Плата за дополнительные услуги
Плата за дополнительные услуги лизингодателя распределяется по годам равномерно, т.е. ежегодно в состав лизинговых платежей будет включена сумма
32,0 тыс. руб. : 5 = 6,4 тыс. руб.
5. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость рассчитывается исходя из суммы платежа и ставки 18%:
1-й год: (64,0 + 57,6 + 28,8 + 6,4) х 0,18 = 28,22 тыс. руб.; 2-й год: (64,0 + 44,8 + 22,4 + 6,4) х 0,18 = 24,77 тыс. руб.; 3-й год: (64,0 + 32,0 + 16,0 + 6,4) х 0,18 = 21,31 тыс. руб.; 4-й год: (64,0 + 19,2 + 9,6 + 6,4) х 0,18 - 17,86 тыс. руб.; 5-й год: (64,0 + 6,4 + 3,2 + 6,4) х 0,18 = 14,4 тыс. руб.
Налог на имущество
При исчислении налога на имущество следует руководствоваться инструкцией Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий». Расчет производится ежеквартально исходя из среднегодовой стоимости имущества и ставки 2%.
Поскольку годовая сумма амортизационных отчислений составляет 64,0 тыс. руб., следовательно, каждый квартал остаточная стоимость предмета лизинга будет уменьшаться на 16 тыс. руб.
В соответствии с указанной инструкцией основные средства, являющиеся составляющей объекта обложения налогом на имущество, учитываются для целей налогообложения по остаточной стоимости.
Поскольку осуществляется расчет для каждого года лизинга, для расчета суммы налога на имущество для каждого года договора (табл. 7.2) необходимо определить среднегодовую стоимость имущества:
для 1-го года: (320: 2 + 304 + 288 + 272 + 256 : 2) : 4 = = 288,0 тыс. руб.;
для 2-го года: (256 : 2 + 240 + 224 + 208 + 224 : 2) : 4 = = 228,0 тыс. руб.;
для 3-го года: (192 : 2 + 176 + 160 + 144 + 160 : 2) : 4 = = 164,0 тыс. руб.;
для 4-го года: (128 : 2 + 112 + 96 + 80 + 96 : 2) : 4 = = 100,0 тыс. руб.;
для 5-го года: (64 : 2 + 48 + 32 + 16) : 4 = 32,0 тыс. руб.
Таблица 7.2
Распределение суммы налога на имущество по годам (в тыс. руб.)
Год | Среднегодовая стоимость имущества | Сумма налога на имущество |
1-й | 288,0 | 5,76 |
2-й | 228,0 | 4,56 |
3-й | 164,0 | 3,28 |
4-й | 100,0 | 2,0 |
5-й | 32,0 | 0,64 |
Таблица 7.3
Расчет общего размера лизингового платежа (в тыс. руб.)
Год | А | ПК | KB | ДУ | НДС | ли | |
1-й | 57,6 | 28,8 | 6,4 | 28,22 | 5,76 | 190,78 | |
2-й | 44,8 | 22,4 | 6,4 | 24,77 | 4,56 | 166,93 | |
3-й | 32,0 | 16,0 | 6,4 | 21,31 | 3,28 | 142,99 | |
4-й | 19,2 | 9,6 | 6,4 | 17,86 | 2,0 | 119,06 | |
5-й | 6,4 | 3,2 | 6,4 | 14,4 | 0,64 | 95,04 | |
Итого | 160,0 | 80,0 | 32,0 | 107,19 | 16,24 | 714,8 |
Таким образом, размер ежеквартального лизингового взноса: 714,8 тыс. руб. : 5 лет : 4 квартала = 35,74 тыс. руб. То есть в соответствии с условиями договора лизингополучатель обязан ежеквартально в течение 5 лет перечислять лизингодателю взнос в размере 35,74 тыс. руб. в сроки, определенные договором (табл. 7.3).
7.3. Особенности оценки эффективности инвестиционного проекта, предусматривающие использование имущества на условиях лизинга
Одним из этапов разработки инвестиционного проекта и проектной документации является определение состава основных средств, необходимых для реализации проекта. В общем случае имущество подразделяется на две группы:
• имущество, стоимость которого учитывается в инвестиционных затратах, — собственное имущество;
• имущество, учитываемое в операционных затратах, — привлекаемое имущество.
