Плата за дополнительные услуги

Плата за дополнительные услуги лизингодателя распреде­ляется по годам равномерно, т.е. ежегодно в состав лизинговых платежей будет включена сумма

32,0 тыс. руб. : 5 = 6,4 тыс. руб.

5. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость рассчитывается исходя из суммы платежа и ставки 18%:

1-й год: (64,0 + 57,6 + 28,8 + 6,4) х 0,18 = 28,22 тыс. руб.; 2-й год: (64,0 + 44,8 + 22,4 + 6,4) х 0,18 = 24,77 тыс. руб.; 3-й год: (64,0 + 32,0 + 16,0 + 6,4) х 0,18 = 21,31 тыс. руб.; 4-й год: (64,0 + 19,2 + 9,6 + 6,4) х 0,18 - 17,86 тыс. руб.; 5-й год: (64,0 + 6,4 + 3,2 + 6,4) х 0,18 = 14,4 тыс. руб.

Налог на имущество

При исчислении налога на имущество следует руково­дствоваться инструкцией Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет нало­га на имущество предприятий». Расчет производится еже­квартально исходя из среднегодовой стоимости имущества и ставки 2%.

Поскольку годовая сумма амортизационных отчислений со­ставляет 64,0 тыс. руб., следовательно, каждый квартал оста­точная стоимость предмета лизинга будет уменьшаться на 16 тыс. руб.

В соответствии с указанной инструкцией основные средст­ва, являющиеся составляющей объекта обложения налогом на имущество, учитываются для целей налогообложения по оста­точной стоимости.

Поскольку осуществляется расчет для каждого года лизин­га, для расчета суммы налога на имущество для каждого года договора (табл. 7.2) необходимо определить среднегодовую стоимость имущества:

для 1-го года: (320: 2 + 304 + 288 + 272 + 256 : 2) : 4 = = 288,0 тыс. руб.;

для 2-го года: (256 : 2 + 240 + 224 + 208 + 224 : 2) : 4 = = 228,0 тыс. руб.;

для 3-го года: (192 : 2 + 176 + 160 + 144 + 160 : 2) : 4 = = 164,0 тыс. руб.;

для 4-го года: (128 : 2 + 112 + 96 + 80 + 96 : 2) : 4 = = 100,0 тыс. руб.;

для 5-го года: (64 : 2 + 48 + 32 + 16) : 4 = 32,0 тыс. руб.

Таблица 7.2

Распределение суммы налога на имущество по годам (в тыс. руб.)

Год Среднегодовая стоимость имущества Сумма налога на имущество
1-й 288,0 5,76
2-й 228,0 4,56
3-й 164,0 3,28
4-й 100,0 2,0
5-й 32,0 0,64

Таблица 7.3

Расчет общего размера лизингового платежа (в тыс. руб.)

Год А ПК KB ДУ НДС   ли
1-й 57,6 28,8 6,4 28,22 5,76 190,78
2-й 44,8 22,4 6,4 24,77 4,56 166,93
3-й 32,0 16,0 6,4 21,31 3,28 142,99
4-й 19,2 9,6 6,4 17,86 2,0 119,06
5-й 6,4 3,2 6,4 14,4 0,64 95,04
Итого 160,0 80,0 32,0 107,19 16,24 714,8


Таким образом, размер ежеквартального лизингового взно­са: 714,8 тыс. руб. : 5 лет : 4 квартала = 35,74 тыс. руб. То есть в соответствии с условиями договора лизингополучатель обязан ежеквартально в течение 5 лет перечислять лизингодателю взнос в размере 35,74 тыс. руб. в сроки, определенные догово­ром (табл. 7.3).

7.3. Особенности оценки эффективности инвестиционного проекта, предусматривающие использование имущества на условиях лизинга

Одним из этапов разработки инвестиционного проекта и проектной документации является определение состава основ­ных средств, необходимых для реализации проекта. В общем случае имущество подразделяется на две группы:

• имущество, стоимость которого учитывается в инвестици­онных затратах, — собственное имущество;

• имущество, учитываемое в операционных затратах, — привлекаемое имущество.

Как правило, в состав собственного имущества включаются основные объекты производственного назначения — здания, сооружения, основное технологическое оборудование. Затраты на приобретение собственного имущества включаются в общий объем капитальных вложений и в сметную стоимость строи­тельства.

