Порядок прогноза инфляции
Для начала необходимо установить, к какой категории инфляции относится проект:
– если приняты меры для уменьшения влияния инфляции на потребность в финансировании, то для проектов второй категории следует использовать минимально возможный уровень инфляции (например, производить расчет в текущих ценах). Для проектов первой категории из всех обоснованных прогнозов инфляции следует выбирать максимальный;
– если такие меры не приняты, то наряду с описанными предельными прогнозами инфляции необходимо рассмотреть сценарии, связанные с наиболее быстрым (из реально прогнозируемых) снижением инфляции от принятой максимальной до принятой минимальной величины;
– оценить нижний предел возможных изменений одной из характеристик изменения валютного курса (например, цепных индексов внутренней инфляции иностранной валюты), в том числе из соображений соотношения долларовых цен на продукцию: по проекту и существующих (внутри страны и за рубежом).
Помимо этого, финансовая реализуемость и эффективность проекта должны проверяться при различных уровнях инфляции в рамках оценки чувствительности проекта к изменению внешних условий.
При прогнозе инфляции следует учитывать официальные сведения, а также экспертные и прочие оценки, учитывающие дефлятор ВНП, и (или) индексы цен по достаточно большой «корзине» постоянного состава.
18. Эффективность инвестиций: понятие и виды.
Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую среду, степени вовлечения трудовых ресурсов и т.п. Однако центральное место в этих оценках принадлежит эффективностиинвестиционного проекта.
В общем случае под эффективностью инвестиционного проекта понимают соответствие полученных от проекта результатов — как экономических (в частности прибыли), так и внеэкономических (снятие социальной напряженности в регионе) — и затрат на проект. Согласно «Методическим рекомендациям...», эффективность инвестиционного проекта— это категория, отражающая соответствие проекта,порождающего этот инвестиционный проект, целям и интересам участников проекта, под которыми понимают; субъекты инвестиционной деятельности (рассмотрены выше) и общество в целом.
«Методические рекомендации...» выделяют два вида эффективности:
1) эффективность проекта в целом;
2) эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом. Она оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость инвестиционного проекта с точки зрения экономической эффективности, вне зависимости от финансовых возможностей его участников. При оценке эффективности проекта в целом следует учитывать его общественную значимость с учетом масштаба инвестиционного проекта. Экономические, социальные и экологические последствия реализации глобальных, народно-хозяйственных или масштабных проектов сказываются на всем обществе. Именно поэтому явность проекта в целом принято подразделять на два вида:
- общественную(социально-экономическую) эффективность проекта, оценка которой необходима для общественно значимых проектов;
- коммерческуюэффективность проекта, оценку которой проводят практически по всем реализуемым проектам.
- общественная эффективностьучитывает социально-экономические последствия реализации инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и «внешние эффекты» — социальные, экологические и иные эффекты.
Коммерческая эффективность инвестиционного проектаотражает экономические последствия его осуществления для участника проекта, в предположении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке коммерческой эффективности следует абстрагироваться от возможностей участников проекта по финансированию затрат на инвестиционный проект, условно полагая, что необходимые средства имеются.
2) Эффективность участия в проекте.Она позволяет оценить реализуемость инвестиционного проекта с учетом финансовых возможностей и заинтересованности в нем всех его участников. Данная эффективность может быть нескольких видов:
- эффективность участия предприятийв проекте (его эффективность для предприятий — участников инвестиционного проекта);
- эффективность инвестирования в акциипредприятия (эффективность для акционеров АО — участников инвестиционного проекта);
- эффективность участия в проекте структур более высокого уровняпо отношению к предприятиям — участникам инвестиционного проекта (народно-хозяйственная, региональная, отраслевая и т.п. эффективности);
- бюджетнуюэффективность инвестиционного проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Общая схема оценки эффективности инвестиционного проекта.Прежде всего определяется общественная значимость проекта, а затем в два этапа проводится оценка эффективности инвестиционного проекта.
