Порядок прогноза инфляции

Для начала необходимо установить, к какой категории инфляции относится проект:

– если приняты меры для уменьшения влияния инфляции на потребность в финансировании, то для проектов второй категории следует использовать минимально возможный уровень инфляции (например, производить расчет в текущих ценах). Для проектов первой категории из всех обоснованных прогнозов инфляции следует выбирать максимальный;

– если такие меры не приняты, то наряду с описанными предельными прогнозами инфляции необходимо рассмотреть сценарии, связанные с наиболее быстрым (из реально прогнозируемых) снижением инфляции от принятой максимальной до принятой минимальной величины;

– оценить нижний предел возможных изменений одной из характеристик изменения валютного курса (например, цепных индексов внутренней инфляции иностранной валюты), в том числе из соображений соотношения долларовых цен на продукцию: по проекту и существующих (внутри страны и за рубежом).

Помимо этого, финансовая реализуемость и эффективность проекта должны проверяться при различных уровнях инфляции в рамках оценки чувствительности проекта к изменению внешних условий.

При прогнозе инфляции следует учитывать официальные сведения, а также экспертные и прочие оценки, учитывающие дефлятор ВНП, и (или) индексы цен по достаточно большой «корзине» постоянного состава.

18. Эффективность инвестиций: понятие и виды.

Инвестиционные проекты можно оценивать по многим критериям — с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую среду, степени вовлечения трудовых ресурсов и т.п. Однако центральное место в этих оценках принадлежит эффективностиинвестиционного проекта.

В общем случае под эффективностью инвестиционного проекта понимают соответствие полученных от проекта результатов — как экономических (в частности прибыли), так и внеэкономических (снятие социальной напряженности в регионе) — и затрат на проект. Согласно «Методическим рекомендациям...», эффективность инвестиционного проекта— это категория, отражающая соответствие проекта,порождающего этот инвестиционный проект, целям и интересам участников проекта, под которыми понимают; субъекты инвестиционной деятельности (рассмотрены выше) и общество в целом.

«Методические рекомендации...» выделяют два вида эффективности:

1) эффективность проекта в целом;

2) эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом. Она оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость инвестиционного проекта с точки зрения экономической эффективности, вне зависимости от финансовых возможностей его участников. При оценке эффективности проекта в целом следует учитывать его общественную значимость с учетом масштаба инвестиционного проекта. Экономические, социальные и экологические последствия реализации глобальных, народно-хозяйственных или масштабных проектов сказываются на всем обществе. Именно поэтому явность проекта в целом принято подразделять на два вида:

  • общественную(социально-экономическую) эффективность проекта, оценка которой необходима для общественно значимых проектов;
  • коммерческуюэффективность проекта, оценку которой проводят практически по всем реализуемым проектам.
  • общественная эффективностьучитывает социально-экономические последствия реализации инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и «внешние эффекты» — социальные, экологические и иные эффекты.

Коммерческая эффективность инвестиционного проектаотражает эко­номические последствия его осуществления для участника проекта, в пред­положении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке ком­мерческой эффективности следует абстрагироваться от возможностей участ­ников проекта по финансированию затрат на инвестиционный проект, условно полагая, что необходимые средства имеются.

2) Эффективность участия в проекте.Она позволяет оценить реализуе­мость инвестиционного проекта с учетом финансовых возможностей и заин­тересованности в нем всех его участников. Данная эффективность может быть нескольких видов:

  • эффективность участия предприятийв проекте (его эффективность для предприятий — участников инвестиционного проекта);
  • эффективность инвестирования в акциипредприятия (эффективность для акционеров АО — участников инвестиционного проекта);
  • эффективность участия в проекте структур более высокого уровняпо отношению к предприятиям — участникам инвестиционного проекта (народно-хозяйственная, региональная, отраслевая и т.п. эффективнос­ти);
  • бюджетнуюэффективность инвестиционного проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Общая схема оценки эффективности инвестиционного проекта.Прежде всего определяется общественная значимость проекта, а затем в два этапа про­водится оценка эффективности инвестиционного проекта.