В состав привлекаемого имущества, как правило, включает­ся имущество, необходимость в котором для реализации проек­та носит временный характер. При этом проектная документа­ция предусматривает не приобретение, а аренду этого имуще­ства, соответствующие затраты включаются не в инвестицион­ные, а в операционные затраты.

Общий порядок учета собственного и привлеченного иму­щества в расчетах показателя эффективности сводится к тому, что:

• расходы, связанные с созданием, приобретением и/или ликвидацией собственного имущества, включаются в де­нежные потоки от инвестиционной деятельности. Выруч­ка от реализации выбывающего собственного имущества включается в доходы от операционной деятельности. На­числение амортизации и уплата налога на имущество про­изводятся только по собственному имуществу;

• стоимость привлеченного имущества в расчетах не ис­пользуется. Затраты, связанные с использованием при­влеченного имущества, включаются в операционные за­траты;

• расходы на аренду имущества у иностранных собственни­ков учитываются отдельно.

Особенность расчета эффективности инвестиционного про­екта при привлечении имущества на условиях аренды заключа­ется в том, что на этапе оценки эффективности инвестицион­ного проекта состав привлекаемого имущества определяется разработчиками проектной документации. На этом этапе также может рассматриваться несколько альтернативных вариантов реализации проекта, различающихся составом арендуемого имущества.

Контрольные вопросы

1.В чем заключается сущность концепции лизинга, используемо­го для обеспечения предпринимательской деятельности пред­приятия?

2.В чем заключается преимущество лизинга по сравнению с кре­дитом? Каково значение лизинга для предпринимательской деятельности?

3.Какие существуют методы определения лизинговых платежей?

4.Опишите схему лизинговой сделки.

5.Какие элементы входят в состав лизингового платежа?

Глава 8

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1-Пути развития предприятий на современном этапе

Новая экономическая система характеризуется сменой ос­новных конкурентных преимуществ, позволяющих предпри­ятиям выживать и развиваться в условиях рынка. Это проявля­ется прежде всего в усилении роли нематериальных активов, расширенном инвестировании в интеллектуальный капитал, конкурентная борьба идет не только за обладание материаль­ными ценностями и капиталом, но и за способность к разработ­ке и внедрению инноваций.

В настоящее время компании отслеживают появление но­вых научных знаний еще на этапе проведения фундаменталь­ных исследований и стремятся первыми получить результаты исследования в свое распоряжение. Таким образом на рынке интеллектуального капитала появляются все новые и новые товары и услуги.

В связи с этим одним из главных государственных приори­тетов внутренней политики ведущих мировых держав является научно-технологическое развитие. Разработка современных высоких технологий, производство на их основе новых товаров и услуг, расширение мирового товарного рынка являются од­ной из важнейших стратегических целей в сфере экономиче­ского роста.

Согласно имеющимся в США оценкам на 1 долл., вложен­ный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские Разработки (НИОКР), приходится 9 долл. роста валового внутреннего продукта (ВВП). Экономический бум 1990-х го­дов в США объясняется технологическими инновациями, при-ведцщми к появлению новых и улучшенных производствен­но-потребительских продуктов и услуг с меньшими затратами Ресурсов.

США занимают ведущее положение в мире по мощности научно-технического потенциала. Совокупные затраты США на НИОКР составляют более 250 млрд долл.

Форсированное и масштабное развитие новых технологий приводит к тому, что во всем мире экономический рост все больше определяется прогрессивными знаниями и современ­ными технологическими решениями.

Поскольку конкурентоспособность продукции в условиях глобализации экономики зависит от уровня инновационной деятельности, государство оказывает предприятиям необходи­мую помощь в этой области. Методы воздействия подразделя­ются на прямые и косвенные (рис. 8.1).



В мире основными корпоративными интересами становятся самостоятельное развитие НИОКР, создание собственной на­учно-исследовательской базы, постоянный мониторинг фунда­ментальных и прикладных исследований, эффективное ис­пользование новых научных знаний, полная интеграция науки и производства.

Инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким ре­зультирующим показателем внедренческой активности. Струк­тура затрат на инновационную деятельность носит специфиче­ский характер и свидетельствует о том, что значительные де­нежные средства направляются на увеличение основного капи­тала, а не на инновации. На приобретение новых технологий расходуется в среднем 2,4% всех затрат на инновации, а на по­лучение прав на патенты и лицензии — 0,5%.