На первом этаперассчитываются показатели эффективности проекта в целом. При этом:
1) для локальных проектов (которые не относятся к общественно значимым проектам) оценивается только их коммерческая эффективность — если она оказывается отрицательной, то проект не рекомендуется к реализации; если коммерческая эффективность локального проекта положительная, то переходят ко второму этапу оценки;
2) для общественно значимых проектов оценивается сначала их общественная эффективность:
- если такая эффективность неудовлетворительная, то проект не рекомендуется к реализации и не может претендовать на государственную поддержку.
- если же общественная эффективность общественно значимого проекта оказывается приемлемой, то переходят к оценке его коммерческой эффективности
При анализе коммерческой эффективности общественно значимых проектов возможны различные варианты:
- коммерческая эффективность положительная — в этом случае переходят ко второму этапу оценки;
- коммерческая эффективность отрицательная. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого проекта необходимо рассмотреть различные варианты его поддержки (снижение налоговой нагрузки, предоставление льготных режимов реализации продукции и т. п.), которые позволили бы повысить коммерческую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня. Если в результате такой поддержки удается повысить коммерческую эффективность до приемлемого уровня, то переходят ко второму этапу оценки. Если же и при поддержке проекта не удается достичь положительного уровня коммерческой эффективности, то проект не рекомендуется к реализации.
Еслиусловия и источники финансирования общественно значимых проектов уже известны, то их коммерческую эффективность можно не оценивать. Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников, определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них. Если длякакого-то участника проекта эффективность его участия в инвестиционномпроекте окажется отрицательной, значит, у него отсутствуют финансовые возможности для обеспечения реализации проекта. В этом случае он должен отказаться от участия в проекте. При положительной величине оценок эффективности участия в проекте конкретного субъекта хозяйственной деятельности этот проект принимается.
Виды инвестиций по объектам:
- В денежные активы;
- В физические активы;
- В нематериальные активы.
Вложения в создание основных фондов – это реальные инвестиции, в ценные бумаги и депозиты – финансовые виды инвестиций. Инновационными инвестициями называются вложения в мероприятия научного прогресса, программы переобучения кадров и т.д.
Реальные виды инвестиций различаются по уровню риска, с которым они, естественно, сопряжены. Так, при замещении материально-технической базы риск небольшой и связан с качеством объекта. А вот риск при вложениях в ценные бумаги уже существенный, так как при этом вступает в действие конъюнктура рынка ценных бумаг и макроэкономическая обстановка.
Виды инвестиций по формам собственности:
- Государственные;
- Частные;
- Совместные;
- Иностранные.
По периоду бывают краткосрочные и долгосрочные инвестиции, а по степени связанности – взаимосвязанные, альтернативные, независимые.
Эффективность инвестиций подразумевает собой степень достижения оптимальных результатов при наименьших вложениях. Финансовый проект, успешный в целом, может быть невыгодным для отдельных участников.
Эффективность инвестиций в этом случае определяет соотношение вложенного в проект капитала к полученным средствам за счет реализуемого проекта и остающихся собственных издержек. Этот показатель оценивается как количественными, так и качественными параметрами.
Виды эффективности:
- Эффективность проекта в общем;
- Эффективность участия в данном проекте.
Последний показатель рассчитывается, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта и поисков источников инвестирования. Эффективность инвестиций определяется технологическими, техническими и организационными решениями. Это возможно при исследовании проекта на протяжении всего его цикла, моделировании потоков ресурсов, продукции, денежных средств, сопоставлении результатов и затрат с ориентацией на получение ожидаемого дохода.
Руководство выбирает самые приемлемые показатели для конкретных условий, но выбранное решение не обязательно должно совпадать с идеальным по максимальному критерию чистого дохода.
19. Экономическая оценка инвестиций. Основные методы оценки инвестиций.