На первом этаперассчитываются показатели эффективности проекта в це­лом. При этом:

1) для локальных проектов (которые не относятся к общественно значи­мым проектам) оценивается только их коммерческая эффективность — если она оказывается отрицательной, то проект не рекомендуется к реализации; если коммерческая эффективность локального проекта положительная, то переходят ко второму этапу оценки;

2) для общественно значимых проектов оценивается сначала их общественная эффективность:

  • если такая эффективность неудовлетворительная, то проект не рекомендуется к реализации и не может претендовать на государственную поддержку.
  • если же общественная эффективность общественно значимого проекта оказывается приемлемой, то переходят к оценке его коммерческой эффективности

При анализе коммерческой эффективности общественно значимых проектов возможны различные варианты:

  • коммерческая эффективность положительная — в этом случае переходят ко второму этапу оценки;
  • коммерческая эффективность отрицательная. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого проекта необходимо рассмотреть различные варианты его поддержки (снижение налоговой нагрузки, предоставление льготных режимов реализации продукции и т. п.), которые позволили бы повысить коммерческую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня. Если в результате такой поддержки удается повысить коммерческую эффективность до приемлемого уровня, то переходят ко второму этапу оценки. Если же и при поддержке проекта не удается достичь положительного уровня коммерческой эффективности, то проект не рекомендуется к реализации.

Еслиусловия и источники финансирования общественно значимых проектов уже известны, то их коммерческую эффективность можно не оценивать. Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансиро­вания. На этом этапе уточняется состав участников, определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них. Если длякакого-то участника проекта эффективность его участия в инвестиционномпроекте окажется отрицательной, значит, у него отсутствуют финансовые возможности для обеспечения реализации проекта. В этом случае он должен отказаться от участия в проекте. При положительной величине оценок эффек­тивности участия в проекте конкретного субъекта хозяйственной деятельности этот проект принимается.

Виды инвестиций по объектам:

- В денежные активы;

- В физические активы;

- В нематериальные активы.

Вложения в создание основных фондов – это реальные инвестиции, в ценные бумаги и депозиты – финансовые виды инвестиций. Инновационными инвестициями называются вложения в мероприятия научного прогресса, программы переобучения кадров и т.д.

Реальные виды инвестиций различаются по уровню риска, с которым они, естественно, сопряжены. Так, при замещении материально-технической базы риск небольшой и связан с качеством объекта. А вот риск при вложениях в ценные бумаги уже существенный, так как при этом вступает в действие конъюнктура рынка ценных бумаг и макроэкономическая обстановка.

Виды инвестиций по формам собственности:

- Государственные;

- Частные;

- Совместные;

- Иностранные.

По периоду бывают краткосрочные и долгосрочные инвестиции, а по степени связанности – взаимосвязанные, альтернативные, независимые.

Эффективность инвестиций подразумевает собой степень достижения оптимальных результатов при наименьших вложениях. Финансовый проект, успешный в целом, может быть невыгодным для отдельных участников.

Эффективность инвестиций в этом случае определяет соотношение вложенного в проект капитала к полученным средствам за счет реализуемого проекта и остающихся собственных издержек. Этот показатель оценивается как количественными, так и качественными параметрами.

Виды эффективности:

- Эффективность проекта в общем;

- Эффективность участия в данном проекте.

Последний показатель рассчитывается, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта и поисков источников инвестирования. Эффективность инвестиций определяется технологическими, техническими и организационными решениями. Это возможно при исследовании проекта на протяжении всего его цикла, моделировании потоков ресурсов, продукции, денежных средств, сопоставлении результатов и затрат с ориентацией на получение ожидаемого дохода.

Руководство выбирает самые приемлемые показатели для конкретных условий, но выбранное решение не обязательно должно совпадать с идеальным по максимальному критерию чистого дохода.

19. Экономическая оценка инвестиций. Основные методы оценки инвестиций.