Как правило, в состав собственного имущества включаются основные объекты производственного назначения — здания, сооружения, основное технологическое оборудование. Затраты на приобретение собственного имущества включаются в общий объем капитальных вложений и в сметную стоимость строительства.
В состав привлекаемого имущества, как правило, включается имущество, необходимость в котором для реализации проекта носит временный характер. При этом проектная документация предусматривает не приобретение, а аренду этого имущества, соответствующие затраты включаются не в инвестиционные, а в операционные затраты.
Общий порядок учета собственного и привлеченного имущества в расчетах показателя эффективности сводится к тому, что:
• расходы, связанные с созданием, приобретением и/или ликвидацией собственного имущества, включаются в денежные потоки от инвестиционной деятельности. Выручка от реализации выбывающего собственного имущества включается в доходы от операционной деятельности. Начисление амортизации и уплата налога на имущество производятся только по собственному имуществу;
• стоимость привлеченного имущества в расчетах не используется. Затраты, связанные с использованием привлеченного имущества, включаются в операционные затраты;
• расходы на аренду имущества у иностранных собственников учитываются отдельно.
Особенность расчета эффективности инвестиционного проекта при привлечении имущества на условиях аренды заключается в том, что на этапе оценки эффективности инвестиционного проекта состав привлекаемого имущества определяется разработчиками проектной документации. На этом этапе также может рассматриваться несколько альтернативных вариантов реализации проекта, различающихся составом арендуемого имущества.
Контрольные вопросы
1.В чем заключается сущность концепции лизинга, используемого для обеспечения предпринимательской деятельности предприятия?
2.В чем заключается преимущество лизинга по сравнению с кредитом? Каково значение лизинга для предпринимательской деятельности?
3.Какие существуют методы определения лизинговых платежей?
4.Опишите схему лизинговой сделки.
5.Какие элементы входят в состав лизингового платежа?
Глава 8
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.1-Пути развития предприятий на современном этапе
Новая экономическая система характеризуется сменой основных конкурентных преимуществ, позволяющих предприятиям выживать и развиваться в условиях рынка. Это проявляется прежде всего в усилении роли нематериальных активов, расширенном инвестировании в интеллектуальный капитал, конкурентная борьба идет не только за обладание материальными ценностями и капиталом, но и за способность к разработке и внедрению инноваций.
В настоящее время компании отслеживают появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремятся первыми получить результаты исследования в свое распоряжение. Таким образом на рынке интеллектуального капитала появляются все новые и новые товары и услуги.
В связи с этим одним из главных государственных приоритетов внутренней политики ведущих мировых держав является научно-технологическое развитие. Разработка современных высоких технологий, производство на их основе новых товаров и услуг, расширение мирового товарного рынка являются одной из важнейших стратегических целей в сфере экономического роста.
Согласно имеющимся в США оценкам на 1 долл., вложенный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские Разработки (НИОКР), приходится 9 долл. роста валового внутреннего продукта (ВВП). Экономический бум 1990-х годов в США объясняется технологическими инновациями, при-ведцщми к появлению новых и улучшенных производственно-потребительских продуктов и услуг с меньшими затратами Ресурсов.
США занимают ведущее положение в мире по мощности научно-технического потенциала. Совокупные затраты США на НИОКР составляют более 250 млрд долл.
Форсированное и масштабное развитие новых технологий приводит к тому, что во всем мире экономический рост все больше определяется прогрессивными знаниями и современными технологическими решениями.
Поскольку конкурентоспособность продукции в условиях глобализации экономики зависит от уровня инновационной деятельности, государство оказывает предприятиям необходимую помощь в этой области. Методы воздействия подразделяются на прямые и косвенные (рис. 8.1).
В мире основными корпоративными интересами становятся самостоятельное развитие НИОКР, создание собственной научно-исследовательской базы, постоянный мониторинг фундаментальных и прикладных исследований, эффективное использование новых научных знаний, полная интеграция науки и производства.
Инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем внедренческой активности. Структура затрат на инновационную деятельность носит специфический характер и свидетельствует о том, что значительные денежные средства направляются на увеличение основного капитала, а не на инновации. На приобретение новых технологий расходуется в среднем 2,4% всех затрат на инновации, а на получение прав на патенты и лицензии — 0,5%.
В результате этого доля России в мировом рынке высоких технологий составляет 0,3%, тогда как на долю США приходится 39%, а на долю Китая — 6%.
Экономическая наука выделяет основные характеристики экономического роста и развития:
• положение предприятия на рынке;
• наличие производственных ресурсов;
• уровень эффективности использования ресурсов;
• финансовая устойчивость;
• система управления;
• квалификация и профессионализм персонала;
• материальное стимулирование;
• инвестиционная и инновационная деятельность.
8.2. Понятие инновации и инновационного проекта
Инновация — это введение нового, она означает процесс использования новшества или изобретения. То есть новая идея, или новация, с момента принятия к распространению приобретает новое качество — становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. Конечным результатом инновационного процесса является новая или усовершенствованная продукция или технология.
Классификация новшеств и инноваций представлена в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации | Виды инноваций |
1. Форма новшества | 1.1. Продукт (открытие, изобретение, патент, товарный знак, торговая марка, эмблема и т.п.) 1.2. Технология (информационная, организаци- онная, производственная, научно-техническая и т.п.) 1.3. Методика (контроля, надзора, образова- тельная, управленческая, социального развития и т.п.) 1.4. Структура (венчурные организации, техно- полис, технопарк и т.п.) |
2. Стадия жизненного цикла продукции, на которой осуществляется инновация | 2.1. Инновация на стадии маркетинга 2.2. Инновация на стадии НИОКР 2.3. Инновация на стадии производства 2.4. Инновация на стадии сервисного обслужи- вания, осуществляемого изготовителем 2.5. Инновации, интегрирующие все стадии (система сертификации, TGM и т.п.) |
3. Степень новизны новшества | 3.1. Радикальные (принципиально новые) 3.2. Модифицированные 3.3. Комбинированные |
4. Масштаб новизны | 4.1. Новые в мировом масштабе 4.2. Новые в стране 4.3. Новые в отрасли 4.4. Новые для организации |
5. Сфера применения новшества | 5.1. Новшества для собственного применения 5.2. Новшества для продажи |
6. Отрасль, где внедряется новшество | 6.1. Внедрение в сфере науки 6.2. Внедрение в сфере образования 6.3. Внедрение в материальном производстве 6.4. Внедрение в социальной сфере и в торговле |
7. Эффект, полученный от внедрения новшества | 7.1. Научно-технический 7.2. Социальный 7.3. Экономический 7.4. Коммерческий 7.5. Интегральный |
Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на превращение результатов научно-исследовательской деятельности в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Термин «нововведение» означает, что новшество используется, т.е. конечным результатом инновационной деятельности является превращение новшества в форму инновации. Таким образом, смысловая связь понятий «новшество» и «инновация» состоит в том, что инновация — конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Для успешного продвижения нововведения на рынке необходимо, чтобы оно обладало следующими характеристиками:
• принципиальная новизна;
• продукция должна быть патентоспособной;
• инновация должна иметь потребительную стоимость.
Понятие инновационного процесса тесно связано с понятием жизненного цикла инноваций. Жизненным циклом инновации называется период времени, начинающийся с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и заканчивающийся моментом, когда инновация исчерпала себя на рынке.
Период жизненного цикла инновации включает следующие основные этапы:
1) базовые фундаментальные исследования;
2) научно-исследовательские работы;
3) опытно-конструкторские разработки;
4) коммерциализация и производство (осуществление маркетинга, бизнес-планирования, патентно-правовой защиты и т.п.);
5) продажа товара, а также лицензий и патентов;
6) завершение инновации (сворачивание производства, переквалификация).
Для управления инновационным процессом необходима определенная классификация инноваций (табл. 8.2).
Дадим комментарии к табл. 8.2. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии), также не исключают создания новых организационных структур в составе предприятия.
