Страхование как экономическая категория
В соответствии с действующим законодательством[1] страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [ст.2].
Настоятельная потребность в такой защите общества всегда была очевидной на огромной территории страны, подверженной природным, техногенным, транспортным и иным рискам. Но на практике (да и в теории) страхование рассматривалось лишь как дополнение к мерам государственной финансовой помощи, т.е. как не первостепенный элемент социально-экономических отношений. Значительный период истории советского государства был связан с почти беспредельным господством государственной собственности, что только порождало на многие десятилетия иждивенческую психологию руководителей предприятий и организаций к проблемам сохранности собственности и возмещения в случае необходимости ущерба. При доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за её сохранность страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции. Долгие годы страхование как вид экономической деятельности недооценивалось, страхованию предпочитали выделение натуральных и финансовых ресурсов из общегосударственных резервных фондов, что вполне устраивало отраслевые министерства, предприятия и объединения, пострадавшие от стихии.
Поскольку страхование – это отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств, часто содержание страховой науки отождествлялось только с исследованием именно денежной первоосновы страхования. Экономическая категория «страхование», находясь в подчиненной связи с категорией «финансы», должно было повторять и функции финансов – распределительную и контрольную, выражавшие по сути не его, страхования, общественное назначение, а финансов. Поэтому распределительная функция финансов в сфере страхования «вынуждена» была «распадаться» на рисковую, сберегательную и предупредительную функции.
Трансформационные процессы в российской экономике в 90-е годы прошлого столетия обусловили пересмотр содержания и места страхования в системе экономических отношений. В результате сложившаяся двухэлементная модель «финансы – кредит», как устаревшая, постепенно уступила место трехэлементной модели «финансы – страхование – кредит». Двухэлементная модель отражает долго культивируемое представление о неограниченных возможностях государственного бюджета. Страховые фонды выступали в лучшем случае как дополнение к бюджетным резервам, а в худшем – безвозмездно принудительно изымались на покрытие бюджетного дефицита, чему в немалой степени способствовал статус страхового дела как монополии государственных органов. Гиперболизация роли бюджета, подчинение его задачам организации других денежных отношений, в частности, страховых и кредитных, в конечном счете, пошло во вред бюджету. При своевременной правильной оценке места и возможностей страхования многих бюджетных прорывов можно было бы избежать.
Осознание самостоятельности категории страхования (трёхэлементная модель) влечет за собой понимание главного условия, способствующего развитию страховых отношений – демонополизации страхового дела, которая должна была способствовать его «самоутверждению» как на практике, так и в науке, что особенно важно в современных условиях хозяйствования. Отличие страхования от финансовых и кредитных отношений в теоретическом плане обосновывалось в последние десятилетия прошлого века в ряде публикаций Л.И. Рейтмана, Ю.С. Бугаева, В.В. Шахова, Е.В. Коломина, Ю.А. Сплетухова и других авторов. В период становления страхового рынка появились первые адекватные социально направленному рыночному хозяйству трактовки страхования. Приведем некоторые из них.
●Рейтман Л.И. рассматривал страхование как «совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям, организациям или для оказания денежной помощи гражданам»[2];
●Шахов В.В., выявляя принципиальное отличие страхования от финансов и кредита, подчеркивал, что «страхование – это система экономических отношений, которая включает, во-первых, образование за счет взносов юридических и физических лиц специального фонда и, во-вторых, использование этого фонда для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также оказания гражданам помощи при наступлении различных событий в их жизни»[3].
●Значительный интерес представляет подход Е.В. Коломина, предлагающего рассматривать страхование в широком и узком смысле слова.[4]
В узком понимании «страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (премий)». Именно эти отношения регулируются Законом «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992г №4015-1. В широком смысле страхование охватывает, помимо – регулируемых Законом №4015-1, также отношения, которые регулируются законами РФ в системе обязательного (социального, пенсионного и медицинского) страхования, и те отношения, которые складываются в сфере взаимного и кэптивного страхования. В этом смысле оно охватывает все отношения, выражающие создание специальных денежных фондов из взносов физических и юридических лиц и последующее их использование для возмещения убытков или обеспечения плательщиков взносов либо других лиц при наступлении оговоренных событий.
Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методовформирования целевых фондов денежных средств и их использование (перераспределение) на возмещение убытка при различных непредвиденных, случайных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. Таким образом, с экономической точки зрения страхование – это процесс перераспределения денежных средств. Наличие перераспределительных отношений позволяет поставить страхование в один ряд с такими экономическими категориями, как финансы и кредит. Но это отнюдь не означает их единообразия. Перераспределение в страховании имеет ряд своих особенностей, характеризующих страхование как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками.
Можно выделить следующие особенности, характеризующие экономическую категорию «Страхование»:
1. При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб.
2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба, понесенного одним или несколькими участниками, на всех – вовлеченных в страхование участников. Подобная замкнутая раскладка ущерба основана на вероятности того, что число пострадавших, как правило, меньше числа участников страхования.
Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд целевого назначения, формируемый за счет фиксированных взносов участников страхования. Поскольку средства этого фонда используются лишь среди участников его создания, размер страхового взноса представляет собой долю каждого из них в раскладке ущерба. Поэтому, чем шире круг участников страхования, тем меньше размер страхового взноса и тем доступнее и эффективнее становится страхование.
