничений для принятия решений. Она позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, кот. не противоречат данной стратегии. После достижения цели ставят новые цели, разрабатывают новую стратегию.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели. В конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых методов и приемов управления.
26. Финансовый план, его содержание и порядок составления.
Финансовое планирование является важнейшей составной частью планирования на предприятии. Финансовый план (или система финансовых планов) - один из основных разделов бизнес-плана, который является планом развития предприятия и разрабатывается как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития.
Финансовый план составляется на год. Для целей выявления предпринимательского потенциала предприятия, оценки эффективности вложений капитала, долгосрочный финансовый план разбивается на более короткие периоды времени – полугодие, квартал, месяц - и может называться краткосрочным (оперативным) финансовым планом.
Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:
1) Анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе ведущих финансовых документов - балансе, отчета о прибылях и убытках, отчете о движении наличности;
2) Долгосрочное финансовое планирование;
3) Оперативное финансовое планирование.
Целью долгосрочного финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные планы (бюджеты). Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, анализа безубыточности и некоторые другие.
Основой краткосрочного (оперативного) планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов предприятия, которые, как правило, выступают в форме сметы доходов и расходов. Бюджеты решают задачи распределения ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия.
При составлении финансового плана производится конкретная увязка каждого виды вложений, отчислений и источника финансирования. Для этого составляется проверочная таблица: вертикаль – направления использования финансовых ресурсов, горизонталь – источники их финансирования.
Сначала заполняются итоговые строки, а затем графы каждого вида расходов и источники финансирования. Данная таблица позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям, определить резервы формирования денежных средств.