Таблица 8.2
Система инноваций и ее структура
Система инноваций и ее структура |
Применение в качестве классификационного признака системных характеристик предприятия означает, что предприятие рассматривается как система, трансформирующая входной ма териально-денежный поток в продукцию предприятия (выходной поток).
Инновации во входном материально-денежном потоке подразумевают изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др. Соответственно инновации в выходном материально-денежном потоке означают выпуск новых изделий, предоставление новых услуг и др. Инновации системной структуры предприятия предполагают инновационные изменения производственной, технологической или управленческой структуры предприятия.
Инновационный проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий научно-исследовательского, проектно-технологического и организационно-экономического характера, предназначенных для достижения поставленных инновационных задач с четко определенными целями при установленном бюджете и в течение установленного срока исполнения.
Существенным недостатком многих из имеющихся в научной литературе описаний признаков и характеристик инновационных проектов является отсутствие достаточно четких различий между понятиями «инновационный проект» и «инвестиционный проект». Ключевым процессом в ходе выполнения любого инвестиционного проекта является инвестирование, которое представляет собой вложения денежных средств (именуемых инвестициями) в целях получения дохода в будущем. Между тем можно привести примеры инновационных проектов, не связанных с прямыми инвестициями, — внедрение новой системы оплаты труда, повышающей уровень мотивации работников и производительность их труда. Главными признаками инновационного проекта, отличающими его от инвестиционных проектов, являются следующие:
главной целью проекта является четко формулируемая конкретная инновация, понимаемая как результат его выполнения. При этом должны быть охарактеризованы осуществляемые изменения объекта управления и описан соответствующий эффект (экономический, научно-технический, социальный, экологический и др.);
характерным признаком инновационного проекта является наличие новшества, на базе которого будет выполняться данный проект. При этом новшество может разрабатываться си лами предприятия. Новшество может также приобретаться в виде технологий, патентов, документации на новый или усовершенствованный продукт и др. В обоих этих случаях получение новшества связано с инвестициями в нематериальные активы, в первом случае это затраты предприятия на разработку новшества, во втором — затраты на приобретение новшества.
Наконец, новшество может быть получено предприятием на безвозмездной основе — в ходе изучения специалистами предприятия научной литературы, участия в конференциях и совещаниях по обмену опытом, на основе личных контактов со специалистами других предприятий и др. В качестве примера можно привести переход на новые образовательные стандарты, осуществленный в 2000 г. российскими вузами. В данном случае новшество представляло собой содержание новых образовательных стандартов по каждой специальности.
Другими характерными признаками инновационного проекта являются следующие:
• срок выполнения проекта;
• ограниченность требуемых ресурсов;
• неповторимость проекта и новизна для предприятия, которое реализует проект;
• правовое и организационное обеспечение (специфическая организационная структура на время реализации проекта);
• разграничение с другими проектами предприятия. Признаки, связанные с ограничениями по срокам, объему и
составу используемых ресурсов, отделяют понятие инновационного проекта от понятия общего инновационного процесса. Инновационные процессы на предприятии могут осуществляться не только в виде инновационных проектов. В этом случае может быть сформулирована только конечная цель, без определения четких сроков и объема выделяемых ресурсов. В виде такого процесса на подавляющем большинстве российских предприятий происходит внедрение информационных технологий на базе персональных компьютеров.