3. Страхование предусматривает перераспределение суммы ущерба как между территориальными единицами (территориальная раскладка), так и во времени (временна`я раскладка).
Поскольку страхователи и застрахованные объекты «привязаны» к определенной территории, то эффективное территориальное (пространственное) перераспределение страхового фонда становится возможным при достаточно большой территории и значительном числе подлежащих страхованию объектов. Только при соблюдении этого условия возможна раскладка ущерба от стихийных бедствий, охватывающих большие территории.
Раскладка ущерба во времени (или временна`я раскладка ущерба) в связи со случайным характером возникновения чрезвычайных событий выходит за рамки одного года. Чрезвычайных событий может не быть несколько лет подряд, и точное время их наступления неизвестно. Это обстоятельство порождает необходимость резервирования в благоприятные годы части поступивших страховых платежей для их использования в качестве источника возмещения ущерба в неблагоприятном году.
4.Характерной чертой страхования является возвратность мобилизованных в страховой фонд страховых платежей, которая обусловлена замкнутой раскладкой ущерба. Страховые платежи определяются на основании страховых тарифов, состоящих из двух частей – нетто-платежей и накладных расходов. Первая часть предназначена для возмещения вероятного ущерба, вторая – для содержания страховой организации, проводящей страхование. В случае наступления чрезвычайного события вся сумма нетто-платежей вернется в форме возмещения ущерба в течение принятого в расчет временного периода в том же территориальном масштабе.
3. Страховые фонды, методы[5] и формы их организации
Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку так велико, что страховые фонды неизбежно создаются в разных организационных формах, которые используются на практике и имеют собственную сферу применения.
Основными организационными формами страховых фондов являются: государственные (фонды социального страхования); фонды страховых компаний; фонды самострахования (самозащиты).
Государственные страховые фонды (внебюджетные социальные фонды) формируются как фонды социальной поддержки населения. Их источники – платежи работодателей и работников, а также государства за неработающее население. Внебюджетные фонды представляют собой специфических страховщиков, которые аккумулируют страховые платежи и распоряжаются ими. Здесь соблюдается принцип зависимости между взносами и объемом предоставляемых услуг, характерный для страхования, средства фондов используются для обеспечения граждан в соответствии с нормативами и при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях. Возможности социального страхования весьма ограничены. Поэтому ответственность за себя, свою семью в основном лежит на самих гражданах, а государство обеспечивает лишь минимум гарантий в рамках проводимой социальной политики.
Фонды страховых организаций образуются на основе передачи им функций страхования со стороны клиентов. Это ˗ коллективные страховые фонды, создаваемые на основе страховых взносов заинтересованных лиц, управляемые профессионалами и обеспечивающие страховую защиту от последствий конкретных рисков. Размеры страховых взносов и страховых выплат определяются по специальным нормативам. Средства фонда, за исключением затрат на поддержание деятельности страховой компании, предназначены для страховых выплат его участникам. Сами страховые выплаты осуществляются только при наступлении заранее оговоренных событий.
Из сказанного следует: с помощью страхования последствия определенных рисков перекладываются на страховые компании. Такое переложение риска является всегда благом для лица, страхующего свои имущественные интересы (связанные с его жизнью, здоровьем, имуществом, предпринимательской деятельностью, гражданской ответственностью). Даже – если страховой случай не наступает на протяжении действия договора, чувство защищенности страхователю обеспечено.
Фонды самострахования (самозащиты)создаются на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляют лишь акционерные общества, которым предписывается создание резервных фондов, минимальный размер которых ограничен до 5% от уставного капитала общества[6]. Метод самострахования оправдывает себя в случае возникновения небольших по размеру, часто повторяющихся, одинаковых по своей природе и возможным последствиям рискам, что позволяет определить вероятность потенциальных убытков и их последствий.
Важную роль в организации страховой защиты играют государственные страховые резервы, которые создаются в натуральной и денежной форме и предназначены для ликвидации последствий таких случайных неблагоприятных событий, как стихийные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии и пр. Так, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
– резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
– запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящихся в составе государственного материального резерва;
– резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (например, резерв медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития РФ);
– резервы финансовых и материальных ресурсов субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственные страховые резервы по методу формирования являются самозащитными, поскольку создаются на государственном уровне как инструмент самозащиты государства на случай неблагоприятных событий. Здесь нет взносов участников и раскладки ущерба между участниками страхования. Достоинством государственных страховых резервов является объем, позволяющий оказывать реальную помощь при наступлении серьезных неблагоприятных событий.
Решение проблемы защиты населения и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, уменьшение их социально-экономических и экологических последствий есть важнейшая задача современности, без которой невозможно устойчивое развитие страны.
Актуальные вопросы обеспечения безопасности территорий и поселений, их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного происхождения рассмотрены в Федеральном законе от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Ст.18 Закона провозгласила права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.
Указанный Закон преследует достижение следующих целей:
· предупреждение возникновения и развития ЧС;
· снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
· ликвидация последствий ЧС. При этом признается, что наиболее эффективные мероприятия по борьбе с ЧС те, которые направлены на их предотвращение или максимально возможное снижение уровня проявления ЧС, т.е. это профилактические меры.