В результате этого доля России в мировом рынке высоких технологий составляет 0,3%, тогда как на долю США прихо­дится 39%, а на долю Китая — 6%.

Экономическая наука выделяет основные характеристики экономического роста и развития:

• положение предприятия на рынке;

• наличие производственных ресурсов;

• уровень эффективности использования ресурсов;

• финансовая устойчивость;

• система управления;

• квалификация и профессионализм персонала;

• материальное стимулирование;

• инвестиционная и инновационная деятельность.

8.2. Понятие инновации и инновационного проекта

Инновация — это введение нового, она означает процесс ис­пользования новшества или изобретения. То есть новая идея, или новация, с момента принятия к распространению приобре­тает новое качество — становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. Ко­нечным результатом инновационного процесса является новая или усовершенствованная продукция или технология.

Классификация новшеств и инноваций представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Классификация новшеств и инноваций

Признак классификации Виды инноваций
1. Форма новшества 1.1. Продукт (открытие, изобретение, патент, товарный знак, торговая марка, эмблема и т.п.) 1.2. Технология (информационная, организаци- онная, производственная, научно-техническая и т.п.) 1.3. Методика (контроля, надзора, образова- тельная, управленческая, социального развития и т.п.) 1.4. Структура (венчурные организации, техно- полис, технопарк и т.п.)
2. Стадия жизнен­ного цикла продук­ции, на которой осуществляется ин­новация 2.1. Инновация на стадии маркетинга 2.2. Инновация на стадии НИОКР 2.3. Инновация на стадии производства 2.4. Инновация на стадии сервисного обслужи- вания, осуществляемого изготовителем 2.5. Инновации, интегрирующие все стадии (система сертификации, TGM и т.п.)
3. Степень новизны новшества 3.1. Радикальные (принципиально новые) 3.2. Модифицированные 3.3. Комбинированные
4. Масштаб новиз­ны 4.1. Новые в мировом масштабе 4.2. Новые в стране 4.3. Новые в отрасли 4.4. Новые для организации
5. Сфера примене­ния новшества 5.1. Новшества для собственного применения 5.2. Новшества для продажи
6. Отрасль, где вне­дряется новшество 6.1. Внедрение в сфере науки 6.2. Внедрение в сфере образования 6.3. Внедрение в материальном производстве 6.4. Внедрение в социальной сфере и в торговле
7. Эффект, получен­ный от внедрения новшества 7.1. Научно-технический 7.2. Социальный 7.3. Экономический 7.4. Коммерческий 7.5. Интегральный

Инновационная деятельность представляет собой про­цесс, направленный на превращение результатов научно-иссле­довательской деятельности в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенство­ванный технологический процесс, используемый в практиче­ской деятельности.

Термин «нововведение» означает, что новшество использу­ется, т.е. конечным результатом инновационной деятельности является превращение новшества в форму инновации. Таким образом, смысловая связь понятий «новшество» и «иннова­ция» состоит в том, что инновация — конечный результат вне­дрения новшества в целях изменения объекта управления и по­лучения экономического, социального, экологического, науч­но-технического или другого вида эффекта.

Для успешного продвижения нововведения на рынке необ­ходимо, чтобы оно обладало следующими характеристиками:

• принципиальная новизна;

• продукция должна быть патентоспособной;

• инновация должна иметь потребительную стоимость.

Понятие инновационного процесса тесно связано с поняти­ем жизненного цикла инноваций. Жизненным циклом иннова­ции называется период времени, начинающийся с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и заканчиваю­щийся моментом, когда инновация исчерпала себя на рынке.

Период жизненного цикла инновации включает следующие основные этапы:

1) базовые фундаментальные исследования;

2) научно-исследовательские работы;

3) опытно-конструкторские разработки;

4) коммерциализация и производство (осуществление мар­кетинга, бизнес-планирования, патентно-правовой защиты и т.п.);

5) продажа товара, а также лицензий и патентов;

6) завершение инновации (сворачивание производства, пе­реквалификация).

Для управления инновационным процессом необходима оп­ределенная классификация инноваций (табл. 8.2).

Дадим комментарии к табл. 8.2. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии), также не исключают созда­ния новых организационных структур в составе предприятия.

Таблица 8.2

Система инноваций и ее структура

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

Система инноваций и ее структура

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

Применение в качестве классификационного признака сис­темных характеристик предприятия означает, что предприятие рассматривается как система, трансформирующая входной ма териально-денежный поток в продукцию предприятия (выход­ной поток).