При изучении процессов разработки и реализации новых технологий необходимо проводить разграничение между инно-вационными и инвестиционными проектами (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Отличие между инновационными и инвестиционными проектами
Отличительные признаки | Инновационные проекты | Инвестиционные проекты |
Основное определение | Инновация (нововведение) — это конечный результат инновационного процесса, реализованного на рынке интеллектуальной продукции | Инвестиция — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта |
Жизненный цикл | Начинается с НИОКР | Начинается после НИОКР |
Этапы реализации | Выбор стратегии инновационного развития. Получение новых научных знаний. Разработка технологии, способов, методов производства и ноу-хау. Обеспечение патентно-лицензионной защиты. Продажа лицензии | Выбор стратегии технико-экономического развития. Разработка про-ектно-сметной документации. Формирование бизнес-плана. Эксплуатация объекта |
Основные методы оценки | Перспективность инновации: техническая применяемость технологии; коммерциализуемость, динамика показателей оценки влияния инновации на результативные показатели хозяйственной деятельности предприятия | Статические и динамические методы оценки; анализ и оценка влияния инвестиционного проекта на эффективность хозяйственной деятельности предприятия |
Отличительные признаки | Инновационные проекты | Инвестиционные проекты |
Критерии эффективности и отбора | Рекомендуется отбирать инновации, обладающие патентно-лицензионной чистотой, принципиальной новизной и конкурентоспособностью | Рекомендуется оценивать позитивные результаты реализации инвестиционного проекта |
Уровень риска | Достаточно высокая вероятность риска невостребованности потребителем новой продукции | Существует риск недополучения ожидаемых доходов в связи с изменением экономической среды |
Основные участники | НИИ, вузы, технопарки, венчурные предприятия | Банки, биржи, инвесторы, хозяйствующие субъекты |
8.3. Методы оценки рыночной перспективности инновации
Любой инновационный проект начинается с оценки его рыночной перспективы. Для этого необходимо оценить рыночную состоятельность и потенциал нового продукта, понять возможное восприятие нового продукта потребителями, рассчитать объем и темпы роста осваиваемого товарного рынка. В результате полученных данных оценивается финансовая и ресурсная возможность предприятия по реализации новой технологии.
На практике часто «случается, когда возникают трудности с рынком сбыта нововведения. Это может привести к тому, что вложенные средства в инновации не принесут ожидаемых результатов либо их получение отложится на неопределенные сроки. Чтобы минимизировать предпринимательский риск по этой позиции, необходимо оценить востребованность инновации рынком.
Практически для оценки экономической эффективности внедрения новшества на предприятии применяются такие же показатели, как при оценке эффективности инвестиционных проектов. Однако эти показатели дополняются показателями, которые характеризуют именно эффективность внедрения новшества.
Так как при реализации инновационного проекта в отличие от инвестиционных проектов присутствуют такие этапы, как научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторские работы (ОКР), необходимые для создания инновационного продукта, рост инновационной активности предприятия выражается в накоплении опыта разработки и внедрения новых технологий и усовершенствования продуктов, которые можно использовать в будущем в инновационных проектах.
Поэтому оценку перспективности инновации следует начинать с оценки ее патентоспособности.
Такая оценка должна строиться как на учете качественных факторов (выбор формы правовой охраны, объем получаемых прав, экономическая защита инновации), так и на расчете количественных показателей, характеризующих совокупные затраты предприятия на правовую охрану новой технологии.
Совокупные затраты на правовую охрану новой технологии, приведенные к расчетному периоду, рассчитываются следующим образом:
где Зс па — совокупные затраты на охрану нематериальных активов, руб.;
Зпп — затраты на патентные пошлины (за подачу заявки, экспертизу и выдачу патента), руб.;
Зртз — пошлины за регистрацию товарных знаков, наименований мест происхождения товара, руб.;
Упп — услуги патентных поверенных, руб.;
ЕП — ежегодные пошлины за поддержание патента в силе, руб.;
г — норма прибыли на вложенный капитал; Т — горизонт расчета (жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности), годы; t — порядковый номер года.
Пример. Рассчитать совокупные затраты за период жизненного цикла интеллектуальной собственности по правовой охране новой технологии по следующим данным: Зпп = 12 тыс. руб.; Зртз = 32 тыс. руб.; Упп = 15 тыс. руб.; ЕП = 35 тыс. руб.; г = ОД; Т = 5 лет.
Решение:
Критерием целесообразности получения отечественной или зарубежной правовой защиты на создаваемые нематериальные активы является экономический эффект от новой технологии, рассчитываемый по формуле
где Рг — годовой объем рынка, руб.; Qm — объем закупок товара, шт.; Цп — планируемая цена продаж товара, руб. Оценив объем рынка, важно установить темпы его роста, поскольку от этого зависят масштабы будущего производства. Эти данные послужат основанием для расчета затрат по проекту и в дальнейшем станут базой для проведения анализа возможностей реализации новой технологии на предприятии. Темпы роста рынка (Т ) рассчитываются по формуле
где Vq, Vt — объем продаж базисного и планируемого периодов соответственно, руб. Определив темпы роста рынка в пределах анализируемого периода, следует оценить потенциал продукта (Я/7) в натуральном и денежном выражении по формулам:
где Qit — суммарный объем продаж z-ro вида инновационного продукта в t-м году за период Т в натуральном выражении, шт.; Bt — суммарная выручка в t-м году от реализации инновационного продукта за период Т в денежном выражении, руб.;
В дальнейшем на основе этих данных предприятие будет анализировать свои ресурсные возможности для достижения намеченных целей на рынке.