Под экономической оценкойпроекта в западной практике принято понимать социально-экономическую значимость проекта, то есть оценку экономической выгоды, которую проект принесет обществу, конкретной группе населения, конкретному региону и т.д. Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов предлагается выполнять следующие принципы оценки эффективности:

* рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла – от проведения проектных исследований до прекращения проекта;

*моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;

* сопоставимость условий реализации различных проектов;

*учет только предстоящих затрат и поступлений;

*учет фактора времени – в первую очередь неравноценность разновременных затрат и результатов, предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат, динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения;

*сравнение «с проектом» и «без проекта», так как сравнение положений до проекта и после проекта не учитывает изменений, которые произошли без проекта, ведет к неточному подсчету затрат и выгод от проекта;

*анализ всех существенных последствий проекта – как экономических, так и внеэкономических;

*учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала (нормы дисконта);

*многоэтапность оценки, то есть на различных стадиях разработки и осуществления проекта(обоснование проекта, выбор схемы финансирования, мониторинг осуществления проекта) эффективность определяется заново;

*учет влияния инфляции;

*анализ влияния неопределенности и риска, сопровождающих реализацию проекта;

*учет поступления средств от амортизации в течение срока жизни проекта;

учет изменений общепроизводственных, административных, коммерческих расходов;

*учет альтернативной стоимости, которую могут иметь недогруженные мощности.

Методы оценки экономической эффективности инвестиций

· Статические методы

· Динамические методы

Статические методы

Методы оценки экономической эффективности инвестиций подразделяются на две группы: статические методы и динамические методы.

Статические методы – наименее трудоемкие, упрощенные. Диапазон расчетов здесь ограничен одним периодом – предполагается, что затраты и результаты будут одинаковыми из периода в период. Область применения статических методов – принятие решения о покупке той или иной машины, оборудования, производственной линии, замена изношенной техники. Исходным параметром для экономических расчетов служит производительность, мощность оборудования. Ограниченность этих методов состоит в том, что в расчетах не учитывается фактор времени.

К статическим методам оценки экономической эффективности относятся методы сопоставления: общих экономических затрат; экономической прибыли; рентабельности и срока окупаемости.

Статическое сопоставление общих экономических затрат применяют тогда, когда одинакового результата можно достичь с помощью различных вложений. Общие экономические затраты S равны сумме явных затрат (текущие, включая амортизационные отчисления К/n) и альтернативных затрат ( неполученные проценты на усредненную величину вложенного капитала i x K/2). Расчет производится по формуле:

S = С + K/n + i x K/2,

где S – общие экономические затраты данного периода, ден. ед.;

С – текущие затраты (без амортизации), ден. ед.;

K – единовременные затраты, вложенный капитал, ден. ед.;

n – число периодов эксплуатации, лет;

i – процентная ставка в десятичном виде.

Экономическая прибыль рассчитывается, исходя из выручки данного периода за вычетом общих экономических затрат.

Относительный показатель рентабельность – отношение прибыли к вложенному капиталу, – позволяет сопоставить проекты разного масштаба между собой, а также с доходностью других видов деятельности и средней доходностью финансовых инструментов в целом. Целесообразно инвестировать тогда, когда рентабельность данного варианта капиталовложений по крайней мере больше банковской процентной ставки.

Статистический срок окупаемости показывает число лет, за которые вложенный капитал К окупится через прибыль. Этот критерий отражает риск инвестирования. Риск состоит в том, что в расчетах используют исходные данные, исходя из текущей ситуации. С течением времени обстановка может изменится, поэтому чем короче срок окупаемости, тем меньше вероятность просчетов в планировании будущих доходов и, соответственно, ниже риск их неполучения.

Статическими критериями выбора наиболее эффективного варианта инвестиций являются:

· минимум общих экономических затрат;

· максимальная прибыль и рентабельность;

· короткий срок окупаемости.