Инновации во входном материально-денежном потоке под­разумевают изменения в выборе и использовании сырья, ма­териалов, машин и оборудования, информации и др. Соответ­ственно инновации в выходном материально-денежном пото­ке означают выпуск новых изделий, предоставление новых ус­луг и др. Инновации системной структуры предприятия предполагают инновационные изменения производственной, технологической или управленческой структуры предпри­ятия.

Инновационный проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий научно-исследовательского, проектно-технологического и организационно-экономического характера, предназначенных для достижения поставленных ин­новационных задач с четко определенными целями при уста­новленном бюджете и в течение установленного срока испол­нения.

Существенным недостатком многих из имеющихся в науч­ной литературе описаний признаков и характеристик иннова­ционных проектов является отсутствие достаточно четких раз­личий между понятиями «инновационный проект» и «инвести­ционный проект». Ключевым процессом в ходе выполнения любого инвестиционного проекта является инвестирование, которое представляет собой вложения денежных средств (име­нуемых инвестициями) в целях получения дохода в будущем. Между тем можно привести примеры инновационных проек­тов, не связанных с прямыми инвестициями, — внедрение но­вой системы оплаты труда, повышающей уровень мотивации работников и производительность их труда. Главными призна­ками инновационного проекта, отличающими его от инвести­ционных проектов, являются следующие:

главной целью проекта является четко формулируемая кон­кретная инновация, понимаемая как результат его выполнения. При этом должны быть охарактеризованы осуществляемые из­менения объекта управления и описан соответствующий эф­фект (экономический, научно-технический, социальный, эко­логический и др.);

характерным признаком инновационного проекта является наличие новшества, на базе которого будет выполняться дан­ный проект. При этом новшество может разрабатываться си лами предприятия. Новшество может также приобретаться в виде технологий, патентов, документации на новый или усо­вершенствованный продукт и др. В обоих этих случаях полу­чение новшества связано с инвестициями в нематериальные активы, в первом случае это затраты предприятия на разра­ботку новшества, во втором — затраты на приобретение нов­шества.

Наконец, новшество может быть получено предприятием на безвозмездной основе — в ходе изучения специалистами пред­приятия научной литературы, участия в конференциях и сове­щаниях по обмену опытом, на основе личных контактов со спе­циалистами других предприятий и др. В качестве примера можно привести переход на новые образовательные стандарты, осуществленный в 2000 г. российскими вузами. В данном слу­чае новшество представляло собой содержание новых образо­вательных стандартов по каждой специальности.

Другими характерными признаками инновационного проек­та являются следующие:

• срок выполнения проекта;

• ограниченность требуемых ресурсов;

• неповторимость проекта и новизна для предприятия, ко­торое реализует проект;

• правовое и организационное обеспечение (специфиче­ская организационная структура на время реализации проекта);

• разграничение с другими проектами предприятия. Признаки, связанные с ограничениями по срокам, объему и

составу используемых ресурсов, отделяют понятие инноваци­онного проекта от понятия общего инновационного процесса. Инновационные процессы на предприятии могут осуществ­ляться не только в виде инновационных проектов. В этом слу­чае может быть сформулирована только конечная цель, без оп­ределения четких сроков и объема выделяемых ресурсов. В виде такого процесса на подавляющем большинстве россий­ских предприятий происходит внедрение информационных технологий на базе персональных компьютеров.

При изучении процессов разработки и реализации новых технологий необходимо проводить разграничение между инно-вационными и инвестиционными проектами (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Отличие между инновационными и инвестиционными проектами

Отличительные признаки Инновационные проекты Инвестиционные проекты
Основное определение Инновация (нововведе­ние) — это конечный ре­зультат инновационного процесса, реализованно­го на рынке интеллекту­альной продукции Инвестиция — это де­нежные средства, цен­ные бумаги, иное иму­щество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкла­дываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта
Жизненный цикл Начинается с НИОКР Начинается после НИОКР
Этапы реализации Выбор стратегии инно­вационного развития. Получение новых науч­ных знаний. Разработка технологии, способов, методов производства и ноу-хау. Обеспечение патентно-лицензионной защиты. Продажа ли­цензии Выбор стратегии техни­ко-экономического раз­вития. Разработка про-ектно-сметной докумен­тации. Формирование бизнес-плана. Эксплуа­тация объекта
Основные методы оценки Перспективность инно­вации: техническая при­меняемость технологии; коммерциализуемость, динамика показателей оценки влияния иннова­ции на результативные показатели хозяйствен­ной деятельности пред­приятия Статические и динами­ческие методы оценки; анализ и оценка влия­ния инвестиционного проекта на эффектив­ность хозяйственной деятельности предпри­ятия