При оценке привлекательности различных вариантов инновационных проектов предпочтение отдается тем новым технологиям или улучшающим продуктам, у которых показатели, составляющие основу метода оценки перспектив на рынке, стремятся к максимуму:
Анализ перспектив на рынке включает:
размер отечественных и зарубежных патентных пошлин, пошлин на регистрацию товарных знаков, за услуги патентных поверенных (соответственно Зпп, Зртз, Упп)\
количество потребителей, объем закупок и планируемую цену продаж товара (соответственно КП> Qm, Цп);
объем продаж новинки (QH).
Перечисленные показатели рассчитывают по интервалам планирования и сравнивают с базисным периодом. При анализе рыночной перспективности по внедрению новых технологий за основу такого сравнения берут экономические показатели деятельности предприятия до и после реализации инновационно-инвестиционного проекта. Для оценки рынка улучшающих технологий сравнительный анализ целесообразно осуществить по усовершенствуемому продукту, сравнивая экономические показатели в базисном и планируемом периодах.
Таким образом, с помощью перечисленных показателей можно рассчитать и проанализировать перспективы инновации на рынке. При этом важно не только учитывать необходимые расходы по инновационному проекту, но и анализировать исходные возможности предприятия, а также его общее финансово-экономическое обеспечение для того, чтобы увязать достижение перспективных целей предприятия на рынке с его ресурсными возможностями и не допустить, с одной стороны, финансовых проблем у предприятия, а с другой — закрытия инновационного проекта вследствие нехватки денежных средств на его завершение.
Оценка возможностей реализации новой технологии на предприятии направлена на исследование реальности внедрения инновации с учетом экономического потенциала и перспектив развития конкретного предприятия за определенный период.
Такой анализ представляет собой оценку ресурсов и требуемых затрат на реализацию инвестиционного проекта по каждому из основных направлений хозяйственной деятельности: НИОКР, маркетинг, производство, финансы и персонал. На основе проведенного расчета и выявленной достаточности или нехватки финансово-экономических ресурсов для реализации инновационного проекта можно оценить возможность предприятия финансировать инновационный проект.
Анализ экономических ресурсов предприятия по освоению новых и улучшающих технологий начинается с расчета инженерно-конструкторских возможностей.
1. Сметная стоимость инженерно-конструкторских работ
Внедрение разработанной технологии в массовое производство потребует определенной доработки на практике инновационной идеи. В этой связи анализируется производственный и финансовый потенциал предприятия с учетом сметной стоимости затрат по авторскому сопровождению разработки, что позволяет определить, сможет ли предприятие реализовать НИР и ОКР по проекту за счет своих производственных и финансовых ресурсов или должно будет воспользоваться услугами сторонней организации.
Также определяется, сможет ли предприятие финансировать инженерно-конструкторские работы на подготовку инновации к внедрению в массовое производство за счет собственных денежных средств или необходимо привлекать заемные средства. В таком случае в эксплуатационных расходах учитываются дополнительные затраты на обслуживание заемных средств.
Таким образом, капитальные инженерно-конструкторские затраты на подготовку инновации к внедрению в массовое производство определяются по формуле
Кик = Ксс + ^од>
где Кик — конечная сметная стоимость инженерно-конструкторских работ по внедрению инновации в массовое производство, руб.; Ксс — сметная стоимость инженерно-конструкторских работ, руб.; AuPC0G) — дополнительные капитальные затраты в связи с привлечением сторонних организаций, руб.
2. Технические затраты
Внедрение новых или улучшенных технологий требует дополнительных производственных линий и оборудования. Поэтому необходимо определить дополнительные затраты, связанные с подготовкой производства.