В расчетах эффективности для корректного сравнения вариантов необходимо обеспечить их сопоставимость по факторам:

· объем выпуска – для вариантов оборудования с разной производительностью оценивают удельные затраты (в расчете на 1 тонну или 1 руб. продукции, 1 нормо-час, 100 км и т.д.);

· качество продукции – учитывают в ценах и сравнивают ожидаемую прибыль;

· время – неравные по длительности инвестиционные проекты, разновременные притоки и оттоки средств можно сопоставить, применяя динамические методы оценки экономической эффективности.

Динамические методы

Динамические методы оценки эффективности применяют тогда, когда объем продаж, выручка, себестоимость и прочие составляющие притоков и оттоков средств изменяются из периода в период – как, например, при создании предприятия, когда диапазон планирования невозможно ограничить одним, отдельно взятым отрезком времени. Динамические методы основаны на теории денежных потоков и учитывают фактор времени. К ним относятся:

· метод дисконтированной стоимости;

· метод наращенной стоимости;

· метод аннуитета.

Наиболее распространенным динамическим методом оценки эффективности является метод дисконтированной (приведенной) стоимости, а критериями служат следующие показатели эффективности:

· чистый денежный приток;

· чистая дисконтированная стоимость (или текущая приведенная стоимость, чистый дисконтированный доход);

· индекс доходности;

· период возврата капитала или дисконтированный срок окупаемости.

20.Цели и задачи инвестиционной политики.

Предпринимательская и инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство способно существенно затормозить или ускорить инвестиционные процессы. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.

Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Тесно связана с инвестиционной политикой амортизационная политика государства. Устанавливая порядок использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

1) нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ;

2) амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

3) всем предприятиям должна быть предоставлена возможность осуществления ускоренной амортизации;

4) амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач и механизма их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др.

Для реализации разработанной инвестиционной политики необходим четкий механизм, который предусматривает:

· создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

· выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

· определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики, различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики и разрабатывается на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективы.

Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия. При разработке инвестиционной политики на предприятии ведущими являются следующие принципы: экономическое обоснование инвестиций; нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических целей предприятия; учет инфляции и факторов риска; формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации на основе имеющихся ресурсов; выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций. Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Грамотная инвестиционная политика предопределяет рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин и оборудования, модернизация и строительство зданий, сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции.

В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:

· во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;

· во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.

Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.

Инвестирование социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.

Основными направлениями повышения эффективности использования различных механизмов государственной инвестиционной политики являются:

· создание эффективной системы мониторинга всех форм осуществления государственной инвестиционной политики, обеспечивающей возможности оценки на заданном временном интервале бюджетной эффективности поддержки конкретного предприятия;

· обеспечение комплексности и согласованности государственных мер поддержки на уровне конкретных предприятий, сокращение сроков принятия решений и четкая фиксация временных рамок и последовательности их принятия;

· разработка согласованных на местном и федеральном уровне мер стимулирования инвестиционной деятельности (к примеру, путем определения концепции промышленной политики). Это включает: обеспечение единства базовых критериев предоставления поддержки и основных требований по предоставляемой информации, консолидацию ресурсов на конкретных перспективных направлениях.

Таким образом, роль государственной инвестиционной политики должна заключаться, прежде всего, в создании необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата, условий инвестирования для частного капитала и способствовать, таким образом, увеличению притока частных инвестиций. При этом использование государственных инвестиций должно быть направлено на реализацию следующих целей:

1) создание страховых и гарантийных фондов, предназначенных для снижения инвестиционных рисков, повышения надежности и гарантированности частных инвестиций, в том числе иностранных (т.е. инвестиций в фонды, служащие обеспечением в процессе привлечения более масштабных частных инвестиций);

2) обеспечение создания и развития инфраструктурных элементов и «локомотивных» производств, которые в наибольшей степени стимулируют ускоренное развитие народнохозяйственных комплексов (т.е. инвестирование непосредственно в объекты народного хозяйства).

Наши рекомендации