Отличительные признаки Инновационные проекты Инвестиционные проекты
Критерии эффективности и отбора Рекомендуется отбирать инновации, обладающие патентно-лицензионной чистотой, принципиаль­ной новизной и конку­рентоспособностью Рекомендуется оцени­вать позитивные резуль­таты реализации инве­стиционного проекта
Уровень риска Достаточно высокая ве­роятность риска невос­требованности потреби­телем новой продукции Существует риск недо­получения ожидаемых доходов в связи с изме­нением экономической среды
Основные участники НИИ, вузы, технопарки, венчурные предприятия Банки, биржи, инвесто­ры, хозяйствующие субъекты

8.3. Методы оценки рыночной перспективности инновации

Любой инновационный проект начинается с оценки его ры­ночной перспективы. Для этого необходимо оценить рыночную состоятельность и потенциал нового продукта, понять возмож­ное восприятие нового продукта потребителями, рассчитать объем и темпы роста осваиваемого товарного рынка. В резуль­тате полученных данных оценивается финансовая и ресурсная возможность предприятия по реализации новой технологии.

На практике часто «случается, когда возникают трудности с рынком сбыта нововведения. Это может привести к тому, что вложенные средства в инновации не принесут ожидаемых ре­зультатов либо их получение отложится на неопределенные сроки. Чтобы минимизировать предпринимательский риск по этой позиции, необходимо оценить востребованность иннова­ции рынком.

Практически для оценки экономической эффективности внедрения новшества на предприятии применяются такие же показатели, как при оценке эффективности инвестиционных проектов. Однако эти показатели дополняются показателями, которые характеризуют именно эффективность внедрения нов­шества.

Так как при реализации инновационного проекта в отли­чие от инвестиционных проектов присутствуют такие этапы, как научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-кон­структорские работы (ОКР), необходимые для создания ин­новационного продукта, рост инновационной активности предприятия выражается в накоплении опыта разработки и внедрения новых технологий и усовершенствования продук­тов, которые можно использовать в будущем в инновацион­ных проектах.

Поэтому оценку перспективности инновации следует начи­нать с оценки ее патентоспособности.

Такая оценка должна строиться как на учете качественных факторов (выбор формы правовой охраны, объем получаемых прав, экономическая защита инновации), так и на расчете ко­личественных показателей, характеризующих совокупные за­траты предприятия на правовую охрану новой технологии.

Совокупные затраты на правовую охрану новой техно­логии, приведенные к расчетному периоду, рассчитываются следующим образом:

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

где Зс па — совокупные затраты на охрану нематериальных активов, руб.;

Зпп — затраты на патентные пошлины (за подачу за­явки, экспертизу и выдачу патента), руб.;

Зртз — пошлины за регистрацию товарных знаков, на­именований мест происхождения товара, руб.;

Упп — услуги патентных поверенных, руб.;

ЕП — ежегодные пошлины за поддержание патента в силе, руб.;

г — норма прибыли на вложенный капитал; Т — горизонт расчета (жизненный цикл объекта ин­теллектуальной собственности), годы; t — порядковый номер года.

Пример. Рассчитать совокупные затраты за период жизнен­ного цикла интеллектуальной собственности по правовой охра­не новой технологии по следующим данным: Зпп = 12 тыс. руб.; Зртз = 32 тыс. руб.; Упп = 15 тыс. руб.; ЕП = 35 тыс. руб.; г = ОД; Т = 5 лет.

Решение:

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

Критерием целесообразности получения отечественной или зарубежной правовой защиты на создаваемые нематериальные активы является экономический эффект от новой технологии, рассчитываемый по формуле

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

где Рг — годовой объем рынка, руб.; Qm — объем закупок товара, шт.; Цп — планируемая цена продаж товара, руб. Оценив объем рынка, важно установить темпы его роста, поскольку от этого зависят масштабы будущего производства. Эти данные послужат основанием для расчета затрат по проек­ту и в дальнейшем станут базой для проведения анализа воз­можностей реализации новой технологии на предприятии. Темпы роста рынка (Т ) рассчитываются по формуле

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

где Vq, Vt — объем продаж базисного и планируемого пе­риодов соответственно, руб. Определив темпы роста рынка в пределах анализируемого периода, следует оценить потенциал продукта (Я/7) в нату­ральном и денежном выражении по формулам:

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

где Qit — суммарный объем продаж z-ro вида инновацион­ного продукта в t-м году за период Т в натураль­ном выражении, шт.; Bt — суммарная выручка в t-м году от реализации ин­новационного продукта за период Т в денежном выражении, руб.;

В дальнейшем на основе этих данных предприятие будет анализировать свои ресурсные возможности для достижения намеченных целей на рынке.