Под экономической оценкойпроекта в западной практике принято понимать социально-экономическую значимость проекта, то есть оценку экономической выгоды, которую проект принесет обществу, конкретной группе населения, конкретному региону и т.д. Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов предлагается выполнять следующие принципы оценки эффективности:
* рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла – от проведения проектных исследований до прекращения проекта;
*моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;
* сопоставимость условий реализации различных проектов;
*учет только предстоящих затрат и поступлений;
*учет фактора времени – в первую очередь неравноценность разновременных затрат и результатов, предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат, динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения;
*сравнение «с проектом» и «без проекта», так как сравнение положений до проекта и после проекта не учитывает изменений, которые произошли без проекта, ведет к неточному подсчету затрат и выгод от проекта;
*анализ всех существенных последствий проекта – как экономических, так и внеэкономических;
*учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала (нормы дисконта);
*многоэтапность оценки, то есть на различных стадиях разработки и осуществления проекта(обоснование проекта, выбор схемы финансирования, мониторинг осуществления проекта) эффективность определяется заново;
*учет влияния инфляции;
*анализ влияния неопределенности и риска, сопровождающих реализацию проекта;
*учет поступления средств от амортизации в течение срока жизни проекта;
учет изменений общепроизводственных, административных, коммерческих расходов;
*учет альтернативной стоимости, которую могут иметь недогруженные мощности.
Методы оценки экономической эффективности инвестиций
· Статические методы
· Динамические методы
Статические методы
Методы оценки экономической эффективности инвестиций подразделяются на две группы: статические методы и динамические методы.
Статические методы – наименее трудоемкие, упрощенные. Диапазон расчетов здесь ограничен одним периодом – предполагается, что затраты и результаты будут одинаковыми из периода в период. Область применения статических методов – принятие решения о покупке той или иной машины, оборудования, производственной линии, замена изношенной техники. Исходным параметром для экономических расчетов служит производительность, мощность оборудования. Ограниченность этих методов состоит в том, что в расчетах не учитывается фактор времени.
К статическим методам оценки экономической эффективности относятся методы сопоставления: общих экономических затрат; экономической прибыли; рентабельности и срока окупаемости.
Статическое сопоставление общих экономических затрат применяют тогда, когда одинакового результата можно достичь с помощью различных вложений. Общие экономические затраты S равны сумме явных затрат (текущие, включая амортизационные отчисления К/n) и альтернативных затрат ( неполученные проценты на усредненную величину вложенного капитала i x K/2). Расчет производится по формуле:
S = С + K/n + i x K/2,
где S – общие экономические затраты данного периода, ден. ед.;
С – текущие затраты (без амортизации), ден. ед.;
K – единовременные затраты, вложенный капитал, ден. ед.;
n – число периодов эксплуатации, лет;
i – процентная ставка в десятичном виде.
Экономическая прибыль рассчитывается, исходя из выручки данного периода за вычетом общих экономических затрат.
Относительный показатель рентабельность – отношение прибыли к вложенному капиталу, – позволяет сопоставить проекты разного масштаба между собой, а также с доходностью других видов деятельности и средней доходностью финансовых инструментов в целом. Целесообразно инвестировать тогда, когда рентабельность данного варианта капиталовложений по крайней мере больше банковской процентной ставки.
Статистический срок окупаемости показывает число лет, за которые вложенный капитал К окупится через прибыль. Этот критерий отражает риск инвестирования. Риск состоит в том, что в расчетах используют исходные данные, исходя из текущей ситуации. С течением времени обстановка может изменится, поэтому чем короче срок окупаемости, тем меньше вероятность просчетов в планировании будущих доходов и, соответственно, ниже риск их неполучения.
Статическими критериями выбора наиболее эффективного варианта инвестиций являются:
· минимум общих экономических затрат;
· максимальная прибыль и рентабельность;
· короткий срок окупаемости.