Показатель реализуемости инновационного проекта по фактору основных фондов (А^С0ф) определяется сравнением имеющегося и требуемого состава оборудования для реализации инновации с учетом затрат на подготовку помещений, в которых оно будет располагаться:
оф х оф.ип ^ оф.пред к'
где К0ф ип — стоимость производственного оборудования, необходимого для инновационного проекта в целом, руб.;
К0фпред — стоимость производственного оборудования предприятия, которое будет использовано при реализации инновационного проекта, руб.;
Кк — размер капитальных затрат, связанных с под-
готовкой производственных помещений к внедрению новых или дополнительных единиц оборудования, руб.
В конечном счете капитальные затраты на приобретение ивнедрение инновационного продукта (К0$) определяются поформуле
Коб " Кип + Кик + &К0ф>
где Кип — капитальные затраты на приобретение инновационного продукта, руб.
Внедрение инновации приводит к увеличению эксплуатационных затрат.
3. Материальные затраты
Внедрение нового или улучшенного продукта в деятельность предприятия приведет к полной или частичной замене качества и количества исходного сырья и материалов. В связи с этим важно определить достаточность материальных ресурсов, необходимых для инновационного проекта, с тем, чтобы определить дополнительные расходы сырья и материалов, которые требуются для выпуска новой или усовершенствованной продукции.
Дополнительные материальные затраты предприятия (АЗ^) определяются путем сравнения материальных затрат предприятия на производство продукции до и после реализации инновации:
= Зммп + Змб,
где Зм ип — материальные затраты предприятия на производство новой или улучшенной продукции по инновационному проекту в целом, руб.; Змб — материальные затраты на производство продукции в базовом периоде, руб.
Сбытовые затраты
Внедрение и освоение новой продукции могут вызвать необходимость проведения реорганизации системы сбыта И'продвижения продукции на рынке. Анализ сравнения объема продукции и каналов сбыта позволит выявить масштаб требуемого расширения системы сбыта.
Показатель реализуемости инновационного проекта по ком-мерческо-сбытовому фактору (&Зсб ) определяется путем срав нения имеющейся и требуемой пропускной способности системы сбыта в объемах продаж после реализации инновации:
где Зсб ип — сбытовые затраты на единицу продукции после реализации проекта, руб.;
Зс6.б ~ сбытовые затраты на единицу продукции до реализации проекта, руб.;
Qun> Q-б ~ объем продаж после и до реализации проекта, руб.
5. Затраты по подготовке кадров
При организации инновационного производства, связанного с внедрением новой технологии или улучшенного продукта, может возникнуть необходимость привлечения дополнительного персонала или повышения квалификации действующего персонала.
Дополнительные затраты (АЗпер) в связи с увеличением численности работающих и расходов на повышение квалификации персонала можно рассчитать по формуле
где ФОТ 6, ФОТип — фонд оплаты труда до и после реали-
зации инновации, руб.;
Зпер — затраты на обучение персонала, руб.
Таким образом, дополнительные эксплуатационные затраты составят
8.4. Методика оценки эффективности инвестиций в новой технологии
В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов нововведения оцениваются в основном статическими и динамическими методами.
С помощью инновации решаются практические задачи: увеличение доли рынка, снижение себестоимости, повышение производительности, повышение качества продукции и т.п.
Оценка эффективности инновационных проектов представляет собой расчет группы показателей, позволяющих оценить эффективность инновации с позиции результативности вложенного в нее капитала.
Метод оценки перспектив инновации позволяет определить ту долю рынка, которую планирует занять предприятие. От спроса на инновационный продукт зависят финансовые показатели деятельности предприятия по основным функциональным направлениям хозяйствования, включая НИОКР, маркетинг, производство, финансы.
Инновационные проекты в общем — это инвестиционные проекты по норовведению. Поэтому оценка их эффективности осуществляется в основном по показателям оценки эффективности инвестиций, кроме того, используются дополнительные показатели оценки эффективности инновационно-инвестиционного проекта, которые характеризуют именно отдачу от вложений в интеллектуальный капитал. При этом учитывается, что предприятие само разрабатывает нововведение или приобретает лицензию.