При оценке привлекательности различных вариантов инно­вационных проектов предпочтение отдается тем новым техно­логиям или улучшающим продуктам, у которых показатели, составляющие основу метода оценки перспектив на рынке, стремятся к максимуму:

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

Анализ перспектив на рынке включает:

размер отечественных и зарубежных патентных пошлин, по­шлин на регистрацию товарных знаков, за услуги патентных поверенных (соответственно Зпп, Зртз, Упп)\

количество потребителей, объем закупок и планируемую цену продаж товара (соответственно КП> Qm, Цп);

объем продаж новинки (QH).

Перечисленные показатели рассчитывают по интервалам планирования и сравнивают с базисным периодом. При анали­зе рыночной перспективности по внедрению новых технологий за основу такого сравнения берут экономические показатели деятельности предприятия до и после реализации инновацион­но-инвестиционного проекта. Для оценки рынка улучшающих технологий сравнительный анализ целесообразно осуществить по усовершенствуемому продукту, сравнивая экономические показатели в базисном и планируемом периодах.

Таким образом, с помощью перечисленных показателей можно рассчитать и проанализировать перспективы инновации на рынке. При этом важно не только учитывать необходимые расходы по инновационному проекту, но и анализировать ис­ходные возможности предприятия, а также его общее финансо­во-экономическое обеспечение для того, чтобы увязать дости­жение перспективных целей предприятия на рынке с его ре­сурсными возможностями и не допустить, с одной стороны, финансовых проблем у предприятия, а с другой — закрытия инновационного проекта вследствие нехватки денежных средств на его завершение.

Оценка возможностей реализации новой технологии на предприятии направлена на исследование реальности внедре­ния инновации с учетом экономического потенциала и пер­спектив развития конкретного предприятия за определенный период.

Такой анализ представляет собой оценку ресурсов и требуе­мых затрат на реализацию инвестиционного проекта по каждо­му из основных направлений хозяйственной деятельности: НИОКР, маркетинг, производство, финансы и персонал. На основе проведенного расчета и выявленной достаточности или нехватки финансово-экономических ресурсов для реализации инновационного проекта можно оценить возможность пред­приятия финансировать инновационный проект.

Анализ экономических ресурсов предприятия по освоению новых и улучшающих технологий начинается с расчета инже­нерно-конструкторских возможностей.

1. Сметная стоимость инженерно-конструкторских работ

Внедрение разработанной технологии в массовое производ­ство потребует определенной доработки на практике иннова­ционной идеи. В этой связи анализируется производственный и финансовый потенциал предприятия с учетом сметной стои­мости затрат по авторскому сопровождению разработки, что позволяет определить, сможет ли предприятие реализовать НИР и ОКР по проекту за счет своих производственных и фи­нансовых ресурсов или должно будет воспользоваться услуга­ми сторонней организации.

Также определяется, сможет ли предприятие финансиро­вать инженерно-конструкторские работы на подготовку инно­вации к внедрению в массовое производство за счет собствен­ных денежных средств или необходимо привлекать заемные средства. В таком случае в эксплуатационных расходах учиты­ваются дополнительные затраты на обслуживание заемных средств.

Таким образом, капитальные инженерно-конструкторские затраты на подготовку инновации к внедрению в массовое про­изводство определяются по формуле

Кик = Ксс + ^од>

где Кик — конечная сметная стоимость инженерно-конст­рукторских работ по внедрению инновации в массовое производство, руб.; Ксс — сметная стоимость инженерно-конструктор­ских работ, руб.; AuPC0G) — дополнительные капитальные затраты в связи с привлечением сторонних организаций, руб.

2. Технические затраты

Внедрение новых или улучшенных технологий требует до­полнительных производственных линий и оборудования. По­этому необходимо определить дополнительные затраты, свя­занные с подготовкой производства.