В расчетах эффективности для корректного сравнения вариантов необходимо обеспечить их сопоставимость по факторам:
· объем выпуска – для вариантов оборудования с разной производительностью оценивают удельные затраты (в расчете на 1 тонну или 1 руб. продукции, 1 нормо-час, 100 км и т.д.);
· качество продукции – учитывают в ценах и сравнивают ожидаемую прибыль;
· время – неравные по длительности инвестиционные проекты, разновременные притоки и оттоки средств можно сопоставить, применяя динамические методы оценки экономической эффективности.
Динамические методы
Динамические методы оценки эффективности применяют тогда, когда объем продаж, выручка, себестоимость и прочие составляющие притоков и оттоков средств изменяются из периода в период – как, например, при создании предприятия, когда диапазон планирования невозможно ограничить одним, отдельно взятым отрезком времени. Динамические методы основаны на теории денежных потоков и учитывают фактор времени. К ним относятся:
· метод дисконтированной стоимости;
· метод наращенной стоимости;
· метод аннуитета.
Наиболее распространенным динамическим методом оценки эффективности является метод дисконтированной (приведенной) стоимости, а критериями служат следующие показатели эффективности:
· чистый денежный приток;
· чистая дисконтированная стоимость (или текущая приведенная стоимость, чистый дисконтированный доход);
· индекс доходности;
· период возврата капитала или дисконтированный срок окупаемости.
20.Цели и задачи инвестиционной политики.
Предпринимательская и инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство способно существенно затормозить или ускорить инвестиционные процессы. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.
Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.
Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.
Тесно связана с инвестиционной политикой амортизационная политика государства. Устанавливая порядок использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:
1) нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ;
2) амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального назначения;
3) всем предприятиям должна быть предоставлена возможность осуществления ускоренной амортизации;
4) амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.
Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач и механизма их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др.
Для реализации разработанной инвестиционной политики необходим четкий механизм, который предусматривает:
· создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
· выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
· определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики, различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики и разрабатывается на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективы.
Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия. При разработке инвестиционной политики на предприятии ведущими являются следующие принципы: экономическое обоснование инвестиций; нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических целей предприятия; учет инфляции и факторов риска; формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации на основе имеющихся ресурсов; выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций. Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.
Грамотная инвестиционная политика предопределяет рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин и оборудования, модернизация и строительство зданий, сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции.
В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:
· во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;
· во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.
Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.
Инвестирование социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.
Основными направлениями повышения эффективности использования различных механизмов государственной инвестиционной политики являются:
· создание эффективной системы мониторинга всех форм осуществления государственной инвестиционной политики, обеспечивающей возможности оценки на заданном временном интервале бюджетной эффективности поддержки конкретного предприятия;
· обеспечение комплексности и согласованности государственных мер поддержки на уровне конкретных предприятий, сокращение сроков принятия решений и четкая фиксация временных рамок и последовательности их принятия;
· разработка согласованных на местном и федеральном уровне мер стимулирования инвестиционной деятельности (к примеру, путем определения концепции промышленной политики). Это включает: обеспечение единства базовых критериев предоставления поддержки и основных требований по предоставляемой информации, консолидацию ресурсов на конкретных перспективных направлениях.
Таким образом, роль государственной инвестиционной политики должна заключаться, прежде всего, в создании необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата, условий инвестирования для частного капитала и способствовать, таким образом, увеличению притока частных инвестиций. При этом использование государственных инвестиций должно быть направлено на реализацию следующих целей:
1) создание страховых и гарантийных фондов, предназначенных для снижения инвестиционных рисков, повышения надежности и гарантированности частных инвестиций, в том числе иностранных (т.е. инвестиций в фонды, служащие обеспечением в процессе привлечения более масштабных частных инвестиций);
2) обеспечение создания и развития инфраструктурных элементов и «локомотивных» производств, которые в наибольшей степени стимулируют ускоренное развитие народнохозяйственных комплексов (т.е. инвестирование непосредственно в объекты народного хозяйства).