Показатель реализуемости инновационного проекта по фак­тору основных фондов (А^С0ф) определяется сравнением имею­щегося и требуемого состава оборудования для реализации ин­новации с учетом затрат на подготовку помещений, в которых оно будет располагаться:

оф х оф.ип ^ оф.пред к'

где К0ф ип — стоимость производственного оборудования, необходимого для инновационного проекта в целом, руб.;

К0фпред — стоимость производственного оборудования предприятия, которое будет использовано при реализации инновационного проекта, руб.;

Кк — размер капитальных затрат, связанных с под-

готовкой производственных помещений к внедрению новых или дополнительных еди­ниц оборудования, руб.

В конечном счете капитальные затраты на приобретение ивнедрение инновационного продукта (К0$) определяются поформуле

Коб " Кип + Кик +0ф>

где Кип — капитальные затраты на приобретение инноваци­онного продукта, руб.

Внедрение инновации приводит к увеличению эксплуатаци­онных затрат.

3. Материальные затраты

Внедрение нового или улучшенного продукта в деятель­ность предприятия приведет к полной или частичной замене качества и количества исходного сырья и материалов. В связи с этим важно определить достаточность материальных ресурсов, необходимых для инновационного проекта, с тем, чтобы опре­делить дополнительные расходы сырья и материалов, которые требуются для выпуска новой или усовершенствованной про­дукции.

Дополнительные материальные затраты предприятия (АЗ^) определяются путем сравнения материальных затрат предприятия на производство продукции до и после реализа­ции инновации:

= Зммп + Змб,

где Зм ип — материальные затраты предприятия на произ­водство новой или улучшенной продукции по инновационному проекту в целом, руб.; Змб — материальные затраты на производство продук­ции в базовом периоде, руб.

Сбытовые затраты

Внедрение и освоение новой продукции могут вызвать не­обходимость проведения реорганизации системы сбыта И'про­движения продукции на рынке. Анализ сравнения объема про­дукции и каналов сбыта позволит выявить масштаб требуемого расширения системы сбыта.

Показатель реализуемости инновационного проекта по ком-мерческо-сбытовому фактору (&Зсб ) определяется путем срав нения имеющейся и требуемой пропускной способности систе­мы сбыта в объемах продаж после реализации инновации:

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

где Зсб ип — сбытовые затраты на единицу продукции после реализации проекта, руб.;

Зс6.б ~ сбытовые затраты на единицу продукции до реализации проекта, руб.;

Qun> Q-б ~ объем продаж после и до реализации проек­та, руб.

5. Затраты по подготовке кадров

При организации инновационного производства, связанно­го с внедрением новой технологии или улучшенного продукта, может возникнуть необходимость привлечения дополнитель­ного персонала или повышения квалификации действующего персонала.

Дополнительные затраты (АЗпер) в связи с увеличением численности работающих и расходов на повышение квалифи­кации персонала можно рассчитать по формуле

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

где ФОТ 6, ФОТип — фонд оплаты труда до и после реали-
зации инновации, руб.;
Зпер — затраты на обучение персонала, руб.

Таким образом, дополнительные эксплуатационные затраты составят

Плата за дополнительные услуги - student2.ru

8.4. Методика оценки эффективности инвестиций в новой технологии

В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов нововведения оцениваются в основ­ном статическими и динамическими методами.

С помощью инновации решаются практические задачи: уве­личение доли рынка, снижение себестоимости, повышение производительности, повышение качества продукции и т.п.

Оценка эффективности инновационных проектов представ­ляет собой расчет группы показателей, позволяющих оценить эффективность инновации с позиции результативности вло­женного в нее капитала.

Метод оценки перспектив инновации позволяет определить ту долю рынка, которую планирует занять предприятие. От спроса на инновационный продукт зависят финансовые пока­затели деятельности предприятия по основным функциональ­ным направлениям хозяйствования, включая НИОКР, марке­тинг, производство, финансы.

Инновационные проекты в общем — это инвестиционные проекты по норовведению. Поэтому оценка их эффективности осуществляется в основном по показателям оценки эффектив­ности инвестиций, кроме того, используются дополнительные показатели оценки эффективности инновационно-инвестици­онного проекта, которые характеризуют именно отдачу от вло­жений в интеллектуальный капитал. При этом учитывается, что предприятие само разрабатывает нововведение или приоб­ретает лицензию.

Наши рекомендации